Виктор МАСЛЯК. ГОРОД ДЛЯ МЕНЯ ТАКОЙ ЖЕ ПРОЕКТ, КАКИМИ БЫЛИ КОМПАНИИ


Беседу ведут Александр Полянский и Леонтий Букштейн

Петрозаводск – город уникальный. Основанный 300 лет назад как крепость на северо-западных рубежах России, постепенно он становился центром тяжелой промышленности. Здесь еще во времена Петра I началось, как тогда говорили, машиноделательное производство, сегодня же выпускают трактора и оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности.

Но пролетарское происхождение не помешало Петрозаводску превратиться в интеллигентный город. Благодаря известным на Северо-Западе России университету, музыкальному, драматическому и национальному театрам постепенно формировалась атмосфера духовности и свободомыслия.

Особенности этого российского города, расположившегося на берегу по-северному пронзительно красивого Онежского озера, – прекрасная экология, почти идеальная чистота ухоженных улиц, тенистые парки и скверы, доброжелательность его жителей. Удивительный сплав духовной экологии, современных производственных технологий, насыщенной культурной жизни позволяет Петрозаводску встать в один ряд с городами Европы.

Виктор Масляков, полтора года назад избранный петрозаводчанами мэром карельской столицы, видит свою главную задачу не только в развитии экономического потенциала, но и в сохранении духовных традиций, вне которых невозможно гармоничное будущее одного из самых живописных городов российского Северо-Запада.

– Виктор Николаевич, летом этого года Петрозаводск отметил 300-летие. Чем карельская столица может похвастаться, с каким настроением петрозаводчане отметили столь солидный юбилей?

– Несмотря на то что последнее десятилетие легким для нашей страны не назовешь, Петрозаводск довольно интенсивно развивается: крепнет бизнес, работают предприятия, на глазах меняется облик города.

Не секрет, что празднование юбилея в условиях, когда местному бюджету приходится экономить буквально на всем, задача не из легких. Но нас поддержали федеральные и республиканские власти, и благодаря этому удалось подключить все возможные ресурсы, чтобы 300-летие города стало заметным событием в жизни карельской столицы. Мы подготовили разнообразную праздничную программу, но все же акцент был сделан на том, чтобы каждый петрозаводчанин, в каком бы районе он ни жил, почувствовал перемены к лучшему.

В преддверии 300-летия муниципальные предприятия, государственные организации, представители бизнеса и все остальные горожане, что называется, засучили рукава и бросили все силы на благоустройство города.

Нам удалось завершить набережную Онежского озера, после длительного ремонта открыли свои двери Национальный театр и Музей изобразительных искусств, в городе появился губернаторский парк, была отреставрирована церковь, расположенная в отдаленном и одном из самых неблагополучных районов города.

Изюминка Петрозаводска – коллекция парковых скульптур, подаренных нам городами-побратимами, она украшает набережную Онежского озера. На 300-летие мы получили очередной дар – от финского города Йоэнсуу. Теперь скульптурными композициями представлены все города, имеющие со столицей Карелии побратимские связи.

Огромные силы и средства ушли на ремонт домов, дороги, инженерные сети. Петрозаводск словно стряхнул с себя накопленную десятилетиями пыль и предстал в обновленном, праздничном свете. Недаром 63% горожан, если верить данным социологического опроса, положительно оценили подготовку и празднование юбилея. Любопытно, но даже уровень преступности после праздничных мероприятий на какое-то время резко снизился. И если отгремевшие праздничные фейерверки рано или поздно забудутся, то те проекты по благоустройству Петрозаводска, которые нам удалось реализовать, еще долго будут радовать жителей и гостей города.

– А если отвлечься от праздничной темы: что такое Петрозаводск сегодня?

– С моей точки зрения, самое важное заключается в том, что нам удалось сохранить интеллигентность города, не растерять здоровый консерватизм, основанный на традиционном северном спокойствии. Это помогло нам пережить смутные времена всеобщей неразберихи и переоценки ценностей. Кадры решают все – фраза когда-то очень модная, но, наверное, только сейчас мы по-настоящему осознаем ее скрытый, глубинный смысл.

