ФМС УПОЛНОМОЧЕНА ЗАЯВИТЬ


Агунда АЛБОРОВА

В феврале 2002 года в связи с увеличением объемов незаконной миграции в Россию Федеральная миграционная служба (ФМС) была передана в МВД России. На ФМС возложена координация деятельности органов исполнительной власти по реализации миграционной политики — в ее обновленный состав вошло 88 подразделений по делам миграции в субъектах РФ. Кроме того, под началом этой службы находится 29 госучреждений, которые занимаются временным размещением и содержанием вынужденных мигрантов, а также их медицинской реабилитацией, и пять представительств по делам миграции за рубежом.

По данным этой службы, сегодня в России насчитывается более 4 млн незаконных мигрантов. Их основной приток идет из бывших союзных среднеазиатских и закавказских республик, Украины и Молдовы. По-прежнему остро стоит проблема миграции в Россию граждан из государств Юго-Восточной Азии — Китая и Вьетнама.

По данным подразделений по делам миграции, наибольшее число незаконных мигрантов находится в Московской области — до 600 тыс. человек, Ханты-Мансийском автономном округе — до 50 тыс., Ростовской и Астраханской областях — 20—24 тыс. Меньше всего их на Камчатке — 1 тыс. человек.

В Кемеровской области число незаконных трудовых мигрантов в 10—15 раз превышает легальную трудовую миграцию. Стабильно высоко число незаконных мигрантов в Брянской, Калужской и Смоленской областях, где большинство из них, как правило, ожидают очереди для нелегальной переправки в западноевропейские страны.

В ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного, Дальневосточного, Центрального и Северо-Западного федеральных округов, из числа мигрантов образованы довольно крупные этнические диаспоры. Часть населенных пунктов, особенно в Южном федеральном округе, практически полностью заселена выходцами из государств Закавказья и Средней Азии. Например, в Астраханской области мигранты из закавказских республик по численности приблизились к коренным группам населения — русским, казахам, татарам. В Республике Карелии и Брянской области поток прибывающих постоянно превышает поток убывающих.

В то же время, согласно статистике, иностранцами в России ежегодно совершается свыше 30 тыс. преступлений. А из государств — «доноров» трудовой миграции в нашу страну вместе с мигрантами перебираются и этнические преступные сообщества, которые осуществляют противоправную деятельность в отношении своих же соотечественников.

Кроме того, любая нелегальная миграция в той или иной степени связана с незаконным использованием недобросовестными работодателями труда иностранных работников. В частности, несоблюдение трудового законодательства в отношении нелегальных мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд россиян. В результате отсутствие доходов, на которые рассчитывали иностранные граждане, приезжая работать в РФ, нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп.

В целях учета иностранных граждан, временно проживающих или прибывающих в РФ, создается центральный банк данных на всех въезжающих. В 2004 году планируется завершить сбор информации по Москве, Московской и Калининградской областям и по Дальнему Востоку, к концу 2005 года — по всей территории РФ.

В настоящее время в 149 из 449 действующих пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации функционируют 114 постов иммиграционного контроля. Они проводят выборочную проверку от 30% до 40% иностранных граждан и лиц без гражданства (в зависимости от вида международного сообщения) и несут основную нагрузку по выдаче и сбору миграционных карт, а также обработке содержащейся в них информации. Ежегодно посты контроля выявляют и предотвращают въезд в Россию порядка 10—15 тыс. незаконных мигрантов.

Всего же за нарушение режима пребывания на территории РФ в 2003 году подразделениями МВД было выдворено около 45 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Ведется активная работа по совершенствованию механизма административного выдворения.

Согласно данным пресс-центра ФМС МВД, в 2003 году российским работодателям было предоставлено 24 237 разрешений на привлечение на работу 383 405 иностранных сотрудников. Это в четыре раза больше, чем в 2002 году.

Подавляющее большинство иностранцев, получивших легальные разрешения на работу в России, задействовано в строительной сфере (около 41%) и в сфере торговли и общественного питания (25%). На промышленных предприятиях занято 13,7%, на транспорте — 4,5%, около 7,4% — в сельском и лесном хозяйстве. Подразделениями по делам миграции и иммиграционными инспекциями к административной ответственности за нарушение существующих правил привлечено 20 тыс. работодателей и 285 тыс. иностранных граждан.

Чтобы пресечь незаконную миграцию, МВД России разработало ряд поправок в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Они предусматривают, во-первых, введение уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, включая незаконное трудоиспользование, и, во-вторых, административной ответственности для транспортных и иных организаций, осуществляющих международные перевозки в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих установленных документов на право въезда в РФ.

Для усовершенствования законодательной базы, регулирующей миграционные процессы, в МВД России подготовлено несколько проектов федеральных законов. В частности, законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». В соответствии с ним для иностранных юридических лиц, учредивших на территории РФ дочернее или зависимое общество (филиал), предусмотрен упрощенный порядок выдачи разрешений на работу «ключевому» персоналу (руководителям и их заместителям) на срок до трех лет. При этом работодателю не придется оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных сотрудников.

В Межведомственной рабочей группе по совершенствованию миграционного законодательства РФ обсуждалась идея создания Миграционного кодекса, в который должны войти положения, регулирующие порядок предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца, а также обязательства государства по их поддержке. В настоящее время формируется экспертная комиссия для подготовки этого проекта. В ее состав войдут представители заинтересованных федеральных органов власти и ведущие эксперты в данной области.

По словам заместителя министра внутренних дел — начальника Федеральной миграционной службы МВД России генерал-полковника милиции Александра Чекалина, в области борьбы с незаконной миграцией перед МВД России в 2004 году стоят следующие задачи: «Усиление иммиграционного контроля, как на границе, так и внутри страны путем создания в регионах иммиграционных инспекций и привлечения к этой работе таких подразделений органов внутренних дел, как служба участковых, транспортная милиция и других; создание единой базы данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и проживающих на территории РФ, для планирования миграционной работы».

Кроме того, МВД России предполагает усилить взаимодействие с другими министерствами и ведомствами, а также с Правительством РФ в сфере совершенствования нормативно-правовой и организационной базы для привлечения в Россию добровольных переселенцев из стран СНГ и Балтии. «Главной задачей, стоящей перед Министерством внутренних дел, — считает Чекалин, — является не отторжение мигрантов, а вовлечение их в российскую экономику, их интеграция в социум. Доминирующим направлением в нашей работе должны быть не репрессивные меры, а оказание помощи каждому мигранту в определении его правового статуса».

Статья подготовлена в сотрудничестве с пресс-центром Федеральной миграционной службы МВД России