Юрий АКСЁНЕНКО: «НАДО ДАТЬ ГОРОДУ ВОЗМОЖНОСТЬ НАПРЯМУЮ РАБОТАТЬ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ»


Беседу вел Александр Полянский, фото Владимира Горбунова

Юрий Аксёненко работает мэром Саратова второй срок подряд.
Один из крупнейших городов Поволжья, ведущий культурный и промышленный центр страны, Саратов не снижает темпов развития. И это несмотря на трудности, которые ему приходилось и приходится преодолевать. Значительная их часть, считает Юрий Аксёненко, возникает из-за нерешенности в нашей стране многих проблем государственного управления.

— Юрий Николаевич, на прошедших недавно президентских выборах Саратов продемонстрировал очень высокую — 70-процентную — явку избирателей. Что, прямо скажем, нехарактерно для крупных российских городов, где люди устали от политики и зачастую игнорируют выборы…

— Для этого нам очень много пришлось общаться с горожанами, причем с самыми разными. Начиная с тех, кто работает в сферах культуры, искусства, науки, — знаковых персон, виднейших представителей интеллигенции города и заканчивая обычными, простыми людьми. Встречи проходили в театрах, научно-исследовательских институтах, на заводах, во дворах жилых домов…

Мы объясняли ситуацию, сложившуюся сейчас в России, обсуждали, чем она отличается от той, которая была несколькими годами раньше, до того как президентом стал Владимир Путин. Я сам, мои заместители провели десятки встреч.

Разговор шел откровенный: люди задавали вопросы, рассказывали о трудностях. Мы просили саратовцев отделить сиюминутные проблемы — наши, городские — от проблем страны. Также говорилось о том, что Россия поднимается, развивается, становится сильнее, с ней больше считаются, идет укрепление, упорядочение работы государственных структур. Как бы тяжело ни было, правительство занимается армией, ведется большая работа с теми, кто уклоняется от уплаты налогов, решаются многие другие актуальнейшие задачи.

Беседовали и о том, что впервые за долгие десятилетия в стране появился столь активный глава государства. Я, например, делился своими впечатлениями от общения с Владимиром Владимировичем Путиным. Даже у менее высоких должностных лиц я никогда не видел такой живой, мгновенной реакции на проблемы: на встречах с нами, представителями муниципалитетов, президент записывает основные мысли наших выступлений, тут же реагирует на сказанное…

Я бы выделил три причины высокой явки в Саратове. Первая — это нормальный политический климат, отсутствие в городе социальной напряженности, своевременная выплата зарплаты работникам социальной сферы, бесперебойное снабжение города теплом и горячей водой. Правда, за три дня до выборов ОАО «Саратовэнерго» разослало письма с предупреждением об отключении с 15 марта отопления, что могло бы привести к уменьшению явки и повышению уровня протестного голосования. Но, к счастью, нам удалось «разрулить» ситуацию.

Вторая причина — большая подготовительная работа по организации и проведению выборов, о которой я уже сказал. Кстати, мы привлекаем внимание к выборам будущих избирателей — школьников и студентов, не достигших совершеннолетия: в Саратове прошла деловая игра «Выборы президента РФ».

И наконец, третья — это участие в выборах всех политических сил. В Саратове активно действовало региональное отделение федеральной общественной организации «Клуб избирателей», велись консультации с представителями местных отделений политических партий.

— Как вы оцениваете политическую ситуацию в стране до и после президентских выборов?

— За последние полгода в политической жизни России произошло два ключевых события: выборы депутатов Государственной думы и выборы президента РФ. Результаты парламентских выборов показательны тем, что большинство россиян отдало свои голоса партии, которую поддерживал президент. Таким образом, они уже тогда продемонстрировали доверие Владимиру Путину. Поэтому результаты президентских выборов оказались вполне предсказуемы.

