БЕЛЕЕТ МОЙ ПАРУС…


Агунда АЛБОРОВА

Искрящийся солнечными бликами ярко-синий океан, белоснежные паруса и красотки в бикини, свешивающие неправдоподобно длинные ноги с палубы несущейся навстречу приключениям озорной яхты…
Путешествия на парусных яхтах, арендованных в странах Средиземноморского и Карибского бассейнов, а также Юго-Восточной Азии, стремительно завоевывают симпатии российских бизнесменов.
Стоимость чартера яхты, если ее разложить на компанию из нескольких человек, сопоставима с ценой пребывания в пятизвездочном отеле. Но впечатления, полученные во время плавания, вряд ли поддаются каким-либо сравнениям…

Законодателями моды в яхтинге по праву считаются две державы — Великобритания и США. Первый яхт-клуб основан в 1720 году англичанами, они же «заразили» этим увлечением не только европейцев, но и жителей Нового Света.

Соревнования и отдых на яхтах стали настолько популярны, что чартер яхт в начале XX века был переведен на коммерческую основу. Судостроительные фирмы откликнулись на растущий спрос, построив огромное количество яхт, которые были расставлены сначала в бухтах Средиземноморского бассейна (здесь находится первый по величине парусный флот), а потом на Карибских островах (второй по величине парусный флот). В последнее время на этот рынок вышли Австралия и Новая Зеландия, яхтинг для них является одним из главных национальных видов спорта.

Благодаря многолетней истории существования яхт-клубов и яхтенного чартера в странах Средиземноморского бассейна (Греция, Турция, Хорватия, Франция, Испания, Италия), в США, Австралии и Новой Зеландии количество небольших яхт (до 15 м, или 50 футов*, длиной) «народного» класса сейчас настолько велико, что отдых под парусами превратился в относительно недорогое, вполне доступное для человека с доходом в 1—1,5 тыс. евро в месяц популярное увлечение.

Суперъяхты, оборудованные по последнему слову техники и предназначенные для праздного времяпрепровождения в роскоши и неге, впервые начали строить в США. Это были суда длиной от 100 футов, и, в отличие от «народных» яхт, которыми можно управлять самостоятельно, они сдавались в аренду только с экипажем.

В настоящее время лодки, превышающие по длине 50 футов, строятся на заказ. Капитана на них нанимают еще до закладки судна, чтобы все работы шли под присмотром профессионала. На определенном этапе приглашают инженера, который в дальнейшем должен содержать яхту в порядке. Даже если впоследствии ее будут продавать, капитан и инженер, как правило, остаются прежние (их услуги входят в стоимость яхты). Это общепринятая практика. Цена такого судна — от $2,5 млн. Нижний предел его стоимости — $700—800 тыс. За эти деньги реально приобрести подержанную семилетнюю яхту в хорошем состоянии, после капитального ремонта. Для сравнения: самая дешевая 50-футовая парусная яхта стоит 160—180 тыс. евро, а новая — до $1,5 млн.

Заказы на строительство дорогих яхт поступают и из нашей страны, одна из первых подобных сделок заключена четыре года назад. Сейчас яхты для россиян строят главным образом в Италии.

Иногда хозяином шикарной яхты становится крупная корпорация. В этом случае судно используется как владельцами компании — частным образом, так и для представительских нужд: приема гостей, проведения конференций и т. д. Известно, кстати, несколько крупных отечественных компаний, которым принадлежат такие суда, но ходят они не под российским флагом.

В последнее время в нашей стране весьма популярен корпоративный отдых на яхтах за рубежом, а также внутрикорпоративные яхтенные регаты и чартер яхт под программы team building. В прошлом году, например, в Адриатическом море проводился проект под названием «Русская игра».

ТРИ КЛАССА ОТДЫХА

Ходить под парусом — это наиболее древнее и уважаемое в морском деле мастерство. Для того чтобы управлять парусной яхтой, помимо хорошей физической подготовки и быстрой реакции необходимо знание навигации и технических тонкостей устройства судна. Тем не менее большинство из тех, кто плавал на яхте с капитаном, не могут побороть искушения «порулить» самостоятельно. Но прежде чем решиться на подобный эксперимент, надо хотя бы в общих чертах представлять, судном какой категории вы собираетесь управлять.

При классификации чартерных яхт уместна аналогия с автомобилями и их арендой. Как и машины, они отличаются уровнем комфортабельности и соответственно ценой чартера.

Наибольшим спросом пользуются яхты до 50 футов длиной. Они бывают с одной, двумя или тремя каютами (с двуспальными местами) для пассажиров, еще одна каюта предназначена для экипажа. На таких лодках удобно отдыхать семьей, и именно на них лучше всего учиться управлять парусным судном.

