ПОДАРОК ДЛЯ БОССА ИСКУССТВО ДАРИТЬ ВОЛШЕБСТВО


Агунда АЛБОРОВА

Статистика свидетельствует: только 1% людей настороженно относятся к получению подарков в процессе делового общения. А потому не задумываясь дарите подарки всем: секретарям и ассистентам, начальникам отделов и менеджерам, партнерам и конкурентам.

И тогда коллеги всегда будут радовать вас доброжелательностью и трудовым энтузиазмом, а партнеры по бизнесу – выгодными сделками и новыми контрактами.

Сегодня ни одна уважающая себя компания не обходится без так называемых corporate gifts (подарков фирмы). Средства, выделяемые на их приобретение, составляют 57% от общего объема рекламного рынка.

Подарочная программа компании (ассортимент подарков, определение необходимого бюджета, доставка) – один из важных и даже обязательных элементов корпоративной культуры, способствующий поддержанию ее положительного имиджа.

По существующему в странах Европы и США законодательству любой полученный официально подарок стоимостью более $50 должен быть занесен в декларацию о доходах. Поэтому деловые партнеры традиционно вручают друг другу вещи на сумму $3050. Дорогие подарки, безусловно, тоже дарят, но, если кто-то попытается оставить подобный презент незадекларированным, есть серьезный шанс нарваться на обвинение в получении взятки. Жизнь любого делового сообщества, как известно, многогранна и протекает на разных уровнях, поэтому говорить о жестких ценовых пределах на презенты не приходится.

В России, как известно, законодательство в этом вопросе более гуманно, кроме того, западная практика совершенно не соответствует нашей ментальности. Но определенные критерии при выборе корпоративного подарка существуют уже и у нас. И чтобы не попасть в неловкое положение, делая подарок коллеге или партнеру, лучше их придерживаться.



ФИЛОСОФИЯ ПОДАРКА

Собственно, смысл любого подарка, в том числе и корпоративного, в том, чтобы он жил , напоминая о дарителе, и как можно дольше, после того как его преподнесли. К сожалению, очень многие руководители об этом не задумываются, пытаясь сократить выделяемый на деловые сувениры бюджет.

Очень распространена ситуация, когда, закупив на сумму $500 обыкновенные ручки, компания наносит на них свой логотип и вручает эти сувениры во всех случаях, независимо от повода и ранга одаряемого. Это пример мертвого и банального подарка. Судьба подобных ручек одинаково печальна: забытые, они валяются в дальнем отделении портфеля или в заброшенной коробочке с канцпринадлежностями.



Известен случай, когда некая компания, решив сделать подарок губернатору, не долго думая и ни с кем не советуясь, преподнесла ему дорогую ручку Parker. И каково же было удивление вручающего презент, когда губернатор, сжав зубы, невнятно пробормотал: Спасибо! – и тут же, даже не рассмотрев, сунул его в какой-то дальний ящик. Паркеровская ручка оказалась 175-й по счету, полученной губернатором в подарок за год. Более того, каждый месяц начальник административно-хозяйственного управления забирает от своего шефа коробку, битком набитую ручками Parker и Waterman.

Подобная ситуация типична, особенно для регионов, где подход к выбору подарка более консервативен и традиционен. Ручки вышеупомянутых марок и часы Longines, Tissot, Omega – самый распространенный, а потому самый незапоминающийся и банальный подарок.




Другая же компания покупает оригинальные ручки и тратит, может быть, на $200 больше. Но зато эти ручки сразу привлекают внимание, и, что очень важно, у них есть шанс не затеряться среди подаренных другими, понравиться и остаться с новым владельцем надолго.

В этом и состоит первый, и пожалуй самый главный, критерий, определяющий безусловное качество корпоративного подарка, – он обязательно должен быть конкурентоспособен. Если фирма Х смогла подарить нечто, отличающееся от презентов остальных компаний, что произвело впечатление на партнеров – значит, она выиграла тендер в подарках среди других фирм, а это уже очень большой деловой успех. О ней будут помнить, она подтвердила и подчеркнула собственный положительный имидж, и только такая компания может сказать, что достигла цели своей сувенирной программы.