Несмотря на то что у нас сложилась, по скептической оценке ряда политологов, полуторапартийная система, я считаю это вполне нормальной ситуацией в период реформ. Именно так было в послевоенной Японии. По мере укрепления социально-экономического положения страны политическое устройство будет эволюционировать в сторону полноценной многопартийной системы.

Вся история России, вплоть до конца ХХ века, — череда маятниковых колебаний от реформ к контрреформам. И сегодня, по моему мнению, главным является сохранение преемственности в проведении начатых во время первого президентского срока Путина реформ. Сам процесс реформирования сложен и требует немало времени. Очень важно довести его до конца.

— С президентством в России получается странная ситуация: многие главы регионов имеют возможность занимать свой пост больше двух сроков, а президент почему-то нет. С вашей точки зрения, это правильно?

— Согласно Конституции, президент России имеет право занимать свой пост только два срока подряд. Это же положение должно распространяться на глав субъектов Федерации, и мне непонятно, почему им было разрешено избираться третий раз. На мой взгляд, подобная ситуация весьма спорна с точки зрения Конституции.

Но вместе с тем я считаю, что срок президентских полномочий нужно увеличить хотя бы до пяти лет.

— Чтобы президентские выборы прошли вразнобой с думскими?

— Президентские и думские выборы и так не совпадают по времени. Я считаю, что пять лет — срок более приемлемый, если исходить из наших традиций и условий. Он дает больше возможностей реализовать программу преобразований. К тому же это восстановит справедливость на федеральном уровне, ведь во многих регионах, например у нас, в Саратовской области, срок полномочий губернатора — пять лет. Пятилетний срок оптимален для России.

— На последних совещаниях ведущих экономических чиновников страны президент призывал их (и всех остальных) ставить более амбициозные задачи — работать на более серьезный экономический рост. Конечно, призыв увеличить ВВП в два раза — не блажь, а насущная потребность: России нужно совершить рывок, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. Но видите ли вы сегодня реальную программу достижения данной цели?

— Для создания такой программы специалистам необходимо уточнить сложившуюся ситуацию. Не политикам, а именно специалистам. И уже после этого определять, что и в каком направлении делать: какую проводить промышленную политику, как поддерживать бизнес, как использовать ресурсы сырьевого сектора.

И потом, знаете, для России очень важен разговор с людьми, от которых зависит консолидация, нацеленность общества на высокие общенациональные цели. Но с ними надо говорить достаточно профессионально и откровенно, а не в стиле «давай, давай». Их нужно убедить, сделать своими союзниками.

Ведь где-то в стране рост очевиден, а где-то возникают большие трудности — картина очень неровная. У нас есть предприятия, находящиеся в ужасном состоянии. Например, знаменитый Саратовский авиационный завод, выпускавший

Як-40, Як-42, одно из первых предприятий в России, акционированное по особой модели. Пока завод никак не может себя найти в новых условиях.

— А как вы оцениваете реформу правительства?

— Положительно. Правительство — исполнительный орган власти, и ему надо меньше заниматься политикой, а больше — конкретными делами. Президент должен иметь больше возможностей для формирования собственной команды. Необходимо четкое структурирование исполнительных органов власти, исключение дублирования функций. Обязательно нужно существенно сократить численность чиновников. Думаю, все эти цели будут достигнуты в ходе проводимой сейчас министерской реформы.

— Насколько обоснованным вам кажется создание суперминистерства промышленности и энергетики, объединившего сырьевой и высокотехнологичный секторы промышленности, а также строительно-коммунальный комплекс, или создание министерства, объединившего транспорт и связь?

— Я считаю, это не принципиально. Как мэр, я веду много разных направлений. Нет ничего страшного в том, что и министр будет вести несколько отраслей. Главное, чтобы во главе министерства стоял человек не ангажированный, чтобы он действительно выполнял те функции, которые ему предписаны.

— Что вам, главе администрации крупного города, больше всего мешает в сложившейся сейчас в России управленческой структуре?