Благодаря своим вузам, профессиональным учебным заведениям и школам, которые, внедряя инновационные методы обучения, сумели сохранить высокий образовательный уровень, Петрозаводск имеет огромный интеллектуальный потенциал. Только один пример: по результатам Единого государственного экзамена, проведенного в 2003 году, оказалось, что талантливых выпускников школ, успешно решивших все задачи, в столице Карелии в десять раз больше, чем в среднем по России. Конечно, и у нас появилось платное обучение по ряду специальностей, но по пути торговли дипломами учебные заведения города не пошли, не переступили через свою профессиональную совесть.

Петрозаводск активно участвует в различных международных проектах, наши учебные заведения традиционно становятся обладателями грантов, а студенты имеют возможность стажироваться во многих странах мира. Не так давно один из американских вузов предложил Петрозаводскому государственному университету стать его партнером. Сегодня многие иностранные специалисты приезжают к нам обмениваться опытом. В России хорошо известны наши программисты – выпускники Петрозаводского университета, нередко занимающие первые места на международных конкурсах.

Естественно, не обходится и без проблем. Рынок развивается так быстро, что учебные заведения не всегда могут адекватно отреагировать на новые вызовы времени. И задача власти – помочь им адаптироваться к меняющимся потребностям рынка труда. Но понятно, что людям, получившим качественное образование, намного легче найти применение своим знаниям и способностям. Я убежден, что высокий интеллектуальный и кадровый потенциал, которым обладает Петрозаводск, – наш главный козырь в борьбе за будущее.

– Вы длительное время занимались бизнесом – возглавляли молочный комбинат Славмо , а затем холдинг Кареллеспром . Что вас заставило перейти из бизнеса во власть?

– Знаете, я не воспринимаю свой приход сначала в правительство республики, а затем в мэрию как какой-то переход от одного вида деятельности к другому. Город для меня такой же проект, какими были компании.

Между прочим, когда работал в бизнесе, старался активно участвовать в общественной жизни Петрозаводска и республики в целом, прекрасно понимая, что проблемы у нас, в сущности, общие. Никогда бизнес не будет чувствовать себя уверенно, если его окружает нищее, полуголодное население.

– Вы, насколько мы знаем, из Калевальского района Карелии?

– Да, хотя я и не коренной карел, мои родители приехали сюда из Новгорода. Окончил университет в Петрозаводске, потом работал бригадиром совхоза, расположенного в пригороде столицы республики, через непродолжительное время стал главным специалистом хозяйства, затем заместителем директора. Мне не исполнилось и 30, когда меня назначили директором совхоза.

Так получилось, что я оказался самым молодым тогда в Карелии руководителем предприятия. Но на это никто в советские времена не обращал внимания – просто работал себе человек и работал, решал, как говорили тогда, поставленные задачи. Поскольку совхоз был пригородным, проверяли нас регулярно и все, кому не лень. Конечно, приходилось нелегко, зато и серьезных претензий к деятельности предприятия не было.

Наш совхоз специализировался на мясо-молочном животноводстве, взаимодействовал с петрозаводским молочным комбинатом. Через какое-то время это взаимодействие привело к тому, что я стал директором комбината. С начала 90-х годов молкомбинат Славмо превратился в частную компанию, которую я возглавлял до своего перехода в правительство республики. Комбинат прошел огонь, воду и медные трубы, как, впрочем, и весь российский бизнес. Были проблемы и с криминальными элементами, и с нечистыми на руку чиновниками, и с обычным разгильдяйством… Но предприятие не только выжило, но и стало активно развиваться. Мы расширили ассортимент продукции, открыли фабрику мороженого, наладили поставку товаров в соседние регионы.

