В ОЖИДАНИИ ДЕНЕГ. СИМПТОМЫ РОСТА


Федор СТЕПНОВ, Сергей ИГУМНОВ, кандидат экономических наук

На одной из недавних международных конференций в Лондоне, посвященной инвестициям в Россию, вице-премьер правительства Алексей Гордеев заявил, что в 2003—2004 годах объем привлеченных инвестиций в Российскую Федерацию увеличится, по прогнозам, в общей сложности на 18—25%.

Для инвесторов ситуация в российской экономике в настоящее время выглядит потенциально привлекательной. Однако приток средств по-прежнему сдерживается недостаточным развитием законодательства и опасениями иностранных инвесторов по поводу непрозрачности бизнеса в нашей стране.

Стимулирование инвестиционной привлекательности российской экономики способно обеспечить ежегодный прирост ВВП дополнительно 46%, причем исключительно за счет расширения инвестиционной деятельности. Это хотя и не единственный фактор, обеспечивающий экономический рост, но один из наиболее значимых.

Аналитики полагают, что наметившаяся в последние три-четыре года (19992002 годы) тенденция роста российской экономики, обеспечившая прирост на уровне 5,8% ежегодно, то есть более чем на 25% за указанный период, свидетельствует об объективных предпосылках выздоровления экономики. При этом первые три квартала 2003 года только подтверждают данный вывод. Так, за первое полугодие ВВП вырос на 107,2% к соответствующему периоду предшествовавшего года. Темп роста объема промышленной продукции составил 106,8%, инвестиций в основной капитал – 111,9%, грузооборота – 107,1%, оборота розничной торговли – 108,9%, реальных денежных доходов населения – 115,1%.

Все это делает российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов. Однако общая мировая тенденция опосредованно сдерживает приток прямых иностранных инвестиций, поскольку при общемировом спаде инвестиций подъем в отдельно взятой стране скорее исключение, чем правило.

Тем не менее примеров подобных исключений немало. Но для России это не стало реальностью. И отечественная экономика по-прежнему находится в состоянии ожидания глобальных стратегических инвесторов.

Аналитики объясняют затянувшееся ожидание и нерешительность инвесторов в первую очередь тем, что устойчивость и продолжительность ускорения экономического развития российской экономики зависят главным образом от экспорта. Они обусловлены не внутренними предпосылками, а хорошей внешней конъюнктурой. Другими словами, промышленный подъем обеспечен успехами экспорта нефтяной и металлургической отраслей, то есть добывающими отраслями, а не перерабатывающими.

Инвесторов сдерживает недостаточная динамика и глубина структурных преобразований в российской экономике, что оставляет ее в полной зависимости от тенденций и колебаний мировых сырьевых рынков. А значит, инвесторы лишены должной степени свободы и независимости.

Поэтому перед правительством в настоящее время стоит глобальная задача: максимально интенсивно использовать внутренние источники развития, которые активизируют внутренние инвестиции. И таким образом будут стимулировать привлечение и внешних инвестиций.



НЕЛЬГОТНЫЙ РЕЖИМ

В аналитической записке экспертной группы при Правительстве РФ, составленной по итогам 2002 года, говорится: Значимость инвестиций в основной капитал для российской экономики подтверждается данными, характеризующими рост производства в 20002002 годах и свидетельствующими о важнейшей роли двух факторов: роста инвестиций и увеличения использования производственных мощностей.

Вклад инвестиций был существенным: каждый процент роста инвестиций в основной капитал обеспечивал в 20002002 годах примерно 0,32% ВВП, а в целом за три года увеличение инвестиций на 31% обеспечило прирост ВВП на 9,1%, то есть почти половину общего прироста ВВП.

Вместе с тем динамика капитальных вложений в российскую экономику остается нестабильной. В частности, 2002 год характеризуется резким замедлением роста инвестиционной активности. Впервые за период после финансового кризиса 1998 года темп прироста инвестиций в основной капитал упал ниже темпов прироста ВВП (соответственно 2,6% и 4,3%).