— Мешает то, что по отдельным направлениям и федеральным программам мы не имеем возможности напрямую строить отношения с федеральным центром и напрямую получать от него финансирование. Сейчас для нас все трансферты, которые идут из федерального бюджета в субъект Федерации, — закрытая тема. Мы не знаем, насколько в них учтены интересы города, насколько потом приоритеты, определенные федеральными властями, соблюдаются. Решение многих проблем зависит от субъекта Федерации, но он зачастую весьма прохладно относится к потребностям города. И тому есть масса подтверждений как в нашем регионе, так и в других.

— То есть проблема межбюджетных отношений, о которой вы говорили в прошлом интервью (см. журнал «БОСС» № 11 за 2003 год. — Авт.), стоит по-прежнему остро?

— Определенные подвижки есть. В областном бюджете наконец-то заложено финансирование льгот по оплате электроэнергии и коммунальных услуг, предусмотренных Законом о ветеранах. Это, впрочем, стало результатом выигранного нами суда, постановившего (единственный случай в России!), что льготы, определенные вышестоящими уровнями власти, не должны выплачиваться муниципалитетом без необходимого финансирования с их стороны.

Когда обсуждалось законодательство о местном самоуправлении, мы говорили, что требуется федеральное регулирование отчислений центрам субъектов Федерации и другим крупным городам. Потому что в регионах власть может исходить из каких-то собственных интересов или просто не иметь средств для финансирования городских программ в нужном объеме.

Например, структура регионального дорожного фонда, по моему мнению, должна быть установлена такой, чтобы муниципалитеты получали из него финансирование пропорциональ-но масштабам задач по реконструкции дорог и тротуаров. Сейчас же средства распределяются по усмотрению субъекта Федерации. В регионах, где отношения между областным центром и правительством субъекта нормальные, эти отчисления составляют до 50%. Нам, к сожалению, о таком проценте приходится только мечтать.

Саратову необходимо 600—700 млн руб. в год, чтобы привести дороги и места общественного пользования в надлежащее состояние. Мы же получаем из областного бюджета крохи.

— Полномочные представители президента в федеральных округах могут помочь решить проблему взаимоотношений между субъектом Федерации и столицей этого субъекта?

— Нет, потому что субъект Федерации они обойти не могут. Нужно менять законы. Я периодически бываю в федеральных министерствах, пытаюсь найти там понимание и, кстати, часто нахожу. В результате принимается решение о выделении средств — и… этих средств город не видит, так как областная власть тратит их по собственному усмотрению.

Самое простое, что, на мой взгляд, надо сделать, — проводить отчисления для города по федеральной казначейской системе или целевым образом.

— Как продвигается в городе реформа муниципального самоуправления?

— В настоящее время идет активная работа, в основном по приведению в соответствие с новым Законом о местном самоуправлении имеющейся нормативной базы. Готовятся изменения в Устав города. Они коснутся численности депутатов городской думы, принципа избрания мэра и вопроса разделения исполнительной и представительской функций, которыми ранее был наделен глава местного самоуправления. Выявляются нормативные акты, противоречащие федеральному закону, а потому подлежащие изменению или отмене.

Наиболее актуальный сейчас вопрос реформы МСУ — укрепление финансовой основы муниципалитетов. На протяжении ряда лет прослеживается четкая тенденция по уменьшению доходной части бюджета местного самоуправления. Постоянно сокращаются нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов. В бюджете города на 2004 год по сравнению с 2002—2003 годами снижен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц — с 66% до 61,2%. По налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, — с 41% до 5%.

Очевидна тенденция к урезанию доли местных налогов в бюджетах муниципальных образований. В бюджете города с 2000 года она снизилась с 33% до 14%. В 2001 году в федеральном бюджете был централизован налог на добавленную стоимость. С 2003 года то же произошло с акцизами на табачные изделия.