В 1998 году только что избранный председателем Правительства Республики Карелии Сергей Леонидович Катанандов (до этого мэр Петрозаводска, а ныне глава нашей республики) предложил мне стать своим первым заместителем. Работая в правительстве, я понял, как много зависит от власти. Любое непродуманное, неверное и слишком поспешное решение может привести к серьезным негативным последствиям. Об этом я стараюсь помнить каждую минуту.

Сейчас для меня главная цель – определить ориентиры стратегического развития Петрозаводска. Для этого я первым делом взял городской реестр производителей и со всеми указанными в нем предпринимателями встретился. Ведь прежде чем строить долгосрочные планы, необходимо четко уяснить, какие есть проблемы, в чем требуется содействие.

Власть, я считаю, должна помогать, уменьшать риски, создавать условия для работы, а порой даже подталкивать бизнес в те сферы, которые остро нуждаются в инвестициях. Но и бизнес в свою очередь должен идти навстречу обществу, стать ответственным в социальном плане.

Мы много говорим об административных барьерах, мешающих работать предпринимателям. Однако не говорим о том, что бизнес задолжал нашему обществу. Речь идет не только о сокрытии доходов, неуплаченных налогах и практике черных зарплат. Согласитесь, имидж бизнеса сегодня сильно подпорчен, более половины населения уверено, что состояния наживаются неправедным путем. Нужны проекты, создающие условия для перераспределения средств, – различные фонды, благотворительные программы, попечительские советы социальных учреждений и т. д. Тогда и доверие россиян к бизнесу повысится. Пока же многие предприниматели руководствуются исключительно принципом личной выгоды, интересы общества, городской казны для них – пустой звук.

Свежий пример: у коммерсанта не дрогнула рука купить у предприятия единственный в городе культурно-спортивный центр, собирающий на своих мероприятиях до 3 тыс. человек, чтобы переоборудовать его под склады. Такому бизнесу и таким инвестициям никакой поддержки не будет.

В то же время серьезных инвестиций требует гостиничная сфера, машиностроение, и здесь мы готовы идти крупному бизнесу навстречу. Условия для развития того же машиностроения в Петрозаводске созданы просто уникальные. В городе работают Онежский тракторный завод, который ведет свою историю от оружейного завода, созданного еще Петром I, и Петрозаводскмаш , специализирующийся на производстве бумагоделательных машин. На обоих этих предприятиях годами отлаживались совершенные технологические системы, системы проектирования, технического контроля, есть превосходный кадровый потенциал. Здесь рабочие мыслят на уровне высококлассных инженеров.

– Вы рассуждаете о глобальных экономических проблемах и задачах. Выходит, мэрия – это не только социалка и жилищно-коммунальное хозяйство?

– Население ждет от нас, чтобы мэрия отвечала за все, что происходит на территории муниципального образования. Местная власть в России – это власть, которая, условно говоря, стоит на переднем крае, к которой люди непосредственно обращаются со своими бедами и проблемами. И мы не можем отгородиться от них, прикрываясь недостатком полномочий.

– Но в то же время муниципалитет не в состоянии решить все проблемы. И в первую очередь завязанные на другие властные структуры, не подчиняющиеся мэрии.

– Уверяю, мы сможем добиться от структур, которые нам не подчиняются, взаимодействия, нацеленности на общий результат.

Иногда ведомства федерального подчинения действительно работают для галочки, по каким-то одним им понятным нормативам. Для того чтобы подобные структуры реально решали проблемы города, а не только свои, ведомственные, надо их мягко интегрировать в систему управления городом. Например, на 50-тысячный микрорайон по нормативам положено всего семь ставок участковых милиционеров. Остается один выход – привлекать к правоохранительной деятельности население. В этом заинтересованы все: и милиция, и городская администрация, и петрозаводчане.

Нам нужно объединение наших усилий. На вопрос, как это сделать, должен дать ответ Стратегический план развития города, работа над которым в настоящий момент идет полным ходом.

– Расскажите, пожалуйста, что это за документ и какие еще моменты будут в нем отражены?

