Сергей ГЛАЗЬЕВ, депутат Государственной думы РФ: «НАМ НУЖНА ЭКОНОМИКА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ»


Записал Сергей Ткачук

Записал Сергей Ткачук

— Говоря о повестке второго президентского срока Владимира Путина, я предпочитаю руководствоваться не банальными подходами правительства к решению экономических задач, а конструктивными схемами экономического развития, способными повысить уровень производства и благосостояния граждан. Пока правительство отвлекается на удовлетворение интересов монополистов и связанных с ними чиновников, я готов предложить альтернативную концепцию экономического развития.

Отмечу, что между ростом производства и благосостоянием народа существует устойчивая и нерушимая связь. Продуманная и соответствующая национальным интересам макроэкономическая политика стимулирует развитие производства и рост инвестиций, что влечет за собой расширение занятости населения в различных сферах производительного труда и повышение благосостояния. Для этого необходимо только одно условие: чтобы государство воспринимало экономический рост как основу для решения социальных вопросов и имело политическую волю для проведения такого курса.

В последнем своем Послании Федеральному собранию президент поставил задачу удвоения валового внутреннего продукта к 2010 году. Достижение этой цели невозможно, если не обеспечить десятипроцентного темпа роста экономики ежегодно. Собственно, на реальности таких темпов я настаивал в течение последних пяти лет. То, что государство в лице президента вынуждено теперь признать нашу правоту, — это важный успех. Но вместе с тем я отчетливо осознаю, что без кардинального изменения национальной экономической политики добиться намеченного не удастся. В противном случае планы, выдвинутые нынешним главой государства, в очередной раз останутся всего лишь благостными пожеланиями.

Чтобы вдохнуть жизнь в отечественное производство и обеспечить рост инвестиций, требуется изменить макроэкономический климат, который сегодня губителен для производственной сферы. Как это сделать? В первую очередь нужно снизить процентные ставки по кредитам до приемлемого для промышленных предприятий уровня. В то же время отмечу, что денежное предложение должно соответствовать спросу производственной сферы на финансовые ресурсы. Главной задачей для меня и моих сторонников является наращивание инвестиций в производство. Ведь 80% средств в развитие производства сейчас вкладывают сами предприятия, не имеющие достаточных оборотных средств. Получается замкнутый круг: инвестиции слишком малы и не могут обеспечить существенного оживления производства. Эта ситуация — следствие денежно-кредитной политики государства, которая устроена таким образом, что обслуживает интересы только сырьевого сектора, ориентированного на внешний рынок. Сегодня в нашей промышленности задействована в среднем половина имеющихся мощностей. При этом отрасли, выпускающие товары народного потребления, загружены на 20—30%.

Предложенная мною программа позволит увеличить загрузку предприятий, она даст колоссальный стимул для экономического роста, запустит механизм роста производства отечественных товаров народного потребления. Это очень важно для повышения эффективности экономики, потому что многие наши предприятия, специализирующиеся на выпуске товаров длительного пользования, при существующей сегодня низкой степени загрузки обречены на разорение. В силу отсутствия оборотных средств они не выдерживают конкуренции с дешевым, часто недоброкачественным импортом. Рост заказов позволит резко поднять эффективность производства, даст возможность осваивать новые технологии и, поскольку мы соблюдаем принцип конкурсности, то есть конкурентности, производить товары надлежащего качества.

Теперь о денежной массе — важнейшем факторе конкурентоспособности российской экономики. Рубль у нас привязан к доллару. Ставка рефинансирования Центробанка втрое выше рентабельности в обрабатывающей промышленности. Естественно, что это не может стимулировать процесс кредитования предприятий коммерческими банками. Таким образом, Центробанк не является генератором экономической активности, каковым по идее должен быть, он не обеспечивает страну надежной системой организации кредита.

В оздоровлении, в общем-то, нуждается вся отечественная банковская система. Восстановление платежно-расчетных, инвестиционных и сберегательных функций банков будет способствовать оживлению производственной сферы, стимулировать, наряду с другими мерами, их переориентацию на кредитование производства. А система государственного страхования рублевых вкладов поможет укрепить заметно пошатнувшееся доверие к банковской системе и вовлечь сбережения населения в экономический оборот. Государственная программа санации и оздоровления коммерческих банков должна восстановить и такую функцию банковской системы, как трансформация сбережений в производственные инвестиции. Ведь уже сегодня объем ежегодных сбережений дает возможность утроить объемы инвестиций, однако этот спасительный для экономики механизм попросту не работает.