Порядок цифр говорит сам за себя. К этому еще стоит добавить несоответствие объемов и несвоевременность выплат компенсаций, поступающих из вышестоящих бюджетов за исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий. Закономерность налицо: муниципальный бюджет с каждым годом скудеет, что отражается на состоянии городского хозяйства и качестве жизни горожан.

Поэтому я и говорю о необходимости укрепления финансовой базы местного самоуправления как об одной из главных задач не только муниципальных, но и федеральных властей. Следует пересмотреть пропорции налоговых отчислений в пользу муниципалитетов, установить долгосрочные источники дохода городского бюджета, отказаться от не подкрепленных финансами социальных льгот, добиться пунктуального выполнения федеральным центром своих обязательств перед местной властью в связи с исполнением ею государственных полномочий.

Постоянная напряженность во взаимоотношениях с энергетиками, характерная для многих городов, ставит на повестку дня следующий важный вопрос. Нужно создать равные условия для хозяйствующих субъектов в лице энергетических монополий с одной стороны и органов местного самоуправления, — с другой.

Сегодня энергетики наделены правом без решения суда ограничивать поставки тепло- и энергоресурсов. Муниципалитет же только может через суд доказать свое право на получение дотаций, связанных с исполнением федеральных законов (один из таких судов мы выиграли, о чем я уже говорил) или оспорить выставленную энергетиками сумму. Поэтому надо либо обеспечить органы местного самоуправления рычагом, по степени воздействия сопоставимым с веерными отключениями электроэнергии и прекращением подачи тепла, либо отменить пункты знаменитого постановления Правительства РФ № 1, позволяющие энергетическим монополиям оставлять целый город без света и тепла.

— В последнее время саратовские энергетики постоянно создают информационные поводы для привлечения внимания к своей деятельности: то проводят веерные отключения электричества, то перед президентскими выборами, как вы рассказывали, разошлют предупреждения об отключении отопления…

— Да, такое происходит, но здесь больше «пиара» и политики, чем реальных противоречий. Суть проблемы состоит в том, что пик потребления электроэнергии соответствует спаду бюджетных поступлений, и наоборот. Энергетики должны понимать это обстоятельство и более гибко выстраивать свои отношения с городом как с потребителем.

— Что вы думаете о реформе ЖКХ? Поможет ли она решить основные проблемы обустройства жизни россиян?

— Я полагаю, что без демонополизации рынка энергетических услуг создание конкурентной среды в ЖКХ невозможно. До тех пор, пока предприятия — монополисты энергетического комплекса не перестанут быть инструментом политического и экономического шантажа, представители малого и среднего бизнеса в сферу жилищно-коммунальных услуг не пойдут.

Другим важным элементом реформы я считаю переход на оказание прямой адресной социальной помощи населению для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Это необходимо для того, чтобы ни городской бюджет, ни те предприятия, которые уже есть или появятся на данном рынке, не становились заложниками невыполнения государством своих обязательств.

Само понятие «рынок» предполагает взаимодействие продавца и покупателя. Поэтому без создания товариществ собственников жилья конкурентные отношения в ЖКХ также невозможны.

Однако пробелы в нормативной базе, изношенность инженерных коммуникаций являются объективными причинами нежелания саратовцев объединяться в ТСЖ и кондоминиумы. Тем не менее мы проводим активную работу по внедрению новых форм управления жилищно-коммунальным хозяйством. Сегодня в городе зарегистрированы и успешно действуют 95 ТСЖ.

— То есть вы сторонник финансирования коммунальных услуг населением и предприятиями в полном объеме?

— Да. Во-первых, потому, что весь мир, даже Скандинавские страны, идет по пути сокращения государственных социальных обязательств и минимизации роли государства во всех сферах жизни. Во-вторых, я уверен в пользе ликвидации в отношениях продавец — покупатель посредника в лице государства с его не подкрепленными финансами социальными обязательствами. Оно должно выступать в роли координатора.