– Стратегический план развития – это программный документ, который определит, в какую сторону городу предстоит двигаться ближайшие десять лет. В него войдут как абсолютно новые для Петрозаводска направления развития, так и уже имеющиеся проекты. Суть этой работы – не столько в написании документа, сколько в том, чтобы собрать и объединить разнообразные городские сообщества, власть, бизнес, структуры гражданского общества, сформировать определенные договоренности, которые помогли бы качественно улучшить жизнь в столице Карелии.

Скажем, у нас есть интересный опыт в сфере среднего образования. В Петрозаводске созданы образовательные округа, группирующиеся вокруг главных , наиболее сильных школ, обычно гимназий или лицеев. В эти округа включаются и школы сложных с точки зрения социального климата микрорайонов. Сильные школы занимаются методическим обеспечением, предоставляют свое, более качественное оборудование всем школам округа. Весной будущего года мы расскажем о нашем опыте на общероссийском совещании специалистов в области среднего образования, которое пройдет в Петрозаводске. Система внутригородских школьных округов – наша интеллектуальная собственность, ею мы сегодня можем поделиться с другими городами.

Кроме того, в каждой школе, я считаю, обязательно должен быть попечительский совет. К созданию таких советов следует активно привлекать предпринимателей, которые могли бы помочь решить ряд проблем, стоящих сегодня перед многими образовательными учреждениями. Не скрою, параллельно мы стремимся также реализовать в школах проекты, прежде всего производственные, позволяющие этим учебным заведениям зарабатывать деньги.

– Вы много говорили об экономических начинаниях. Что на этот счет будет сказано в стратегии развития города?

– Особое внимание в плане будет уделено инвестиционным проектам. За последние полтора года нам удалось вызвать серьезный интерес к Петрозаводску со стороны потенциальных инвесторов. Например, капиталовложения идут в самую, пожалуй, нуждающуюся в средствах не только у нас, но и во всей России жилищно-коммунальную сферу. Мы создаем общегородское предприятие жилищно-коммунального обеспечения, потому что посчитали (и не ошиблись), что для инвесторов более привлекательны крупные объекты.

– Отвечать за городское ЖКХ будет муниципальное предприятие или частное?

– Акционерное общество с участием города. Если мы будем стремиться непосредственно руководить всеми процессами, наплодим огромное число чиновников, не несущих никакой ответственности.

В качестве инвестора может выступить ОАО Российские коммунальные системы , мы уже ведем об этом переговоры. Факторов инвестиционной привлекательности несколько, и в частности то, что в нашей коммунальной системе одни из лучших в России тепловые сети.

Кроме того, мы сейчас вплотную занимаемся проблемой переработки мусора. Вопрос очень серьезный, потому что завязан на экологию. Городская администрация ведет переговоры с рядом инвесторов, российских и зарубежных. Есть интересная иностранная компания, которая специализируется на переработке мусора многие десятки лет. Со временем думаем запустить с их помощью аналогичное предприятие у себя.

Есть интерес к возможностям города со стороны компаний, выпускающих технику для коммунального хозяйства. Подбираем инвесторов для муниципального автотранспортного предприятия: нам нужно кардинально обновить парк городских автобусов, и уже поступили интересные предложения. Началось возведение гипермаркетов. Приглашаем в город московских и питерских строителей. В общем, готовим настоящий инвестиционный прорыв.

– Любые планы должны быть подкреплены финансами. Каковы финансовые возможности мэрии для реализации стратегии развития?

– Возможностей развиваться за счет бюджетных средств немного. А судя по проекту бюджета на следующий год, в будущем их станет и того меньше. Представители федеральной власти говорят, что российский бюджет не способен выполнять социальные обязательства и поддерживать социальные объекты в нынешнем объеме. Сомнений в этом нет, но почему сокращение социальных обязательств идет, по сути, тайно- Региональные и местные власти просто ставятся перед фактом. Никто льготы официально не сокращает, но и денег на них не дает. В 2003 году Петрозаводск недополучил по льготам 200 млн руб. – 15% городского бюджета. Эти средства фактически взяты из кармана тех же муниципальных предприятий ЖКХ, городской автоколонны, которая вынуждена возить льготников бесплатно, неся колоссальные убытки, и т. д.

