КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ «КУХНЮ»


Татьяна ЯСИНОВСКАЯ, директор по развитию и обучению компании «Макдоналдс Москва»

Первый в мире корпоративный университет — Hamburger University работает с 1961 года и обучает своих сотрудников по всему миру. Обучение новичка начинается с первого дня его работы в компании.

Приходя в McDonald’s, он встречается с директором ресторана, который знакомит его с историей компании, ее приоритетами и стандартами. Затем — зачисление в первый класс и работа. Если рядовой сотрудник получает повышение, он идет учиться в следующий класс — на помощника менеджера, и так далее, поэтапно, вплоть до директора ресторана.

По окончании каждого класса все сдают экзамен — выходной тест — и получают диплом. Практика показывает, что он котируется и вне McDonald’s: если человек, например, переходит на другую работу в аналогичный ресторан.

Четких временных рамок обучения сотрудника не существует. Этот процесс идет «без отрыва от производства», и человек переходит из класса в класс по мере своего карьерного роста. Кто-то может стать директором очень быстро, кому-то потребуется немало времени. Все зависит от того, как работник применяет результаты обучения на практике.

Для каждого сотрудника существует система оценки его работы. Раз в полгода проводится аттестация: руководитель и подчиненный обсуждают итоги работы за истекший период. Благодаря такой аттестации менеджер всегда знает, кто у него кандидат на повышение. Если же человек приходит в компанию сразу на должность менеджера, то он осваивает специальную программу — шестимесячный курс для менеджеров.

В учебном центре преподают специалисты из производственного отдела — те, кто непосредственно управляет рестораном. Чтобы иметь право преподавать, нужно окончить корпоративный университет McDonald’s.

Когда сотрудник пройдет все ступени обучения в нашем учебном центре и станет средним менеджером, он отправляется в университет за границу. У компании есть несколько университетов в разных странах; россияне ездят в Элк-Гроув, Мюнхен или Лондон (чаще всего в Мюнхен).

В обязательном порядке все директора ресторанов обучаются в Мюнхене управлению бизнесом, прочие же курсы — по выбору. Сотрудник заполняет традиционную форму — собственную программу развития, где указывает дальнейшее направление своей деятельности в компании и выбранный курс обучения. Для каждого планируются свои определенные курсы. Решение согласуется с руководством, и сотрудник едет учиться.

Стоимость обучения человека, прошедшего путь от рядового работника до директора ресторана, составляет порядка $5—6 тыс. Но эти деньги мы считаем не расходами, а вложениями. Ведь экономическая эффективность обучения выражается в высоком уровне качества услуг и производственной культуры, который мы можем предложить благодаря нашим специалистам. Средства же, потраченные на их обучение, возвращают компании сотни покупателей, ежедневно посещающие наш ресторан.

Конечно, существует и текучесть кадров, однако менеджер, в подготовку которого вложено столько средств, должен оставаться в компании. Наша задача — его удержать, и здесь вступают в действие соответствующие программы. Кстати, нужно сказать, что по сравнению с другими компаниями в McDonald’s низкая текучесть средних менеджеров. И это не случайно. Они знают, что у нас можно быстро расти, учиться, делать карьеру. Перед ними пример десятков, сотен людей, начинавших с рядовых сотрудников и поднявшихся по служебной лестнице до главы компании. Так что корпоративное обучение — не только вложение денег, но и мотивация.

Надеюсь, корпоративные университеты приживутся в России. Это решение «морально поддерживает» огромное количество компаний, но, к сожалению, у многих из них сегодня нет необходимых средств, которые можно было бы вкладывать в обучение.

На мой взгляд, КУ все же более актуальны для крупных фирм. Кто-то предпочитает купить готового специалиста, кто-то — подготовить его сам, однако и готовому специалисту рано или поздно понадобится корпоративное обучение, потому что жизнь не стоит на месте, и требования к каждому сотруднику растут. К тому же есть вещи, которым не научат нигде, кроме как в родной компании. Только McDonald’s может знать, как он хочет, например, обслуживать клиентов.

Очевидно, более правильный подход — самим готовить себе сотрудников. Нужно обучаться в той компании, где работаешь. Вот почему специалисты, приглашенные в McDonald’s со стороны, обязательно должны определенное время побыть в должности рядовых сотрудников, — просто чтобы узнать все изнутри. Разве можно полноценно работать на компанию, не понимая ее «кухни»? И это касается всех — будь ты сотрудник офиса или рекламного агентства.