Веерные отключения электроэнергии, упомянутые вами, произошли из-за долгов муниципалитета, большую часть которых составляют льготы населения. По сути, получилось, что добросовестные плательщики оказались без электричества по причине невыполнения государством своих обязательств. При прямых договорных отношениях между поставщиком и потребителем это было бы просто невозможно.

— В рамках взаимодействия с другими мэрами вы обсуждаете все эти проблемы?

— Не только обсуждаем, но и вырабатываем общие подходы к их решению, единые концепции.

— Мне кажется, мэры столиц субъектов Федерации и крупных российских городов образовали сейчас класс прогрессивных управляющих общественными структурами, весьма перспективных и вполне способных занять посты губернаторов и федеральных министров.

— Сама жизнь подтверждает ваши слова. Очень многие мэры в последние годы становились губернаторами, и эта тенденция будет только усиливаться. Потому что столица субъекта Федерации — это и промышленность, и строительство, и транспорт, и ЖКХ, и культура, и образование, и межнациональные отношения. Все, что есть в субъекте Федерации, в максимальной степени сконцентрировано в его столице.

— В 2000 году вас избрали на второй срок. Как вы думаете, что послужило наиболее серьезным аргументом в пользу продления ваших полномочий?

— Первый раз меня избрали мэром Саратова в 1996 году. Вспомните, что тогда творилось в стране: серьезный экономический кризис, рост цен, инфляция, задержка зарплаты работникам бюджетной сферы и пенсий, трудности с обеспечением продовольствием. Тем не менее в таких условиях руководству города удалось решить стоящие перед ним задачи, избежать серьезных катаклизмов. Я думаю, что в 2000 году горожане проголосовали в первую очередь за стабильность социально-экономического развития Саратова, достигнутую нами к этому времени.

— Вопрос к вам как к социологу, доктору социологических наук. Что думают жители Саратова о качестве своей жизни?

— До того как стать мэром Саратова, я руководил районом Саратовской области и имел дело в основном с сельскими жителями. Их жизненный уклад более консервативный, ему чужды резкие перемены. Ведь не случайно историки и этнологи для изучения самобытности русского народа и его традиций едут в деревню. Именно деревенские жители являются хранителями вековых обычаев и обрядов.

Городской стиль жизни делает человека динамичным, восприимчивым к веяниям нового времени. Горожане оказались более приспособленными к переменам, произошедшим в стране после перестройки. Они быстро уловили специфику рыночной системы. Если раньше в решении своих проблем люди уповали на партию, властные структуры, то сейчас они все больше начинают рассчитывать на собственные силы.

Постепенно отступают иждивенческие настроения. Особенно продвинуто, как это принято говорить, молодое поколение. Молодежь понимает, что сегодня как в Саратове, так и в России в целом созданы условия для тех, кто умеет и хочет работать. А качество жизни напрямую зависит от приложенных усилий.

С пожилыми людьми, пенсионерами дело обстоит по-другому. Их мизерные пенсии и качество жизни несопоставимы с тем трудовым вкладом, который они внесли в развитие страны. Им просто необходима государственная социальная поддержка и помощь.

Расслоение в обществе пока, увы, сохраняется. Но в то же время снижается процент тех, кто живет в крайней бедности, растет численность среднего класса, причем достаточно быстро, за счет людей, занимающихся малым и средним бизнесом. Они ни на кого не надеются, поскольку знают, что их судьба в их руках.

У людей появилась тяга к культуре, и по Саратову это очень хорошо видно. Все наши театры постоянно заполнены. В вузы конкурс огромный, меньше восьми человек на место не бывает. А буквально несколько лет назад наблюдалась совсем иная картина: театры пустовали, в институтах конкурс практически отсутствовал.

— А как проявляется тяга к культуре в вашей семье?

— Моя супруга просто бредит театром. Я, к сожалению, так часто, как она, бывать в театре не могу, но стараюсь по крайней мере раз в месяц находить для этого возможность.

