ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНЫХ НАЛОГОВ


Айрат ХАБИРОВ, начальник отдела налогов и права департамента аудита группы «2К Аудит — Деловые консультации»

Проблемы администрирования налога на добавленную стоимость — самые наболевшие и трудноразрешимые для отечественных налоговых органов. Тот факт, что НДС является абсолютным лидером среди доходных источников федеральной казны, которую он пополняет более чем на 40%, предопределяет высокую цену этого вопроса и пристальнейшее внимание к нему со стороны государства.

Среди проблем администрирования НДС особое место занимают злоупотребления, связанные с возмещением налога при экспорте. Среди них — лжеэкспорт, завышение цен с целью увеличения входящего НДС, вывод НДС, уплаченного экспортером поставщикам, через схемы с участием фирм-однодневок.

Само по себе возмещение НДС организациям-экспортерам — общепринятая мировая практика при проведении внешнеторговых операций, предусматривающая уплату НДС на территории страны-импортера. Это позволяет избежать нежелательной налоговой конкуренции между странами и снижает издержки, связанные с таможенным оформлением импорта. Однако в России механизм возврата экспортного НДС часто используется недобросовестными налогоплательщиками как источник незаконного дохода, получаемого путем изъятия из бюджета крупных сумм.

Данные, опубликованные налоговыми органами России, свидетельствуют о положительной динамике роста возмещаемого из федерального бюджета НДС, уплачиваемого экспортерами поставщикам материальных ресурсов. Так, по сведениям Счетной палаты РФ, в 1999 году эти средства составляли 39,7 млрд руб., или 18,3% от суммы НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации, зачисленной по итогам года в бюджет, в 2001 году — 211,9 млрд руб. (44,4%), а в 2003-м — 292 млрд руб. (47,2%).

ОТ ПРОБЛЕМ НЕ УЙДЕШЬ

Стремление налоговиков предотвратить незаконное возмещение экспортного НДС путем установления административных препон не дает желаемых результатов. Наиболее распространены такие средства административного давления, как продление сроков рассмотрения ходатайств о возврате НДС и тщательная проверка «входящего» НДС по всей цепочке поставщиков. Однако организации-поставщики создаются исключительно в целях налоговой «оптимизации» и к моменту проведения контрольных мероприятий обычно ликвидируются. А отсутствие в налоговом законодательстве связи между соблюдением налоговой дисциплины компаниями-экспортерами и возможностью возмещения ими НДС объясняет тот факт, что в арбитражном суде исход дела, касающегося возмещения НДС, нередко решается в пользу не всегда добросовестного налогоплательщика.

В то же время административные меры приводят к тому, что законопослушные экспортеры становятся неконкурентоспособными и вынуждены либо покидать рынок, либо применять «серые» схемы.

Аналогичные схемы «оптимизации» налогов используются и для операций на внутреннем рынке. Причем масштаб уклонения здесь на порядок выше, чем по экспортным контрактам, поскольку такие схемы менее контролируемы. Это вызвано тем, что возмещение НДС в данном случае осуществляется не из средств бюджета, а самими налогоплательщиками путем зачета суммы «входящего» НДС, переданного по цепочке подконтрольным организациям. В бюджет идет разница между суммой НДС, поступившей в составе выручки налогоплательщика, и суммой, «слитой» в фирмы-однодневки.

Как правило, бо’льшая часть подобных операций вообще не находит отражения в налоговой отчетности. Поэтому расчеты масштабов недополученных в результате такого уклонения налогов являются весьма приблизительными, носят вероятностный характер и варьируют, по различным оценкам, в пределах 40—60% от собираемых налогов.

НАЛОГИ — НА СЧЕТЧИК

Предложенная Минфином система обособления НДС по всей цепочке продвижения товара на специальных НДС-счетах, одобренная Правительством России в октябре 2003 года, по замыслу разработчиков, должна была мобилизовать на указанных счетах более 500 млрд руб. в год. Такая мера привела бы к значительному увеличению доходов федерального бюджета, с одной стороны, и повышению эффективности ее налогового администрирования — с другой.

По заверениям сторонников НДС-счетов, это дало бы возможность упростить порядок возмещения и ускорить возврат НДС при налогообложении по нулевой ставке. Планировалось, что возросшее бремя налоговой нагрузки коснется главным образом тех предпринимателей, которые используют схемы ухода от уплаты НДС с применением фирм-однодневок, что, в свою очередь, приведет к уменьшению искажений в экономике и повышению конкурентоспособности добросовестных налогоплательщиков. Рост налоговых доходов бюджета позволил бы снизить ставку налога до 12—14%.

