Дмитрий ФЕДОРОВ*: «НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ ЭТИКЕТА»


Беседу ведет Елена Батырева

* Наш собеседник предпочел опубликовать интервью под псевдонимом.

Что такое дипломатический протокол, корреспонденту нашего журнала рассказывает сотрудник протокольной службы постоянной дипломатической миссии России в Нидерландах.

— Дмитрий, какие бывают приемы и как строится их программа?

— Дипломатический протокол — интересный и в то же время ответственный участок работы зарубежного представительства. Ведь по тому, как организован прием, судят не только о посольстве, но и о стране в целом. Без протокольной службы, штат которой зависит от страны пребывания, от того, как часто бывают приемы, и ряда других факторов, не обходится ни одно посольство.

Нормативного акта, четко определяющего регламенты приемов, нет. Каждое посольство составляет программу по своему усмотрению, опираясь при этом на принятую международную практику протокольных норм. Так, например, существуют официальные и неофициальные приемы, приемы, проводимые в утреннее, дневное и вечернее время.

К официальным мероприятиям относятся различные приемы и торжественные церемонии по случаю национальных праздников, исторических дат и т. д. Есть также приемы, приуроченные к юбилейным датам. Посольство организует приемы и по особым случаям. Скажем, когда в Нидерландах проходит международная конференция или форум, то посол может по этому случаю дать прием, на котором в числе приглашенных будут члены делегации и представители других посольств. У нас такие встречи часто устраиваются по линии Международной организации по запрещению химического оружия со штаб-квартирой в Гааге. Иногда посольство проводит совместные приемы вместе с представителями нидерландской культуры и бизнеса. Такая практика широко распространена, когда открываются тематические выставки, посвященные какой-либо стране.

Численность приглашенных и их состав устанавливаются посольством в каждом конкретном случае, в зависимости от характера мероприятия.

— А как проходит самый большой прием посольства?

— У нас самый большой официальный прием проводится, как правило, по случаю дня рождения королевы — это национальный праздник Королевства Нидерландов. На него приглашаются представители королевского двора, деловых кругов, члены правительства, дипломаты.

Стоит отметить, что приему предшествует очень важная подготовительная работа: составление списка гостей и рассылка пригласительных писем. Кстати, получая приглашение на дипломатический прием, надо прочитать его внимательно: кто, когда и на какое мероприятие вас приглашает и какие пожелания при этом высказывает.

Например, одеваться следует в зависимости от времени, указанного в приглашении. Если это завтрак (10.00 — 11.00) или ланч (13.00 — 14.00), то форма одежды может быть менее строгой, допускаются светлые тона. Обед (19.00) или ужин (22.30 — 23.00) предполагают темные костюмы для мужчин, костюмы или вечерние платья для женщин.

Иногда хозяева делают в приглашении особые отметки по поводу одежды своих гостей. Скажем, надпись black tie подразумевает смокинг для мужчин и вечернее платье для женщин. А white tie — прием самого высокого уровня — фрак и белую бабочку. Если приглашается только одно официальное лицо, то появление его с супругой будет воспринято как моветон. Если же вы приглашены с супругой, а пришли один, ее отсутствие не считается нарушением этикета. И наконец, если на приглашении стоит аббревиатура R.S.V.P. (в переводе с французского — «просим ответить»), то необходимо обязательно направить хозяевам ответ, посетите вы прием или нет.

Итак, по случаю дня рождения королевы посольство устраивает большой прием, хозяевами на котором являются посол и его супруга. Они встречают гостей, приветствуя каждого. Когда все собрались, хозяин и хозяйка направляются в зал.

Любой прием по случаю национального праздника имеет свои особенности. В одних посольствах играет гимн, произносят речи, в других — традиционно предлагаются блюда национальной кухни. Но везде прием проходит в форме фуршета, поскольку это позволяет гостям свободно общаться друг с другом.

— Сколько времени длится официальный прием?

— Обычно два часа. Люди осведомленные стараются прийти и уйти вовремя. Уходя, следует поблагодарить хозяина приема, в данном случае посла, за приглашение.

— Как себя вести на приеме?

— Естественно, необходимо соблюдать общепринятые нормы этикета. И всегда надо помнить, что любой прием, организуемый в посольстве, — это не просто светская вечеринка, а протокольное мероприятие.

— А что будет с теми, кто таких норм не соблюдает?

— Конечно, никто такого человека наказывать не станет. Просто люди, пригласившие его, сделают для себя соответствующие выводы. Нарушив нормы, человек тем самым выразил неуважение к принимающей стороне. Если, например, гость одет не по этикету, то это сразу бросается в глаза. Не следуя нормам, он рискует потерять расположение и хозяев, и присутствующих на приеме гостей. Кстати, на прием высочайшего уровня, когда заранее оговаривается форма одежды, мужчину без фрака могут просто не пустить.

— Устраивает ли королева Нидерландов приемы для дипломатов?