Прекращение оттока капитала — важное условие устойчивости денежной системы и нормализации денежного обращения. Для этого необходимо создание комплексной системы валютного таможенного и налогового контроля, кардинальное повышение действенности санкций в отношении нарушителей валютного законодательства. Свободная конвертируемость рубля должна обеспечивать текущие внешнеторговые операции, включая оплату импорта, туристических услуг, почтовые переводы. Одновременно требуется осуществить комплекс мер по избавлению российской экономики от долларовой массы, в частности по защите рублевых сбережений и вытеснению доллара из торговых расчетов. Расширение использования рубля во внешнеторговых расчетах, в том числе за экспортные поставки энергоносителей, позволит ему занять положение основной резервной валюты в СНГ, а также в других государствах, ориентирующихся на российский рынок. Это, в свою очередь, является необходимым условием оздоровления финансового положения предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, так как приводит к устранению ценовых диспропорций, образовавшихся вследствие многократного завышения цен на энергоносители, сырьевые товары, продукцию естественных монополий. Для прекращения опережающего роста цен на них следует применять широкий спектр соответствующих инструментов государственного регулирования — от жесткого пресечения картельных соглашений до временного замораживания цен.

Стержнем внешнеэкономической политики в условиях острой международной конкуренции обязана стать защита национальных интересов, то есть интересов российских товаропроизводителей. Наши приоритетные задачи в сфере регулирования внешней торговли — обеспечить высокую конкурентоспособность отечественного производства, создать условия для его роста, гарантировать права потребителей, стимулировать добросовестную конкуренцию. Свобода торговли и движения капитала должна признаваться постольку, поскольку способствует повышению благосостояния и обеспечению законных прав и свобод граждан страны. Либерализацию торговли и движения капитала между странами нельзя рассматривать как самоцель и проводить под диктовку сильнейших государств — ее условия должны быть взаимовыгодными.

Очевидно, что экономика устала от хаоса, от отсутствия стабильности и определенности, а без них невозможно никакое развитие. Нужно определить основные ориентиры, и тактические действия рассчитывать уже исходя из этого. Я настаиваю на том, что необходимо ввести в практику прогнозирование и индикативное планирование социально-экономического развития, осуществляемые по нескольким циклам: годовому, пятилетнему и 15-летнему. Но в отличие от директив, которые спускались «сверху» при централизованной плановой системе, и тех директив по абстрактному удвоению ВВП, что декларируются сейчас, индикативные планы не будут носить формально-бюрократического характера и навязываться административным путем. Они должны разрабатываться с участием ученых, трудовых коллективов, деловых кругов, представителей крупных корпораций и ассоциаций товаропроизводителей — всех тех, кто заинтересован в лучшей жизни российских граждан. Сама процедура разработки плана будет предусматривать поиск общенационального согласия в отношении приоритетов социально-экономического развития страны и опираться на работу институтов социального партнерства. То есть помимо стратегической экономической задачи планирование обязано решать и важнейшую политическую, идеологическую задачу: сплачивать общество, объединять его ради возрождения страны. Это — тип нравственной экономики, экономики с человеческим лицом.

Хочу подчеркнуть, что все перечисленные принципы макроэкономической политики рассматриваются мною не как самоцель, а как средство улучшения жизни всех граждан страны. Нынешнее правительство упорно игнорирует наши предложения и продолжает курс на удушение российской экономики и потому очевидно, что осуществлена эта программа может быть только при другом правительстве — социально ответственном и действующем в национальных интересах. Этим утверждением я, кстати, отвечаю на часто повторяющийся вопрос: почему, собственно, я занялся политикой.

Без социальной справедливости экономическая эффективность превращается в разрушительный для общества эгоизм. Без экономической эффективности справедливость оборачивается уравниловкой. Что же касается патриотизма, то это чувство служит одним из главных экономических стимулов и порождает стремление к справедливости, восстановлению достоинства человека и страны, приводит к форсированному развитию национальной экономики, формированию власти, действительно подотчетной народу. А наше правительство изо всех сил пытается уйти от ответственности за фактически финансовые преступления, которые были совершены против общества.

Например, под видом реформы жилищно-коммунального хозяйства запущен механизм перераспределения источников финансирования отрасли. Предлагая прекратить прямое выделение из бюджета средств для ЖКХ, отменить многие льготы при оплате коммунальных услуг, инициаторы реформы перекладывают бремя расходов отрасли на население. По расчетам специалистов, к концу прошлого года общая стоимость коммунальных услуг для населения повысилась в полтора раза, а в некоторых регионах в два-три раза. Но таким образом невозможно решить проблемы ЖКХ. Ведь значительную часть затрат отрасли составляют потери (потери тепла в теплоцентралях — до 50% от вырабатываемого объема, а перерасход воды в водоканалах — многократный). То есть гражданам придется оплачивать не реально предоставляемые услуги, а потери предприятий ЖКХ.

Кроме того, необходимо ужесточить государственное регулирование тарифной политики крупных поставщиков тепла и электроэнергии, создать схему сбалансированной оплаты электроэнергии предприятиями и населением. Потребители должны оплачивать только реально полученные услуги. А потому счетчики тепла и воды надо устанавливать повсеместно и за счет государства.