Михаил ХОРОНЕН: «ОТ СТАБИЛЬНОСТИ — К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ»


Беседу ведет Игорь Владимиров

Мэр Пскова Михаил Яковлевич Хоронен уже знаком постоянным читателям нашего журнала. На страницах «БОССа» он подробно рассказывал о подготовке города к 1100-летию первого упоминания о нем в летописи и о праздновании этого юбилея. Тема интервью для этого номера — социально-экономическая ситуация в областном центре.

— Михаил Яковлевич, 2003 год, судя по статистическим данным, стал годом стабилизации социально-экономической ситуации в Пскове. С чем вы это связываете?

— Действительно, подводя итоги года, можно сказать, что он был стабильным, спокойным и удачным. Этого удалось добиться с помощью совместных усилий администрации и горожан, которые предпринимались на протяжении последних четырех лет. Но даже если говорить только о минувшем годе, то и тогда результаты общей работы впечатляют.

В апреле сдали в эксплуатацию терапевтический корпус городской больницы. Это почти 9 тыс. кв. м полезной площади. По договору лизинга оснащаем его современным оборудованием, причем исключительно на средства городского бюджета.

После 15-летнего перерыва возобновили строительство муниципального жилья. Возвели три дома, получилось в общей сложности 100 квартир. В них въехали городские очередники, обладатели жилищных субсидий, а также те, кто приобрел квартиру по системе ипотеки.

При содействии, в том числе финансировании, Госстроя России сдан новый дом для горожан, переселяемых из ветхих и аварийных домов, — 14 адресов исключены из жилищного фонда. Для реконструкции исторической части города это очень важно.

С 1 июля 2003 года муниципалитет ввел льготный проезд на городских автобусах для нескольких тысяч пенсионеров, которым не были законодательно предоставлены такие льготы. Стабильно, в срок, осуществляется выплата зарплаты, нет долгов перед энергетиками. В Пскове в последние годы постоянно ощущается дефицит квалифицированных рабочих, безработица среди активной части населения ничтожно мала.

В качестве завершающего штриха приведу такую цифру: в 2003 году на адресную инвестиционную программу было выделено 20% городского бюджета. Это признак того, что город не просто живет, но и развивается.

— Какие задачи стоят перед администрацией города в 2004 году?

— Главное — сохранить доверие людей. Ведь видя такое отношение администрации к решению городских проблем, они почувствовали еще больший интерес к жизни и к работе.

Для Пскова наступивший год — юбилейный: исполняется 60 лет со дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Намечен большой перечень работ, касающихся ветеранов Великой Отечественной войны: улучшение их жилищных условий, ремонт и телефонизация квартир, организация зубопротезирования, поддержание в надлежащем состоянии захоронений и памятников.

В каждом году у администрации города свои приоритеты. Успех дела зависит в том числе и от правильного их выбора. Больше двух лет ушло на то, чтобы добиться стабильного жизнеобеспечения города, возродить промышленность. Настоящий бум переживает строительный комплекс Пскова. Скоро сдадим первый дом в каркасно-монолитном исполнении.

Сейчас на первый план выходят проблемы содержания жилищного фонда. На 2004 год утвержден план мероприятий с указанием конкретных адресов, параллельно ведется разработка программы «Мой дом, мой двор», рассчитанной на несколько лет.

К сожалению, бюджет 2004 года более напряженный, чем прошлогодний: процесс выстраивания межбюджетных отношений идет подчас болезненно.

— Насколько мы знаем, на начало 2004 года предусматривалось завершение составления генерального и стратегического планов развития Пскова до 2015 года. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих документах.

— Что касается генерального плана развития города, то речь идет о радикальной корректировке уже существующего. Он составлялся в 70—80-х годах. С тех пор Псков не просто вырос. Изменились его границы, а также функциональное назначение целых кварталов. Сейчас происходит процесс разграничения земель. В связи с новой геополитической ситуацией в государстве город снова оказался в числе пограничных. Стали иными экономические законы, по которым развивается территория. Значительные перемены произошли в транспортных схемах и потоках. И многое другое. Генеральный план практически готов. Как у нас заведено, провели общественные слушания, расширенный градостроительный совет, на которых был высказан ряд пожеланий.

Осенью прошлого года с Институтом урбанистики подписан договор о разработке стратегического плана развития города на перспективу до 2015 года. Если бы план был готов в срок, определенный договором, то сегодня мы уже могли бы говорить о его содержании.

Но внимательно и опять же с привлечением общественности ознакомившись с предварительными идеями и наработками, мы высказали институту ряд серьезных претензий. Во-первых, нам требуются не консультанты, в роли которых выступили сотрудники института, а разработчики. Во-вторых, городу не нужен план в стилистике отчета. Это должен быть работающий документ, пусть в общих чертах, но реально рисующий перспективы развития города. Исходя из него, в администрации строили бы средне- и краткосрочные планы. Уверен, мы вовремя направили процесс создания плана в необходимое русло. Срок чуть сдвигается, но это не главное.

— Каких изменений можно ожидать в экономике и общественной жизни Пскова в связи с его соседством со странами — кандидатами в члены Европейского Союза?

— Для псковичей, несколько веков живших на рубеже России, вопрос этот не так уж и нов. Ганзейский союз для нас — это не только историческое понятие. Впрочем, как и для наших соседей. Мы сходимся с ними в понимании того, что чаще экономическая целесообразность диктует те или иные политические решения, чем наоборот.