В результате федеральные, региональные и местные власти обвиняют друг друга в обмане народа , а сам народ, не разбираясь в межуровневых склоках, просто отказывается верить любой власти. Кому это нужно- Необходима глобальная реформа, предусматривающая сокращение социальных обязательств государства. Надеюсь, после выборов президента РФ ей будет дан ход. Уверен, такую реформу ждут и поддержат все уровни власти. И местное самоуправление в первую очередь.

– Как вы оцениваете новую редакцию Закона об общих принципах организации местного самоуправления?

– Во взаимоотношениях властей нужно время от времени наводить порядок и заново определять, кто за что отвечает. С этой точки зрения важность новой редакции несомненна.

Сейчас каждое муниципальное самоуправление (МСУ) живет по своим правилам. Есть МСУ, в которых работают руководители советского типа. Там сохранена вертикаль управления, но при этом совершенно не используется частный интерес, и в результате хозяйство постепенно приходит в упадок. Есть муниципальные образования, возглавляемые приверженцами невидимой руки рынка. Там наблюдается дезорганизация жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, других общегородских систем, где все же должна сохраняться организующая роль муниципалитета.

Нам нужно искать универсальные подходы. Однако многие вопросы в новом законе пока остаются без ответа.

– В основном этот закон критикуют за обилие общих слов.

– Я был в очень многих рабочих группах, занимающихся законопроектами, и скажу: главная проблема российского законотворчества – отсутствие аналитики, необходимой для принятия решения. Не чьих-то спекулятивных экспертных оценок, а объективных данных, в динамике характеризующих те или иные явления, с учетом факторов, которые на них влияют.

Именно по этой причине решения принимаются больше политические. Но нам нужно учиться работать по общемировым меркам, а там аналитика в почете.

– У нас в стране слишком значим личностный фактор во власти…

– И так быть не должно. Это происходит потому, что у нас очень мало профессиональных руководителей. Для того чтобы работать врачом, нужно регулярно получать сертификат, подтверждающий квалификацию. Для того чтобы получить водительское удостоверение, надо сдать экзамен в ГАИ, получить справку у психиатра… Для руководителей органов власти ничего этого не требуется. Я убежден, что во власти должны работать профессионалы. Тогда на территориях будут и консолидация, и стратегическое развитие.

– При столь интенсивной работе остается ли у вас время на семью, отдых?

– Перед всеми, кто берется за большие дела, встает извечная дилемма: работа или семья. Увы, я не исключение, на семью, дом, детей у меня остается минимум времени. Если просто сидеть на месте, можно многое упустить, надо постоянно ездить, общаться, искать единомышленников, задавать темп работы команде.

Семья – это тема особая. Для любого человека близкие, родные люди – самое светлое, что есть в жизни. Трагедия в том, что на самое важное как раз времени и не остается. Моему сыну уже 17 лет, ему еще предстоит сделать профессиональный выбор, найти свое место в жизни. И конечно, я, как любой отец, радуюсь его победам и переживаю, когда он сталкивается с трудностями. Дочь еще совсем маленькая, скоро ей исполнится два годика. Я ее практически не вижу. Вот такие реалии.

– Вы – избранный политик. Заботитесь ли вы о своем реноме в глазах горожан?

– Если вы имеете в виду профессиональную и человеческую репутацию, то да. Но я не популист, меня интересует содержание. Главное, как мне кажется, чтобы горожане действительно почувствовали, что жизнь в Петрозаводске меняется к лучшему. Но изменений не произойдет, если руководитель не способен порой идти на непопулярные шаги, проявлять твердость, брать на себя ответственность. Если постоянно оглядываться, боясь затронуть чьи-то интересы, то толку не будет. Самым важным я считаю то, что у нашей команды есть огромное желание заниматься созиданием, даже если плоды этой деятельности будут видны лишь в стратегической перспективе.