— Безусловно, за соблюдением всех нюансов протокола королевского двора внимательно следит служба, возглавляемая церемониймейстером. Например, на праздник Принсесдах, который ежегодно проводится в третий вторник сентября, когда королева тронной речью торжественно открывает новую сессию парламента, приглашается весь дипкорпус. Помимо того что вся страна внимательно следит за сказанным Ее Величеством, сама церемония праздника очень торжественная и красочная.

Жители Нидерландов и иностранные туристы специально приезжают в Гаагу, чтобы посмотреть, как позолоченная королевская карета, запряженная восьмеркой лошадей, сопровождаемая эскортом отрядов разных родов войск, грумов и пехотинцев в ливреях дома Оранских, следует по улицам города в Рыцарский зал, где и открывается заседание парламента. В зале у каждого посла есть свое место, определяемое его старшинством (временем нахождения в стране). Дипломатический протокол подразумевает безукоризненное следование всем, даже самым тонким, нюансам в этом вопросе. Первым садится дуайен — представитель дипкорпуса, находящийся в Нидерландах дольше всех.

В первый раз Ее Величество официально встречается с послом иностранной державы, когда он вручает ей верительную грамоту. Это происходит в ее рабочем дворце на улице Норденде в Гааге. Доверенное лицо королевы, а им, как правило, является выдающийся государственный деятель, в установленный день приезжает в посольство. После непродолжительной беседы он, посол с супругой и его сопровождающие рассаживаются по каретам и направляются к королеве.

По протоколу на церемонию вручения верительной грамоты посол может взять с собой четверых сопровождающих лиц. Во дворце посол вручает грамоту, после чего королева удостаивает его аудиенции, которая длится несколько минут. Содержание их беседы не разглашается. Более того, грандмейстер королевского двора до начала церемонии предупреждает посла, что разговор с королевой не должен быть передан третьим лицам. По окончании аудиенции приглашаются супруга, сопровождающие лица, министр иностранных дел, и прием носит уже расширенный характер. Затем доверенное лицо королевы отвозит посла в его резиденцию.

Согласно протоколу, в честь посла, проработавшего в Нидерландах более трех лет, накануне его отъезда Ее Величество организует ланч, но уже не в рабочем дворце, а в своей резиденции под Гаагой, где она живет. По этому случаю карета не подается, но организуется большой эскорт королевской жандармерии, который перекрывает, где необходимо, движение транспорта.

— А как следует одеваться на прием к королеве или на прием высокого уровня?

— Это лучше всего показано в предлагаемой вашему вниманию таблице из книги известных авторов Джона Вуда и Жана Серре «Дипломатический церемониал и протокол».

Но не надо забывать, что одной из основных целей любого приема, особенно дипломатического, является общение и знакомство с новыми людьми. Что касается общения со старыми знакомыми — здесь все понятно, для установления же новых знакомств существуют достаточно строгие правила протокола. Главное из них: не следует знакомиться самостоятельно и без повода. Лучше всего обратиться к человеку, известному и вам, и интересующему вас лицу, который бы смог вас представить. После чего, дабы избежать слишком длинного рассказа третьего лица о ваших заслугах, надо вручить визитную карточку. Собираясь на подобное мероприятие, необходимо позаботиться о наличии достаточного количества визиток, чтобы избежать долгих объяснений по поводу того, что они неожиданно закончились.

Кстати, дипломатический протокол относится к визитным карточкам с большим пиететом, рассматривая их как один из атрибутов дипломатической этики. Так, после состоявшегося знакомства первым подает свою визитку тот, чей ранг ниже, а при равных условиях — тот, кто моложе. Если же возникают сомнения — тот, кто окажется более вежливым.

Кроме того, визитная карточка способна выполнить функцию полномочного представителя даже в ваше отсутствие. Скажем, когда в силу обстоятельств не удалось встретиться с интересующим вас человеком или вы хотите еще раз ненавязчиво подчеркнуть некий нюанс недавней встречи. В таком случае возможен вариант передачи вашей визитной карточки с написанными от руки несколькими общепринятыми буквами, которые красноречивее любых слов будут свидетельствовать о ваших намерениях. Например: P.R. (pour remercier) — выражение благодарности; P.F. (pour fete) — поздравления по случаю праздника; P.F.C (pour faire connaissance) — выражение удовлетворения знакомством. Литеры P.F.N.A. (Nouvel An) означают поздравления по случаю Нового года; P.P.C. (pour prendre conge) — прощание при окончательном отъезде; P.C. (pour condoleances) — выражение соболезнования, а P.P. (pour presentation) — представление.

Такого рода послания можно передать через третье лицо или послать по почте. Если карточка отправляется по почте в конверте, ее оставляют в первозданном виде. Однако если ее привозит третье лицо, то следует загнуть весь левый край визитки, так как загнутый только верхний или нижний уголок в разных странах трактуется по-разному.