Лев ХАСИС: «МЫ НЕ СОЗДАЕМ СЕБЕ ТЕПЛИЧНЫХ УСЛОВИЙ»


Беседу ведет Леонтий Букштейн

Не все покупатели магазинов сети «Перекресток» знают, что их обслуживает одна из ветвей диверсифицированного бизнеса концерна «Альфа-Групп». Для клиента в первую очередь важно, какие продукты и как продают ему в магазинах этой фирменной сети. Нам же показалось интересным познакомиться с философией розничной торговли продуктами питания — одного из самых динамичных направлений деятельности консорциума. На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель совета директоров ЗАО «Торговый дом ”Перекресток”» Лев Хасис.

— На выставке «ЭкоПрод-Экспо2003 — Гастроном ХХI века» ТД «Перекресток» на основе опроса представителей СМИ, посетителей выставки и покупателей магазинов получил Гран-при. Торговый дом назвали «Лучшим гастрономом ХХI века». Как долго вы шли к этому титулу?

— Все восемь лет работы компании. С самого начала «Перекресток» стремится развивать современные формы торговли, приучает россиян совершать покупки в достойных, цивилизованных условиях. Мы предоставляем посетителям наших магазинов — а их уже около 60, и они расположены не только в Москве — возможность выбора и приобретения продуктов питания и сопутствующих товаров широкого ассортимента и гарантированного качества по разумным ценам. При этом обеспечиваем высокий уровень сервиса и дополнительных услуг. Именно потому компания ежегодно становится победителем практически всех российских конкурсов, и того, о котором вы упомянули, и «Золотых сетей России», и «Брэнда года», и многих других.

— Кроме того, что вы являетесь председателем совета директоров ЗАО «ТД ”Перекресток”», вы еще и член Наблюдательного совета консорциума «Альфа-Групп». Думаю, что принципы управления консорциумом реализуются и в подразделениях торгового дома. Каковы они?

— Развивая бизнес, руководители консорциума исходят из того, что он должен быть максимально технологичным, конкурентоспособным, цивилизованным, прозрачным для инвесторов. Корпоративные принципы управления тиражируются на всех предприятиях группы, они связаны с максимальной открытостью, борьбой за эффективность бизнеса и привлечением наиболее профессиональных менеджеров. У нас люди занимают те или иные должности исключительно по профессиональному признаку: никаких родственников, друзей детства или партнеров по совместным застольям. Бизнес — это та же спортивная команда. Если она сплоченна, играет воодушевленно и технично, тогда есть успех.

И еще один принцип функционирования консорциума «Альфа-Групп»: у нас не существует перекрестного субсидирования. Каждое подразделение должно само себе обеспечивать высокий уровень прибыльности. Поставщики услуг выбираются на конкурсной основе в рамках открытого и честного соревнования с другими участниками рынка. То есть все компании «Альфа-Групп» работают в рыночной среде, а не в тепличных условиях замкнутой финансово-промышленной группы.

Консорциум инвестирует средства в отрасли российской экономики, имеющие важное инфраструктурное значение для страны: банковский и страховой бизнес, мобильную связь и телекоммуникации, розничную и оптовую торговлю и т. д. Большинство компаний, в капитале которых участвует группа, не были приобретены в процессе приватизации. Они либо созданы с нуля, либо участие концерна в этих предприятиях началось на ранней стадии их развития. Одни компании уже являются публичными, и их акции реализуются на ведущих фондовых биржах мира. Другие только стремятся к этому. Радует, что практически все компании консорциума, в частности Альфа-банк, «АльфаСтрахование», «АльфаЭко», «Вымпелком», «Голден Телеком», занимают лидирующее положение в своих секторах бизнеса, что как раз и объясняется их высокой конкурентоспособностью.

— Основные принципы работы «Перекрестка» — уважение к покупателю, эффективность и открытость. Пожалуйста, расшифруйте для наших читателей — непрофессионалов торговли их значение.

— Сегодня много различных магазинов, крупных сетевых операторов, так что конкуренция постоянно возрастает. В этих условиях важно соответствовать запросам покупателей по уровню сервиса, ассортименту, качеству и ценам.

Уважение к покупателю — основа розницы. Клиент должен чувствовать заботу о себе, уважительное отношение персонала наших магазинов. Эффективность работы «Перекрестка» достигается за счет профессионализма нашей команды менеджеров, уверен, лучшей в отрасли. Возглавляет ее, практически с момента основания, Александр Косьяненко, на мой взгляд, одна из наиболее ярких личностей в современном российском ритейле.

Открытость в общении как с покупателями, так и с деловыми партнерами позволяет компании активно и динамично развиваться. Что опять же повышает эффективность бизнеса, поскольку с ростом сети снижаются издержки. Следовательно, дополнительные средства можно направить на более быстрое развитие, разработку программ для наших покупателей, социальные программы.

— Как позиционирует себя «Перекресток» в вопросе подбора товарных брэндов?