Надо отметить, что в советские и постсоветские годы псковичи не только не растеряли опыта международного сотрудничества, а, напротив, наращивали его. 18 городов-партнеров в 14 странах мира — вот визитная карточка Пскова, которая нашим соседям в Прибалтике говорит о многом. По мере приближения срока вступления в Евросоюз наших ближайших соседей — Эстонии и Латвии мы все активнее расширяем партнерские отношения. Пример тому — документы о новых проектах в развитии партнерских связей с эстонским городом Тарту.

Убежден, что Псков от такой ситуации выигрывает. Мы уже имеем некоторый опыт работы с различными европейскими фондами. Но для разных государств и территорий с разным статусом и программы сотрудничества разные. При грамотном подходе, полагаю, мы сможем извлечь максимум пользы из гуманитарного и особенно экономического партнерства.

— С 2004 года в Пскове начинается реализация программы по ипотечному кредитованию для молодых семей. В чем она заключается?

— Идея ипотеки далеко не нова. Но в правительственных документах, касающихся вопросов ипотеки, отсутствует весьма важный, на наш взгляд, пункт: недостаточно четко прописаны роль и место в этом деле Минфина и особенно банков. Сами банки активности пока не проявляют, а условия кредитования, предлагаемые ими, никак не могут заинтересовать молодые семьи.

В чем же специфика нашей программы? Ее нельзя назвать ипотекой в чистом виде. В программе участвует городской бюджет. Предполагается, что первый взнос за квартиру будет делать сама молодая семья. Он может быть внесен как деньгами, так и (частично или полностью) имеющимся жильем, если речь идет об улучшении жилищных условий. В программе участвуют семьи со стабильным доходом, в которых муж и жена не старше 30 лет. Ставка кредита установлена значительно ниже ставки рефинансирования Центробанка. Наличие детей и рождение новых уменьшает процентные платежи. Если в семье трое детей, проценты по кредиту выплачивать вообще не придется.

В первый год под программу планируется отдать до 30% квартир, которые распределяет муниципалитет. За счет денежных взносов, погашаемых кредитов и уплачиваемых процентов мы собираемся создавать банк жилья и продавать его в рамках программы. Если в первый год работы таким путем удастся реализовать хотя бы несколько квартир, тогда, по нашим расчетам, программа начнет действовать.

Вероятно, в ней пока продумано не все, но сама идея представляется рабочей, заявок на участие в программе уже поступило больше, чем реальных квартир. Мне было предложено доложить о программе в рамках недавнего заседания Совета по местному самоуправлению при Правительстве РФ. По крайней мере, коллеги и специалисты восприняли ее с интересом. Будущее покажет, насколько мы спрогнозировали ситуацию.

— Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность города? Каковы объемы инвестиционных средств и какие проекты реализуются за их счет?

— За последние годы многое сделано, чтобы поднять имидж города, привлечь инвесторов. У нас был удачный опыт работы с правительством Дании по экологическим проектам. И сотрудничество продолжается. Польские бизнесмены из Белостока создали в Пскове первое в России предприятие с полностью иностранным капиталом по сбору и утилизации бытового мусора. С немецкими партнерами при финансовом участии известных в Германии фондов реализуем ряд проектов по социальной реабилитации инва-лидов, в первую очередь детей-инвалидов, а также по социальной адаптации больных детей и детей-сирот. Некоторые из этих проектов для России уникальны. Сейчас германской фирмой реализуется проект по строительству мебельной фабрики. В прошлом году появился первый проект с эстонской стороной. Он достаточно нетрадиционен и связан с лизингом уборочной техники. Есть и другие предложения.

Надо сказать, что западный инвестор привык работать в общепринятых условиях. Одно из них — выкуп земли под строениями. Но в нашем городе такое не всегда возможно. Ведь в Пскове своя специфика: у нас толщина культурного слоя приближается к 10 м, и весь этот слой по закону является охраняемым памятником культуры. Кроме того, существуют и иные законодательные ограничения. Так что в деле с привлечением иностранных инвесторов есть свои сложности.

Но зато в историческую часть Пскова потянулся российский инвестор, и это характерно для последних лет. Кроме жилищной и офисной застройки, здесь осуществляется реконструкция ряда зданий с целью создания гостиничных комплексов. По проекту здания будут выполнены в традиционном псковском стиле.

Что касается объемов инвестиций, то обсуждать их не всегда корректно. Могу только сказать, что датская сторона в очистные сооружения вложила несколько миллионов долларов, немецкие фонды — несколько миллионов евро.

— Какие проблемы сегодня наиболее актуальны для города? Что делает администрация города для их решения?

— По актуальности на первое место поставлю программу «Чистая вода». Это не просто экология. Ведь хорошая экология — это прежде всего здоровье людей. Ключевой и наиболее дорогостоящий проект программы — сооружение подземного водозабора. Два года назад мы проводили международный тендер на его строительство и эксплуатацию на условиях концессии. В нем приняли участие четыре фирмы, все западные. Но даже проект-победитель оказался слишком дорогим.

Сейчас возникли два новых обстоятельства: во-первых, мы разведали месторождение воды, расположенное в два раза ближе к городу, и, во-вторых, появился серьезный российский инвестор. Его представители смотрели объект, знакомились с городом. По предварительному заявлению, их такой объемный, долгосрочный и дорогой проект заинтересовал. Если он будет успешно осуществлен, потенциальный инвестор готов обсуждать другие проекты, уже предложенные им самим, но также связанные с жилищно-коммунальным хозяйством города.

Я считаю, что новый век возвращает Пскову характерную для него в далеком прошлом динамичную, насыщенную жизнь самого западного русского европейского города.