СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ


Татьяна СМОТРАЕВА

Система здравоохранения в России стала буксовать еще в советские времена, так как из-за отсутствия необходимого диагностического оборудования и расходных материалов не удавалось выявлять заболевания на начальных стадиях. Выход из ситуации дало рыночное финансирование медицинских учреждений.

Первыми вкус к коммерции почувствовали стоматологи. И хотя для оказания квалифицированной медицинской помощи им требуются достаточно дорогие технологии и материалы, срок окупаемости инвестиций в создание стоматологического кабинета составляет всего около двух лет. При этом первоначальные финансовые вложения вполне «подъемные»: покупка стоматологического терапевтического кресла, например, обходится в среднем в $7,5 тыс.

Подобный коммерческий опыт вскоре стал использоваться и в других областях медицины. Частные гинекологические и урологические кабинеты благодаря элементарным удобствам и внимательному отношению к больному сразу же завоевали популярность. Неудивительно, что в середине 90-х годов внедриться на этот рынок было уже практически невозможно. Частникам приходилось искать новые ниши. И они их нашли.

В 1993 году в Москве появилась первая частная клиника, которая предоставляла услуги терапевта и педиатра на дому. Работа велась по двум программам: «Личный врач организации» и просто «Личный врач». В первом случае компания заключала договор с юридическими лицами, после чего доктор либо вел прием на территории фирмы (например, в банке), либо приезжал к ее сотрудникам на дом. Во втором случае клиентами становились физические лица.

Но из-за давно устоявшегося в России мнения, что медицина в нашей стране бесплатная, новое направление развивалось плохо. Поэтому вначале пациентами клиники были в основном новорожденные. Со временем же спрос на услуги личного врача для семьи стал расти (правда, медленнее, чем на медицинские услуги для корпораций), за помощью к нему обращались уже и взрослые, в первую очередь ближайшие родственники ребенка.

При такой форме коммерческой медицины отсутствуют затраты на оборудование и даже на транспорт для врачей. Все, что нужно, — арендовать помещение, где доктора будут находиться в перерывах между вызовами. В результате рентабельность этого вида деятельности достигла 80%.

Еще лет пять — семь назад рынок услуг личного врача был полностью «черным» — на нем работали государственные лечебные учреждения, нелегально оказывающие платные услуги. Потом рынок «посерел» — появились частные врачи, выезжающие на дом. Сейчас же начинается «белый» период — открываются частные поликлиники, не уступающие государственным по количеству предоставляемых услуг, а по качеству нередко и превосходящие их.

СВЕТОФОРЫ, ДАЙТЕ ВИЗУ — ЕДЕТ «СКОРАЯ» НА ВЫЗОВ!

В середине 90-х годов возникло и такое направление, как частная «скорая помощь». Она стала популярной по нескольким причинам. Во-первых, если в обычной жизни россияне не желают платить за то, что государство вроде бы должно предоставлять бесплатно, в критической ситуации они готовы выложить любые деньги не раздумывая. Во-вторых, выезжая за город, человек рискует оказаться вообще без помощи, поскольку общегородская «скорая» не может позволить себе доставку больного, на которую уйдет два-три часа, ведь за то же время она способна обслужить до пяти не менее важных местных вызовов.

В этой ситуации человеку остается рассчитывать лишь на районные больницы, однако для них транспортировка пациента в город означает, что без машины будут оставлены проблемные районы с большим числом пенсионеров. Для частников же, заинтересованных в клиенте и, разумеется, в прибыли, расстояние не помеха.

Несмотря на то что услуги частной «скорой» специфичны, за последние несколько лет в одном только Санкт-Петербурге появилось и работает уже около десятка таких служб.

Выигрывают частники и благодаря современному оснащению. Каждый автомобиль «скорой» представляет собой целый технический комплекс, на создание которого — начиная от дверных ручек и заканчивая системой освещения — потребовались десятилетия кропотливых исследований и разработок. Отсюда и стоимость оборудования. Цена одних только носилок колеблется от $1,5 тыс. до $6,5 тыс. От 10 тыс. руб. и выше — таков порядок цен любой дополнительной аппаратуры, будь то термоконтейнер для перевозки крови или электрокардиограф, кардиомонитор или пульсоксиметр. Все оборудование «скорой» — мобильное, его можно доставить непосредственно к пациенту.