Действительно, годовой темп роста существенно сократился – до 102,6%, тогда как в 2000-м и 2001 годах приращение составляло 17,4% и 10% соответственно. Уменьшились инвестиции в нефтедобычу (9,5%), нефтепереработку (3%), черную и цветную металлургию (11,4 и 1%), лесное хозяйство (59,3%), транспорт (15,8%), строительство (8,3%).

Произошли некоторые изменения и в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал. Наибольший удельный вес, как и в 2001 году, пришелся на ТЭК (более чем наполовину за счет собственных средств предприятий нефтедобывающей промышленности). Однако их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал несколько снизилась – до 20,6% (в 2001 году – 22,1%) .

Таким образом, можно сделать вывод, что перераспределение средств происходит между ограниченным числом отраслей. В первую очередь традиционно лидерами здесь являются добывающие отрасли. Тогда как обрабатывающие и сфера услуг достаточного объема инвестиций для динамичного развития так и не получили. Нехватка средств в этих отраслях наблюдается прежде всего в секторах обновления основных производственных фондов, а также внедрения инновационных технологий. Следовательно, проблема межотраслевого перелива капитала по-прежнему не решена.

Для 2002 года характерным было то, что инвесторам пришлось работать в условиях отмены так называемой инвестиционной льготы, по которой происходило снижение налога на прибыль на сумму затрат на капитальные вложения (до 50% его расчетной величины). Утверждать, что это серьезно ухудшило инвестиционную ситуацию, как можно было бы предположить, пока нельзя. Потому как в ряде отраслей, и в первую очередь перерабатывающих, инвестиции в капитальные вложения существенно возросли. Например, в химии и нефтехимии – на 7,5%, в пищевой промышленности – на 20,9%, в производстве строительных материалов – на 10,3%, в машиностроении – на 8,6%, в связи – на 35,8%, в сельском хозяйстве – на 16,9%, в жилищно-коммунальном хозяйстве – на 17,9%.

Но и о позитивном влиянии на экономику отмены данной льготы говорить также пока затруднительно. Тем более что информации о том, как она повлияла на принятие инвестиционных решений по поводу новых проектов, начатых в момент действия льготы, тоже еще нет.



А ПО ИТОГАМ – ПРЕМИЯ

Но не все так плохо. Правительством принят ряд законодательных мер, способных должным образом стимулировать инвестиционную деятельность.

Налоговая льгота была заменена так называемой инвестиционной премией, которая позволяет относить на расходы 25% от стоимости основных средств со сроком действия свыше пяти лет, причем сразу после приобретения или ввода в действие. Это дает возможность налогоплательщикам существенно уменьшить свои налоги на прибыль – на величину затрат по формированию основных средств длительного срока действия.

По мнению экспертов, на стимулирование инвестиций направлена и работа по определению порядка возмещения налога на добавленную стоимость по затратам на капитальные вложения. В качестве приоритетной меры предлагается при проведении капитальных вложений принимать к зачету уплаченный налог на добавленную стоимость через 12 месяцев после налогового периода их осуществления, а не после ввода объектов в эксплуатацию.

Подобные решения лишь на первый взгляд могут показаться незначительными. В комплексе они вполне способны улучшить внутренний инвестиционный климат, хотя бы только потому, что вкладывать деньги в развитие собственного производства станет гораздо выгоднее.

Следует заметить, что таким образом будет сокращено кредитование предпринимателями государства, поскольку оно начнет раньше возмещать уплаченный налог на добавленную стоимость. Налогоплательщикам же это даст экономию никак не менее 20% от стоимости объекта на вложенные средства.

Если же допустить, что хотя бы половина этих средств пойдет на внутренние инвестиции, то суммарно, по подсчетам экспертов, дополнительные ресурсы 2004 года составят более 50 млрд руб. Прирост инвестиций в основной капитал будет обеспечен более чем на 2%, что в среднесрочной перспективе приведет к дополнительным 0,7 – 0,8% прироста ВВП.