— У вас репутация руководителя уравновешенного, выслушивающего разные точки зрения…

— Со стороны, как говорится, виднее. Но, действительно, чаще я стараюсь убедить, чем ломать через колено. Громы и молнии направо-налево не мечу, хотя это не означает, что не делаю никаких оргвыводов. За время работы пришлось поменять значительную часть команды.

Я всегда придерживался принципа, что даже если человек виноват, нельзя унижать его достоинство. Если не хочешь, чтобы когда-нибудь оскорбили и унизили тебя.

— У вас пятеро детей, две внучки и внук. Повлияло ли это на то, что программы материнства и детства в Саратове входят, насколько я знаю, в число приоритетных для городской администрации?

— Наверное. Хотя наши программы, увы, финансируются не так, как хотелось бы. Тем не менее принят ряд муниципальных программ, направленных на материальную поддержку саратовских молодых семей. При мэрии создана межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин, семьи и детей. Она контролирует выполнение органами исполнительной власти города законодательств РФ и Саратовской области.

Главной проблемой сегодня является приобретение жилья. Поэтому мы разработали социальную муниципальную программу «Обеспечение жильем молодых семей г. Саратова на 2004—2010 годы». В 2003 году на нее было выделено более 10 млн руб.

В Саратове есть Городской центр помощи женщинам, семье и детям, при котором открыто кризисное реабилитационное отделение для женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Во всех муниципальных дошкольных учреждениях родители оплачивают не более 20% реальных затрат на содержание ребенка. Остальная часть возмещается либо предприятием, где трудятся родители, либо муниципальным бюджетом.

Я уверен, что, только заботясь о подрастающем поколении, мы обеспечим городу будущее.

— А каким вам видится будущее страны?

— Россию вижу страной, в которой живут свободные, добрые, сильные, любящие свою Родину люди. Где государство уважает и защищает своих граждан, соблюдая право частной собственности. Где лучшие западные традиции восприняты и усилены традициями нашей культурной и духовной жизни. И я стараюсь делать все от меня зависящее для достижения этих целей.

СПРАВКА «БОССа»

Юрий Николаевич Аксёненко родился 6 июля 1950 года в совхозе «Кушумский» Ершовского района Саратовской области. После окончания средней школы работал токарем в ремонтной мастерской колхоза «Полеводинский», затем поступил в Саратовский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. В 1973 году, окончив институт, вернулся в совхоз «Полеводинский», где был назначен старшим агрономом. Отслужив в армии, Юрий Николаевич продолжил работать агрономом в хозяйствах Духовницкого и Саратовского районов Саратовской области. С 1978 года он восемь лет руководил совхозом «Синенький». За эти годы убыточное предприятие превратилось в одно из лучших хозяйств района. В конце 1987 года Юрий Аксёненко стал первым заместителем председателя, а затем и председателем районного агропромышленного объединения.

В марте 1992 года Юрий Николаевич назначен главой администрации Саратовского района, в 1994 году избран депутатом Саратовской областной думы первого созыва. В апреле 1996 года он стал мэром Саратова, а с 27 декабря 1996 года на основании решения Саратовской городской думы вступил в должность мэра — главы городского самоуправления. В декабре 2000 года депутаты городской думы проголосовали за продление его полномочий еще на один срок.

Уже во время своей трудовой деятельности Ю.Н. Аксёненко окончил еще два высших учебных заведения: Саратовский юридический институт и Поволжский кадровый центр. Ему присвоена ученая степень доктора социологических наук.

В ноябре 1997 года указом президента Российской Федерации Юрий Николаевич награжден орденом Почета. В июне 1998 года Патриарх Московский и всея Руси вручил ему орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Юрий Николаевич увлекается охотой. Сохранять хорошую спортивную форму и здоровье ему помогают волейбол, плавание и лыжи. Женат, имеет пятерых детей и трех внуков.{EMAILPRINT}