— Компания не стремится к торговле исключительно престижными и дорогими товарами. Хотя они и присутствуют в ассортименте «Перекрестка». Но основное наше направление — это доступные по ценам высококачественные продукты питания, причем преимущественно российского производства.

— Насколько я знаю, в миссии компании есть такая фраза: «Качественные товары по доступным ценам». Звучит многообещающе…

— И уже воплощено на практике. Для этого осуществляется правильный подбор ассортимента, создаются и поддерживаются большие объемы продаж. В 2003 году компания приблизилась к объему продаж в $500 млн. В следующем году «Перекресток» намерен преодолеть планку в $700 млн.

Я уж не говорю о работе коммерческого департамента «Перекрестка», мы требуем от наших партнеров поставлять товары по приемлемой цене и только высокого качества. Сейчас торговые сети весьма успешно соревнуются с открытыми рынками, которые чаще всего просто не в силах назначить меньшую, чем у нас, цену, а уж о гарантиях качества там и речи нет.

— У торгового дома внушительное собственное производство: перерабатываются мясо, рыба, птица, выпускаются хлебобулочные и кондитерские изделия. Каковы масштабы этого «бизнеса в бизнесе»?

— Практически во всех магазинах сети действуют пекарни, мясные и рыбные производства. И их количество все время растет. Они работают по единым технологическим стандартам с тем, чтобы хлеб во всех точках был вкусным, рыба — свежей, а мясо —экологически чистым. Хочу еще раз отметить: «Перекресток» делает основную ставку на отечественное сырье. И покупатель нас в этом поддерживает.

Кроме того, в следующем году компания вводит в эксплуатацию мини-завод по производству полуфабрикатов. Он будет обеспечивать магазины нашей сети салатами, полуфабрикатами быстрого приготовления из мяса, птицы и рыбы.

— Какова перспектива развития вашей региональной сети?

— Мы не разделяем свои сети на столичные и региональные, фактически у нас одна сеть — федеральная, общенационального масштаба. В прошлом году компания вышла на рынок Санкт-Петербурга, в этом году — Поволжья. В ближайшие несколько лет планируется обеспечить достаточно серьезное присутствие «Перекрестка» в европейской части страны.

— В каких форматах сегодня работает сеть «Перекресток»?

— В основном это супермаркеты. Некоторое время назад компания начала развивать более крупный формат — четыре гипермаркета уже открылись. Недавно мы стали осваивать еще один формат — «магазин у дома». Есть еще дискаунтеры. Кстати, программа дискаунтеров ТД «Перекресток» является социальной. Ее мы осуществляем совместно с Правительством Москвы. В таких магазинах цены ниже. Но говорить, что мы их содержим, нельзя.

— Кто ваши поставщики?

— Поставщики «Перекрестка» — известные компании, давно работающие на рынке. С большинством крупных производителей сотрудничаем напрямую. «Перекресток» одним из первых среди отечественных торговых сетей стал развивать выпуск продукции под своей торговой маркой. Но она производится не на собственной базе. Как правило, на конкурсной основе выбирается надежный и качественный производитель, готовый поставлять для сети продукты под маркой «Перекресток». Основное условие — гарантированное качество, поскольку, по сути, имя нашей компании на продукте — это своего рода знак качества, дополнительная гарантия для покупателей.

— В марте 2003 года в ТД «Перекресток» стартовала долгосрочная программа «Здоровое питание». Как объявили руководители компании, ее главная цель — забота о здоровье и удобстве покупателей. А как быть с главной целью бизнеса: получать больше прибыли любой ценой?

— У российского купечества в дореволюционные времена был хороший лозунг: «Прибыль превыше всего. Честь превыше прибыли». И на самом деле, все, что нами делается, включая программу «Здоровое питание», разработанную в сотрудничестве со специалистами института питания РАМН, способствует повышению привлекательности магазинов сети в глазах потребителя, а значит, и увеличению доходов нашей компании.

— На прошедшей 29 октября 2003 года торжественной церемонии награждения победителей конкурса «Компания года-2003» торговый дом «Перекресток» стал единственной компанией, победившей в двух номинациях. Что стоит за этим успехом?

— Труд менеджеров и всего коллектива «Перекрестка» в течение всех лет работы компании на рынке. Причем премия — это признание бизнес-сообществом страны лидерства «Перекрестка» не просто как розничного торгового оператора, а как лучшего предприятия в сфере потребительских услуг для населения, которое к тому же соответствует современным международным стандартам корпоративного управления.

— У вас есть планы долгосрочного развития?

— На Западе крупные розничные торговые сети имеют капитализацию нередко большую, чем крупные нефтяные компании. В России, стране со 150-миллионным населением, розничная торговая фирма вполне может рассчитывать на объем продаж $10—20 млрд.

В ближайшие два-три года мы планируем стать публичной акционерной компанией. Мы хотим, чтобы к 2010 году «Перекресток» превратился в такую же «голубую фишку», как ЛУКОЙЛ или «Газпром». Надеюсь, что по капитализации «Перекресток» обгонит многие компании, которые сегодня котируются на бирже. Это не мечты, а наши реальные цели.{EMAILPRINT}