Менеджеры, работающие в сувенирных компаниях, сходятся во мнении, что провальной подарочной программой можно назвать заказ стандартного набора: ручек, зажигалок, часов, пусть даже известной торговой марки. Они также единодушны в том, что выбор безупречного подарка – это своего рода искусство, овладеть которым сможет только тот, кто руководствуется тремя важными критериями: подарок должен быть запоминающимся, вызывать удивление и обязательно нести некий положительный заряд. Ведь где-то в глубине души любого бизнесмена, независимо от его статуса, прячется маленький человечек, с любопытством и нетерпением ожидающий волшебства от подаренной коробочки…



СУВЕНИР ИЛИ ПОДАРОК

Грань между сувениром и корпоративным подарком всегда была довольно зыбкой. Считается, что подарок, во-первых, должен быть дороже сувенира, во-вторых, более адресным и, в-третьих, он обязывает. Сувенир же, напротив, более дешевый, ни к чему не обязывающий, не учитывающий личности одаряемого, его можно вручить между прочим, в любой момент знакомства. По сложившейся традиции сувениры стоят от 50 центов до $50.

В транспортных компаниях сейчас, например, пользуются успехом небольшие тематические вещицы, которые могут стоить и $50, однако, тем не менее, являются сувенирами.

Но все же вещь стоимостью свыше $50 уже обычно относится к категории подарка. Ее корректнее дарить равному партнеру (скажем, начальник отдела одного банка – начальнику отдела другого банка), отношения с которым устойчивы и длительны и который в свою очередь тоже заготовил знак внимания подобного уровня.

При выборе подарка стоит соблюдать определенную осторожность. Что-то примут с благодарностью, а что-то – настороженно или не примут вообще. Например, никогда не следует дарить некурящему зажигалку. Это непростительная ошибка.

Сувенир – презент массового характера, но это не значит, что заказываемый ассортимент должен состоять всего из трех-четырех позиций. Допустим, руководство фармацевтической компании считает, что их сувениры должны быть и у директоров компаний-партнеров, и у фармацевтов, продвигающих их продукцию, у врачей, медсестер, кроме того, что-то нужно дарить и высшему медицинскому составу лечебных учреждений – профессорам, заведующим отделениями. Поэтому, имея такой широкий круг внешнего общения, корпорация заказывает ассортимент из шести – десяти позиций, различающихся по цене и оригинальности.

Очень важно купить такое количество сувениров, чтобы их могли вручать все менеджеры, так или иначе связанные с внешними партнерами.



ЧТО, КОМУ И КОГДА

Сувенирную продукцию (и сувениры, и подарки) можно разделить на три большие категории.

Если по роду деятельности фирма не является производителем това-

ра (консалтинговые, туристические, дистрибьюторские компании и пр.), ей прежде всего нужны недорогие сувениры для массовой раздачи и вручения на выставках: ручки, брелоки, календари, блокноты, бейсболки и тому подобные мелкие вещи стоимостью от 50 центов до $5. К этой же категории относятся и так называемые промоушн-подарки, предназначенные для использования компаниями-товаропроизводителями в различных акциях по продвижению продукции. Они могут стоить не более $2, но по исполнению должны быть гораздо интереснее обычной сувенирки (например, фирменная чашка с термоиндикатором и проявляющимся логотипом).

Вторая категория подарков заказывается для вручения средним менеджерским составом (начальники отделов и менеджеры), имеющим свой круг партнеров. Например, у работника транспортной компании в среднем около 20 партнеров по разным направлениям его деятельности, им время от времени надо что-то дарить. А значит, под рукой всегда должен быть определенный ассортимент сувениров стоимостью от $5 до $30, из которых он будет выбирать подарок в зависимости от уровня отношений с партнером.

Сейчас на сувенирном рынке вполне можно подобрать соответствующую продукцию очень хорошего качества, например товары с эксклюзивным дизайном под торговой маркой Nino Cerruti – зонты, офисные радиоприемники, визитницы, калькуляторы. Многие крупные корпорации предпочитают закупать такие фирменные сувениры и наносить на них свой логотип или просто название компании в фирменном исполнении.



СЮРПРИЗ ДЛЯ БОССА

Следующая категория – VIP-подарки (для руководителей высшего звена). При заказе или выборе такого рода презентов необходимо учитывать немало факторов, в том числе и личные предпочтения или хобби людей, которым они предназначаются.