Однако столь радужную картину, представленную авторами этого проекта, омрачают прогнозы их оппонентов. К основным негативным последствиям его реализации они относят:

  • отвлечение и замораживание оборотных средств организаций*;
  • увеличение издержек компаний, банков, фискальных органов, связанных с обслуживанием этой системы;
  • рост цен в результате повышения налоговой нагрузки;
  • развитие иных способов уклонения от налогообложения, в том числе схем с участием фирм, перешедших на уплату налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, сельхозналог); использования в расчетах неучтенной наличности; лжеэкспорта; проведения расчетов без участия денежных средств и т. п.

По мнению оппонентов, система НДС-счетов в долговременной перспективе препятствует росту налоговых доходов бюджета.

В феврале 2004 года на заседании правительства в ходе дискуссии между защитниками и противниками НДС-счетов победу одержали последние. В марте министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что взамен к 2006 году введут так называемый мягкий вариант НДС-счетов, предполагающий использование транзитных НДС-счетов без отвлечения оборотных средств. Суммы НДС по сделкам будут вначале проходить через них, а затем транзитом поступать на расчетные счета. Это позволило бы налоговым органам организовать оперативный мониторинг за поступлениями и возмещением налога.

Однако в действительности вероятность введения НДС-счетов невелика. Как свидетельствует международная практика, они применяются сейчас только в налоговой системе Болгарии. В Украине сроки введения спецсчетов несколько раз переносились, после чего этот процесс был приостановлен «до приведения в соответствие с законодательством».

Дело в том, что принудительное изъятие средств налогоплательщика с правовой точки зрения противоречит основополагающим принципам и нормам гражданского и налогового законодательства (свобода договора, договор банковского счета, очередность списания средств со счета и т. д.) и потребует внесения многочисленных кардинальных изменений в действующее законодательство. Учитывая уровень российского правотворчества, можно предположить, что реализация этого решения приведет к множеству коллизий и правовых пробелов.

СТАВКИ СДЕЛАНЫ

Проблемы с администрированием НДС существуют не только в России. Например, по оценкам экспертов Великобритании, свыше 50% британских потребителей строительных услуг, облагаемых по максимальной в стране ставке 17,5% (при средней ставке 5%), используют различные способы уклонения от налогообложения, в основе которых лежат манипуляции на разнице между начисленным и возмещаемым НДС, в результате чего казна королевства ежегодно теряет порядка $1,4 млрд. В качестве наиболее эффективного решения проблемы в Великобритании активно лоббируется унификация всех ставок НДС на уровне 5%.

При рассмотрении вопроса о целесообразности нескольких ставок НДС нужно отметить, что с точки зрения налогового администрирования предпочтительнее единая ставка. При увеличении количества ставок усложняются налоговые расчеты, что не только приводит к росту вероятности совершения ошибок, но и создает дополнительные возможности для реализации схем по извлечению незаконных доходов с применением «вилки» между «входящим» и начисленным НДС.

Помимо этого аргумента в пользу сокращения количества ставок говорит и тот факт, что при множественности ставок по НДС происходит искажение потребительского выбора и выбора производителей.

Кроме того, повышенные ставки НДС обычно применяются к товарам, чья доля в совокупном потреблении невелика, что при относительно небольших дополнительных доходах приводит к высоким издержкам администрирования.

В завершение статьи рассмотрим перспективы снижения в России налоговых ставок по НДС. Сегодня у нас действуют две ставки НДС: 18%, которая применяется к большинству товаров и услуг, и льготная ставка в 10%. Согласно заявлению заместителя министра финансов Сергея Шаталова, сделанному им в марте 2004 года, с начала 2006 года предполагается уменьшение НДС до 16% с отказом от льготной ставки.

Перенос сроков снижения НДС объясняется отчасти «приоритетной необходимостью рассчитаться по долгам», отчасти нерешенностью вопроса о введении НДС-счетов и, наконец, нехваткой средств в связи с подготовкой к реализации проекта по организации особых экономических зон (промышленных и технико-внедренческих) для создания наукоемких производств и разработки технологий. «Резиденты» зон, по замыслу авторов проекта, будут освобождаться от уплаты таможенных пошлин, пользоваться льготными тарифами на коммунальные услуги, льготными ставками на аренду земли и производственных мощностей, а также получать бюджетные субсидии и дешевые госкредиты.