Геннадий ДМИТРЯК: «НА МОЕМ ПУТИ ВСЕГДА ВСТРЕЧАЛИСЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ»


Беседу ведет Анастасия Саломеева

«Геннадий Дмитряк прежде всего блестящий музыкант с яркой творческой индивидуальностью, бесконечно преданный своему делу. Сегодня он один из талантливейших российских хормейстеров, приумножающих славу отечественного искусства» — эти слова сказал о художественном руководителе и главном дирижере капеллы «Московский Кремль» Юрий Башмет. Наверное, к словам прославленного музыканта присоединятся многие из тех, кому выпало счастье хоть раз попасть на выступление этого коллектива.
Заслуженный деятель искусств РФ Геннадий Дмитряк любезно согласился ответить на вопросы журнала «БОСС».

— Геннадий, капелла «Московский Кремль» была создана в 1991 году по вашей инициативе. Что побудило вас сделать этот шаг? И что ему предшествовало?

— Мне кажется, что я шел к этому событию всю жизнь. Так получилось, что мне очень повезло: на моем пути всегда встречались замечательные и интересные люди. Еще будучи студентом, наблюдая за своими педагогами — а занимался я у выдающихся музыкантов, таких, как Александр Александрович Юрлов, Владимир Николаевич Минин, Кирилл Петрович Кондрашин, Геннадий Николаевич Рождественский, Лео Морицевич Гинзбург, Виктор Сергеевич Попов, — я мечтал быть похожим на них. Старался достичь их уровня, присущей им глубины познания. Именно они научили меня настойчивости, целеустремленности. Хотелось так же, как они, полностью отдавать себя любимой работе, выходить на сцены прославленных залов, дирижировать хором или оркестром.

Я много учился: окончил хоровой факультет Института им. Гнесиных и аспирантуру этого вуза, а затем Московскую консерваторию им. Чайковского по специальности «Симфоническое и оперное дирижирование». Потом была стажировка в Московском камерном музыкальном театре.

С удовольствием и благодарностью вспоминаю годы работы на Кубе. Там я создал свой первый коллектив — Камерный оркестр Высшего института искусств, осуществил свои первые оперные и балетные постановки в качестве дирижера в Национальном театре оперы и балета им. Гарсиа Лорки, встретил замечательных людей, которые стали моими друзьями. И прежде всего это Франк Фернандес — прекрасный пианист, музыкант, с ним мы реализовали множество музыкальных проектов.

По возвращении в Москву я работал дирижером в таких прославленных коллективах, как Московский камерный хор, Государственный хор СССР, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Я получил бесценный опыт, трудясь там.

Однако мечта о собственном музыкальном коллективе меня никогда не покидала. В 1991 году она наконец осуществилась. Я создал ансамбль солистов «Московская капелла». С годами статус его менялся. В 1994 году ансамбль стал капеллой музея «Московский Кремль». Сейчас носит название капеллы «Московский Кремль».

— Появление капеллы в Кремле, насколько я знаю, оказалось символичным событием…

— Да, это так. Дело в том, что Московский Кремль на протяжении многих веков был не только государственным и православным, но и ведущим культурным центром России. Мало кто знает, что еще в XIV веке в Кремле появились первые профессиональные хоры — патриаршие и государевы певчие дьяки. В их обязанности входило как пение во время богослужений, так и участие в пышных царских торжествах. Надо сказать, что русские цари отличались любовью к церковному пению, они нередко пели вместе с хором, сочиняли для церковных песнопений тексты и распевы. Конечно, пение кремлевских хоров наряду со сказочной архитектурой царских теремов, дворцов, храмов стало неотъемлемой частью образа Московского Кремля.

— То есть фактически ваша капелла оказалась преемницей тех хоров, продолжила их дело?

— В каком-то смысле да. Это произошло благодаря встрече с Ириной Александровной Родимцевой, работавшей тогда директором государственного музея-заповедника «Московский Кремль» — человеком очень энергичным и обладающим необычайно широким кругозором. Она почувствовала историческую связь времен. В Московском Кремле вновь зазвучала русская духовная музыка.

Деятельность капеллы была разнообразной. Она выступала в залах кремлевских музеев — Оружейной палате, Патриаршем дворце, принимала участие в богослужениях Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Успенском соборе.

Мы создали ряд концертных программ, посвященных истории Московского Кремля XV—XX веков. Конечно, концерты, которые проходили в самом сердце Москвы, на Боровицком холме, в красивейших залах, в окружении сокровищ русского искусства, оставляли у слушателей глубокое впечатление. Безусловно, появление такого хора не осталось незамеченным.