В категорию «люкс» попадают суда длиной 50—85 футов. Экипаж здесь размещается отдельно от пассажиров и, как правило, в повседневной жизни с гостями не встречается. На этих яхтах много дорогих «игрушек», таких, как мощная стереосистема, спутниковая связь, радарная установка, водный мотоцикл, оборудование для дайвинга.

Разница в цене чартера в сезон и в несезон может достигать 100%. Кроме того, стоимость аренды яхты зависит от периода сезона (высокий, средний, низкий) и ее длины.

К категории «мега» относят яхты длиной свыше 85 футов. Их строят для корпоративного отдыха или по индивидуальному заказу для частного владельца. Стоимость чартера в данном случае начинается от $12—15 тыс. в неделю. Поэтому, чтобы избежать излишних трат, нужно быть уверенным, что чартерное агентство имеет дело непосредственно с владельцем или капитаном судна. Численность экипажа обычно рассчитывается таким образом, чтобы на каждого гостя приходилось по одному члену команды. Уровень комфортабельности очень высок, здесь может быть даже джакузи и небольшой тренажерный зал.

Но независимо от категории все современные парусные яхты обладают рядом несомненных достоинств. Основное из них — то, что передвигаются они благодаря парусу, и можно нежиться на палубе, не задыхаясь от выхлопных газов и не впадая в раздражение от шума двигателя.

Главный вопрос, который обычно волнует всех, — не замучает ли во время путешествия морская болезнь. Так вот, неизбежность морской болезни — заблуждение. Во-первых, паруса — это своеобразные стабилизаторы, не позволяющие лодке сильно раскачиваться. Во-вторых, переходы из одной точки маршрута в другую занимают не больше четырех-пяти часов, за такой короткий срок вас вряд ли укачает. Ну а для тех, чей чрезвычайно чувствительный организм все-таки среагирует на непривычные условия, существуют достаточно действенные препараты (например, «Травокалм»). Парочка таблеток — и вы быстро придете в норму.

Да и сама жизнь на яхте — калейдоскоп проплывающих мимо великолепных картин, разнообразнейшие сюжеты на стоянках в маринах, волнующая близость волшебной энергии океана — совершенно не способствует развитию неприятных симптомов.

В ЛАНДО МОТОРНОМ, В ЛАНДО ШИКАРНОМ

Моторные яхты отличаются от парусных отсутствием парусов, большей мощностью двигателя и быстрой изнашиваемостью (моторная устаревает лет за десять, тогда как парусная служит 25 лет и дольше). И хотя они намного проще в управлении, зато расходуют очень много топлива и при этом, как правило, не могут взять его в достаточном для длительного перехода количестве. При высоких ценах на бензин (0,8 евро за 1 л) чартер таких судов — довольно дорогое развлечение. За рубежом стоимость одного часового перехода 50-футовой моторной яхты на скорости 45 км/ч составляет порядка 150 евро. Чартер 56-футовой моторной яхты будет стоить от 15—17 тыс. евро в неделю в средний сезон.

Моторные яхты больше подходят для спортивной рыбалки и дайвинга. Лодки высокого класса выбирают обычно очень богатые люди, причем зачастую они арендуют их инкогнито.

В нашей стране моторные яхты пользуются немалым спросом у молодежи: их берут только на один день, чаще всего для незатейливых развлечений — погонять на высокой скорости вдали от пляжа или от души попеть под караоке.

КАК? ТАК!

Прежде чем выбирать судно, маршрут и сезон, надо определиться, сколько человек примет участие в путешествии. От этого будет зависеть расход каждого и категория яхты. Так, практически на всех направлениях в разгар сезона за 3 тыс. евро реально арендовать на неделю яхту на двоих. Другой пример: восемь парней сначала хотели взять яхту с четырьмя каютами, но, выяснив, что спать придется на двухспальных кроватях, предпочли иной вариант — две яхты с четырьмя каютами на каждой. Обошлась эта поездка порядка 2 тыс. евро с человека за неделю в высокий сезон (со стоимостью перелета).

Затем начинается поиск компаний, чаще всего по Интернету, которые могут удовлетворить конкретные запросы клиента. Здесь есть риск нарваться на посредников, представляющих других посредников. Этим грешат многие российские чартерные компании, не дающие себе труда приехать в яхт-клуб, познакомиться с его директором, чтобы иметь представление, куда они будут направлять людей. Отличить сайты таких фирм несложно: надо обращать внимание на наличие твердых цен и градацию их по сезонам. Если цены указаны просто от и до, скорее всего, вы имеете дело с непрофессионалами и, вполне вероятно, окажетесь первым и единственным клиентом этой компании.

Оптимальный вариант — обратиться в яхтинговое чартерное агентство. Именно там вы получите самую полную информацию о том, как лучше организовать отдых на яхте.