МЕДИЦИНА БЫВАЕТ СЕМЕЙНОЙ…

Перспективным направлением бизнес-медицины считается семейная медицина. Семейный врач — многопрофильный специалист, который обязан уметь оказывать любую первичную помощь. Именно поэтому и обучение его длится дольше всего — девять лет, не считая стажировки. Если заболевание клиента не выходит за рамки ординарного случая (скажем, грипп, вегето-сосудистая дистония, близорукость), то семейный врач будет лечить его сам. Если же болезнь более сложная (например, уже не просто близорукость, а астигматизм), то он выберет нужного специалиста и продолжит контролировать своего пациента, при необходимости поддерживая контакт с коллегой.

В настоящее время рынок платных медицинских услуг растет не более чем на 4—7% в год. Корпоративные клиенты, которые ныне составляют 85% от общего числа потребителей его услуг, уже «разобраны». Самый привлекательный контингент потребителей сегодня — физические лица. Завоевать их доверие непросто, однако тот, кто успел оценить преимущества семейной медицины, уже не согласится ни на что другое.

…А АПТЕКИ — ОНЛАЙНОВЫМИ

Велик потенциал и такого сегмента медицинского бизнеса, как онлайн-аптеки. Объясняется это просто: лекарства нужны всем, на них не принято экономить (по крайней мере, сильно), да и приобретающие их через Интернет клиенты не возвращают покупки и не отказываются от них.

Любопытно, что россияне посещающие онлайн-аптеки, не слишком обеспокоены проблемой конфиденциальности личной информации, тогда как на Западе она стоит на первом месте. Например, по данным исследования, проведенного американским социологическим агентством Pew Internet and American Life Project пару лет назад, медицинская информация в Сети интересует граждан США больше, чем биржевые котировки, спорт и даже сведения о скидках в магазинах.

Есть и другая категория пользователей — те, кто на данный момент не готов совершать покупки лекарств через Интернет. В ходе опроса, проведенного среди этой группы населения компанией InslightExpress, специализирующейся на маркетинговых исследованиях в Сети, 57% респондентов ответили, что не будут пользоваться интернет-аптеками (среди причин назывались желание общаться с фармацевтами лично, боязнь разглашения частной информации и дороговизна), 31% пока не определились и лишь 12% сказали, что собираются покупать лекарства через Интернет в будущем. Однако и 12% вполне достаточно, чтобы сделать бизнес интернет-аптек прибыльным.

А ГЛАВНОЕ ВСЕ-ТАКИ ЛЮДИ!

Несмотря на такую, казалось бы, радужную перспективу, есть у российского медицинского бизнеса и свои специфические проблемы. Большинство наших соотечественников по-прежнему твердо уверено в том, что медицина должна быть либо бесплатной, либо, в крайнем случае, минимально затратной для больного. Изменить эти стереотипы очень сложно из-за нематериального характера медицинских услуг, польза от которых для пациента не так очевидна, как, например, от косметологических процедур или приобретения товаров. По той же причине в настоящий момент тарифы на медицинские услуги не имеют четких границ и устанавливаются лечебным центрами в зависимости от класса самого учреждения и целевой аудитории.

Вообще, цены на услуги поликлинических комплексов высокого уровня априори не могут быть низкими, иначе вложенные в них средства не вернуть никогда. Помимо создания антуража, который в хорошей частной клинике должен присутствовать обязательно (соответствующий интерьер, красиво одетые врачи и т. д.), огромные средства необходимы для закупки медицинского оборудования. Так, современный ультразвуковой аппарат стоит $300—500 тыс. И при столь внушительных затратах он морально устаревает уже через три года использования. С помощью несложных арифметических действий можно прикинуть, какое количество процедур нужно провести с его помощью, чтобы прибор окупил себя. А диагностических и прочих аппаратов по ценам того же порядка в стационаре даже среднего уровня должно быть как минимум пять-шесть. Прибавьте сюда компьютеры, биохимическую лабораторию, специальные кровати и прочее медицинское и немедицинское оборудование…

И все же финансовая сторона в этой сфере деятельности не главное. Для открытия, например, ресторана достаточно разработать функциональный и стильный дизайн помещения, нанять красивых девушек-официанток, сделать грамотную рекламу и начинать «раскрутку». С медицинским учреждением подобный сценарий невозможен. Здесь главным залогом успеха являются профессиональные кадры. Их подготовка иногда занимает несколько лет и включает лекции, аттестации, стажировки за рубежом. Неудивительно, что переманивание хороших специалистов у конкурентов — обычное дело в частных клиниках.

При подготовке статьи использованы материалы, опубликованные в «Российской газете» и журнале «Эксперт»