СНИЖАЕМ НАГРУЗКУ

Любые законодательные нормы, стимулирующие инвестиционную активность, сопряжены прежде всего с налоговой системой и ее оптимизацией. Здесь важно отметить, что практика опережающего снижения налогов должна быть обращена в первую очередь на обрабатывающие отрасли и сферу услуг, а также на экспорт несырьевых товаров и услуг.

В этом смысле уменьшение с 1 января 2004 года ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 18% в совокупности со снижением средней ставки единого социального налога (ЕСН) должно сыграть стимулирующую роль в повышении функции налогов.

По оценке экспертов, снижение ставки НДС будет одновременно способствовать и осуществлению структурных сдвигов в распределении налоговой нагрузки, и росту инвестиционного потенциала отечественной промышленности. Причем большего эффекта как раз можно достигнуть в обрабатывающих и перерабатывающих отраслях. Уменьшение ставки ЕСН повлияет прежде всего на отрасли с большей долей оплаты труда в добавленной стоимости, то есть производящие услуги и опять же перерабатывающие. А значит, именно здесь следует ожидать если и не инвестиционного бума, то уж как минимум некоторого всплеска.

Опосредованно это должно привести к оживлению производства в данных отраслях, а также к росту их конкурентоспособности по сравнению с сырьевыми – в отношении кадровых и финансовых ресурсов.

Помимо снижения налоговой нагрузки предполагается оптимизация нагрузки административной.

Кроме того, стимулированию инвестиционной активности будет способствовать изменение порядка согласования и получения разрешительной документации на капитальное строительство. Сейчас инвестору на протяжении всего инвестиционного периода необходимо получить согласование более чем в 40 независимых инстанциях, каждая из которых обладает монопольным правом на предоставление определенных платных услуг. В то же время он обязан произвести более 70 официально назначенных выплат.

Все это, начиная с невнятного налогообложения и заканчивая громоздкой бюрократической структурой, отпугивает инвесторов, особенно иностранных, привыкших к более простым и четким правилам.



ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
ДИНАМИКА

Однако, несмотря на бюрократические и законодательные препоны, в 2003 году наметилась явная тенденция к улучшению инвестиционной ситуации. Эксперты сходятся во мнении, что она сохранится и в 2004 году. Тем более если будет подкреплена дальнейшим совершенствованием налоговой системы и стимулированием процесса реинвестирования прибыли, а также при условии улучшения работы банковской системы, обеспечения прав и гарантий для инвесторов, создания механизма трансформирования сбережений в инвестиции.

Благоприятная внешняя конъюнктура, несомненно, обеспечит увеличение объема инвестиций, особенно в предприятия топливно-энергетического комплекса. В этом случае, как правило, увеличиваются не только прямые, но и портфельные инвестиции, растет доля иностранных заемных средств.

К тому же рост доходов от экспортных операций, безусловно, положительно сказывается на прибыли предприятий, а следовательно, повышает их инвестиционные возможности. По мнению экспертов, начиная с 2003 года и по 2006 год прибыль увеличится примерно в 1,6 – 1,9 раза, а рост объема амортизации – в 1,6 раза. А это значит, что с учетом повышения доли располагаемой прибыли, направляемой на инвестиции, о чем говорилось ранее (с 37,8% примерно до 50%), и доли амортизации, также направляемой на инвестиции (с 55% до 59%), собственные инвестиционные средства могут возрасти почти в два раза. Как следствие, могут увеличиться и объемы привлеченных инвестиционных средств.

Обязательно надо отметить, что в рейтинге стран по индексу уверенности инвесторов, составляемом исследовательской компанией A.T.Kearney, Россия за два последних года – 2002-й и неполный 2003-й – поднялась с 32-го на 17-е место. Это дает основания полагать, что, если не в 2004 году, так уж в 2005-м точно, кредитный рейтинг России, определяемый международными рейтинговыми агентствами, повысится наконец до ранга инвестиционного.