Обычно на хорошо разработанных маршрутах агентства имеют наиболее выгодные для клиентов цены на билеты до места стоянки яхты. Если, скажем, вы решили самостоятельно добираться до Малайзии, это обойдется более чем в $1 тыс. Прямой же перелет, организованный агентством, будет стоить около $600—650. Причем вы получаете консультацию по визовому и таможенному режиму страны и прочие полезные сведения.

После того как вы оплатили аренду лодки, стоимость услуг капитана и кока (существует и другой вариант чартера — только с капитаном), получили маршрут (его также разрабатывают с учетом ваших пожеланий), вам назвали имя владельца яхты (или компанию, которой она принадлежит), вручили билеты и необходимые документы, можно отправляться в путь.

Bare boat (в переводе с английского — «”голая” лодка») — это вид услуг, когда клиенту предоставляется яхта, снабженная всем необходимым для плавания без экипажа. Crewed charter — чартер судна с командой и полным обслуживанием.

Услуги капитана в Средиземноморском бассейне могут стоить от 100 до 150 евро в день. В некоторых других бассейнах — $50—80 в день.

По прибытии вы вручаете встречающей стороне ваучер, выданный отправлявшей компанией. По нему предоставляется яхта со всем тем, что было оговорено в контракте на чартер.

Перед выходом в море надо внести гарантийный залог за сохранность яхты. В зависимости от ее размера залог составляет от 1 тыс. до 5 тыс. евро. Он остается на время путешествия в яхт-клубе. Когда плавание заканчивается, техническое состояние судна очень внимательно проверяют, и, если все в порядке, деньги возвращают полностью. За какие-либо поломки из них вычитается сумма ущерба. Если она превышает сумму залога, остаток покрывает страховая компания.

В некоторых странах: на Кубе, в Хорватии, в государствах Карибского бассейна и Таиланде — вносят невозвратный депозит, его размер может составлять до $30 в день.

Закупка продовольствия проводится либо коком на месте (кстати, его присутствие на лодке обходится в среднем до 80 евро), либо оно приобретается по вашему списку заранее. Но будьте готовы к очередным тратам. Например, для парусных и моторных яхт длиной свыше 15 м в странах Карибского бассейна в сумму чартера заложено все, включая питание (кроме эксклюзивных шампанских вин и коньяков). В Средиземноморском же бассейне стоимость топлива и провизии в нее не входит. За них придется доплатить 20—35% от общей цены поездки. Между прочим и за уборку яхты в конце путешествия тоже придется выложить немало — 100 евро. Считается, что самостоятельно привести яхту в порядок отдыхающие не в состоянии…
ЗАБУДЬТЕ СМОКИНГ ДОМА…

Для путешествия на яхте существует специальная одежда, и приобрести ее надо заранее. Среди известных производителей качественной одежды для яхтинга — фирмы Helly Hansen, Columbia, Paul & Shark, Subzero. Они используют ткань, отвечающую двум важнейшим требованиям: она не промокает и при этом «дышит». Кроме того, вам потребуются вещи из хлопчатобумажной или шерстяной ткани. Пригодятся майки, шорты, спортивные костюмы, свитера. Если плавание проводится в предсезонье или в начале сезона, обязательна непромокаемая куртка с капюшоном. Обувь тоже нужна особая: из мягкой свиной кожи, выделанной специальным образом, на белой подошве — так называемые топсайдеры. Подошва не должна содержать сажу, чтобы обувь не оставляла темных полос на материалах, которыми отделана яхта.

Место на яхте ограничено, и потому не стоит брать с собой огромные чемоданы, гораздо удобнее в таком путешествии мягкие дорожные сумки.

Среди вещей, которые в обязательном порядке надо взять на борт, — солнцезащитный крем с высокой степенью защиты от ультрафиолетового излучения, крем для ежедневного применения, темные поляризованные очки, нейтрализующие блики с поверхности воды, пляжные полотенца, панамы или кепки. Большинство яхт среднего класса оснащены электропитанием на 12 В, поэтому феном или электробритвой можно будет воспользоваться только во время стоянки.

На яхтах всегда есть аптечка со всем необходимым, но лучше подстраховаться и захватить с собой нужные, на ваш взгляд, лекарства.

Капризов детей, жен и погоды во время плавания избежать, конечно же, не удастся. Но вряд ли это сможет испортить вам удовольствие. Ведь отдых под парусами — прежде всего для тех, кто стремится реализовать свои романтические мечты о приключениях, диковинных странах и путешествиях по морям и океанам. А увлеченным романтикам, как известно, помешать трудно…

Автор благодарит компанию «Виктория Тревел» за помощь в подготовке материала