Капеллу начали приглашать для участия в государственных приемах, проводимых президентом России Владимиром Путиным, где мы выступали вместе с Президентским оркестром. Капелла неоднократно участвовала в официальных мероприятиях, представляя русское хоровое искусство на Днях культуры России в Польше, Эстонии. Вот и сейчас мы готовимся к участию в гала-концерте, посвященном открытию года. Дням культуры России в Казахстане.

— А еще капелле «Московский Кремль» было доверено первое исполнение нового российского гимна…

— Да, это стало знаменательным событием для нашего коллектива. Исполнение и запись гимна совместно с Президентским оркестром под управлением народного артиста России Павла Борисовича Овсянникова состоялись накануне нового тысячелетия. Впервые он был исполнен 30 декабря 2000 года во время государственного приема в Большом Кремлевском дворце. Приятно осознавать, что гимн в нашем исполнении звучит на сайте Правительства России в Интернете.

— Сейчас в нашей стране появилось много творческих коллективов. Как вам удается выдерживать конкуренцию?

— Вы правы, коллективов немало. Но многие из них, по моему мнению, продолжают действовать по прежней схеме. Уровень подобных коллективов остается невысоким. И лишь немногие взошли на музыкальный олимп.

К ним я в первую очередь отношу камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Абрамовича Башмета. Я давно наблюдаю за работой этих музыкантов (мы неоднократно выступали вместе) и вижу, с какой интенсивностью и самоотдачей они репетируют и с какой страстью выступают. Хотелось бы быть похожими на них.

— Насколько, на ваш взгляд, востребовано русское хоровое пение? Есть ли к нему интерес?

— Отечественная хоровая школа — одна из лучших в мире. Интерес к ней огромен как в нашей стране, так и за рубежом. Мы побывали с концертами русской музыки почти во всех странах Западной Европы, принимали участие в самых престижных музыкальных фестивалях, и везде нам сопутствовал огромный успех.

— Что отличает ваш коллектив от других?

— Прежде всего отмечу творческий состав. В капеллу приглашаются певцы, которым под силу все: пение в ансамбле, исполнение сольных партий, арий, романсов. Конечно, такой состав сложился не сразу, он формировался на протяжении нескольких лет. Артисты капеллы — выпускники лучших музыкальных вузов страны. Многие певцы, начинавшие свою творческую деятельность в капелле, ныне солисты различных оперных театров. Они обладают не только красивыми голосами, но и высокой музыкальной культурой. Благодаря этим качествам капелла очень мобильна, она исполняет самую разнообразную музыку: русскую духовную, оратории, кантаты, оперную, камерную, народные песни.

— К какому типу руководителей вы бы себя отнесли?

— Наверное, на этот вопрос лучше ответят артисты капеллы. В каких-то ситуациях, когда речь идет об отношении к работе, музыке, к своим обязанностям, я деспотичен и требователен, в других — отношусь к артистам как к друзьям, для которых готов сделать все. Я очень люблю их, со многими работаю уже долгие годы. Это красивые, достойные и интересные люди.

— Каковы ваши творческие планы?

— Я давно задумал провести музыкальный фестиваль в Москве и других городах России под названием «Кремли России». Считаю, настало время создать особую программу по ознакомлению общества с кремлевскими музыкальными сокровищами. Фестиваль, как мне кажется, органично вписывается в Президентскую программу сохранения историко-культурного наследия России. И я надеюсь найти единомышленников, которые поддержат эту идею.

— Есть ли у вас мечта, исполнения которой вы бы желали в наступившем 2004 году?

— Я мечтаю о создании новых интересных программ, успешных выступлениях в любимых нами концертных залах, гастролях, о новых встречах с замечательными людьми. Хотел бы продолжить работу по совершенствованию капеллы, достижению ею еще более высокого уровня.

Я сейчас нахожусь в той счастливой поре, когда уже есть опыт, знания, выкристаллизовались представления о том, каким должен быть коллектив, что нужно сделать. Конечно, для этого требуются инвестиции. Капелле посчастливилось встретить много замечательных людей, которые поддерживали нас в разное время. Мы очень благодарны им, это в первую очередь Владимир Борисович Булгак, вице-премьер в правительстве Виктора Черномырдина, генеральный директор «Связьинвеста» Валерий Николаевич Яшин, генеральный директор «Интерспутника» Геннадий Георгиевич Кудрявцев, президент компании «ЛАНИТ» Георгий Владимирович Генс.

Я бы хотел объединить вокруг капеллы людей, понимающих, что в век глобализации и засилья массовой поп-культуры русское хоровое пение, пришедшее к нам из Византии вместе с христианством и имеющее в мире высочайший авторитет, не должно исчезнуть, растворившись в масскульте.{EMAILPRINT}