Сергей ЯШЕЧКИН, председатель правления ОАО «РКС»: «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НЕОБХОДИМО РЕШАТЬ БЕЗ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ЛОЗУНГАМИ»


Беседу вела Татьяна Пудова

— Сергей Викторович, как вы оцениваете перспективы частного бизнеса в жилищно-коммунальной сфере страны?

— Коммунальный комплекс является довольно привлекательным сектором для вложения инвестиций в том случае, если созданы необходимые условия для работы частных операторов. Ежегодный объем рынка коммунальных услуг в России составляет около 700 млрд руб., и с каждым годом он продолжает расти. Средства достаточно большие, но при нынешней системе хозяйствования в отрасли расходуются они, мягко говоря, не совсем эффективно. Что особенно заметно по состоянию объектов коммунального комплекса, в большинстве своем плачевном. Износ инженерной инфраструктуры водо-, тепло- и электроснабжения в среднем по отрасли составляет 50—60%, по отдельным объектам — 80—90%. Это означает, что в сфере ЖКХ мы стоим на пороге настоящей техногенной катастрофы, угроза которой с каждым годом становится все более реальной.

Отечественный крупный бизнес уже имеет неплохой опыт по выводу отраслей народного хозяйства из кризисных ситуаций. Достаточно посмотреть на то, как сейчас развиваются нефтегазовый сектор, черная и цветная металлургия и др. Усилиями частных компаний некоторые отрасли вообще созданы с нуля, например современная инфраструктура мобильной связи. Сейчас идет активное освоение лучшего зарубежного опыта по частному управлению коммунальной сферой. В стране появились и уже действуют негосударственные операторы. Так что возможности для успешного вхождения коммунальной отрасли в рыночную среду есть, и довольно неплохие.

— Какие условия должны быть созданы в России для прихода частного бизнеса в ЖКХ?

— Во-первых, необходимо отладить бюджетные отношения в сфере оплаты коммунальных услуг. По статистике более половины долгов, которые накоплены в отрасли (а это 200 млрд руб.), приходится на бюджеты всех уровней. Пока мы не научимся правильно верстать бюджеты, соотнося их с тарифной политикой и другими значимыми факторами, задолженность потребителей перед коммунальщиками по-прежнему будет расти.

Во-вторых, требуется отрегулировать законодательные вопросы, касающиеся коммунальной отрасли, в том числе деятельности частных операторов. К примеру, у нас нет закона о концессии, есть трудности в определении льгот и тарифов в центре и на местах.

В-третьих, пора решить вопрос о собственности на коммунальные объекты. Наша принципиальная позиция по этой проблеме: имущество муниципальных коммунальных предприятий должно оставаться собственностью муниципалитетов. Но действующие законы позволяют проводить приватизацию стратегической инфраструктуры.

И, наконец, есть реальная потребность в привлечении в отрасль долгосрочных инвестиций. В сфере жилищного строительства отрабатывается механизм ипотеки, однако инвестиционной схемы привлечения «длинных» кредитов в коммунальный комплекс со стороны отечественных финансовых институтов пока нет. Эту проблему можно решить только на уровне государства.

— Что мешает развитию частного бизнеса в ЖКХ?

— Одна из причин — нежелание руководства муниципальных коммунальных предприятий проводить системные изменения в отрасли. Старая схема, при которой деньги на развитие ЖКХ брались у государства, а их расходование на уровне муниципалитетов никто не контролировал, многих устраивает. Мы противопоставляем этому прозрачность бизнеса и финансовых потоков в отрасли, берем на себя социальную ответственность перед потребителями, муниципальными властями, государством.

Развитие реформ в ЖКХ тормозится и по другим причинам — экономическим, политическим, социальным. Мы считаем, что экономические вопросы необходимо решать без манипулирования политическими лозунгами. И только при этом условии станет возможным выход из нынешней тупиковой ситуации.

— Какие задачи, на ваш взгляд, должна преследовать реформа в ЖКХ на данном этапе?

— Сейчас нужно осознать важность коммунальной отрасли и ее сопряженность с другими сферами — жилищной, финансовой, производственной. Здесь можно добиться мультипликативного эффекта, когда развитие «коммуналки» приведет не только к улучшению качества услуг, но и к ускорению оборачиваемости капитала отрасли, что усилит интерес инвесторов к участию в модернизации предприятий.