Проблема VIP-подарка, как правило, состоит в том, что человек подобного уровня обычно уже все имеет и удивить его чем-то сложно. Поэтому, как ни странно, здесь срабатывает правило: чем бесполезнее и оригинальнее подарок, тем больше он ценится.

Примером такого подарка могут служить сувенирные весы с набором гирь. Один из руководителей, правда, пошутил, что использует презент для оценки важности деловых партнеров, взвешивая их визитки, но функция весов в данном случае другая – это скорее стильный элемент делового интерьера.

Еще один бесполезный, но оригинальный, уместный для любого руководителя подарок – молоточек для установления тишины на подставке с часами и авторучкой.

Очень непросто правильно выбрать подарок, предназначенный для украшения стен в кабинете руководителя. Картина, например, может не подойти по сюжету, фактуре рамы или просто по цветовой гамме. Абсолютно универсальным и запоминающимся будет презент в виде деревянной рамы, в которую вставлен планшет с коллекцией пишущих перьев Эволюция пера . Она одинаково хорошо будет смотреться и привлекать внимание в любом интерьере.

Из этой же серии и настольный самогонный аппарат, причем производители утверждают, что при желании его можно использовать по назначению. По словам очевидцев, президент компании Volvo, получив такой подарок, расплылся в улыбке и объявил во всеуслышание, что эта вещь должна быть на столе любого уважающего себя шведа.

Еще один вариант – сундучок со стилизованными под старину письменными принадлежностями. Все они настоящие: чернильница, перьевая ручка, пломбир с печатью. Понятно, что современный руководитель ими пользоваться не будет. Однако эта оригинальная вещь на столе или на полке шкафа в кабинете создаст атмосферу уюта и своеобразного стиля. Кстати, само вручение сундучка можно превратить в небольшую эффектную демонстрацию, сопроводив ее шутливыми рекомендациями. Ведь гораздо интереснее преподносить подарок, о котором есть что рассказать. Это очень хорошо способствует его запоминанию и создает непринужденную обстановку.

Удачным подарком окажется и тубус на подставке из красного дерева. В него можно вложить сертификат, поздравление, грамоту, отмечающую важное достижение компании. Такая вещь будет хорошо смотреться при награждении, тем более что на подставке предусмотрено место для гравировки дарственной надписи. В дальнейшем подарок становится заметной деталью на рабочем столе.



Обязательным правилом для VIP-подарков является нанесение памятной надписи на внутреннюю сторону вещи или специально предусмотренный элемент – металлическую дощечку или планку. Серьезной ошибкой будет нанесение на подарок названия или логотипа фирмы-дарителя. Такой сувенир нельзя поставить на виду, так как держать на столе предмет с чужим логотипом – прямое нарушение корпоративной этики.



Относительно недавно у нас начали использовать удобную и оригинальную сувенирную линию. Это всевозможные деловые аксессуары – от небольшой записной книжки до дипломата, выполненные в одном стиле известным модельером или Домом моды. Подобные линии заказывают для партнеров, с которыми предполагается поддерживать длительные отношения. Во время первой встречи дарят самую дорогую и крупную вещь, а в последующие – менее дорогие и мелкие предметы: холдер для CD-дисков, калькулятор, ежедневник… Впечатление от подобного рода подарка с продолжением очень благоприятное, и партнер, ставший счастливым обладателем милых стильных вещиц, с предвкушением и теплотой будет ожидать следующего вашего визита.

Более дешевые варианты такого подарка могут представлять собой не линию, а просто коллекцию предметов в одном стиле: блок для бумаг, подставка под часы, письменные принадлежности или визитки, степлер, линейка…

ОХОТА, ИГРЫ, АЛКОГОЛЬ

Противоположностью бесполезных подарков являются всевозможные функциональные наборы, предназначенные для проведения досуга руководителя.

Очень оригинальны и всегда уместны подарочные чемоданчики под названием Русская охота . В них собраны принадлежности для поездки на природу, пикника, охоты: фляга, термос, стаканы, тарелки, ложки, вилки, различные ножи, штопор, шампуры, зажигалка, топорик.

Руководитель одной крупной корпорации с удовольствием рассказывал о подаренной ему на юбилей настоящей рулетке. С ее помощью он прекрасно решил проблему больших приемов: пока часть гостей занята деловыми беседами, другая часть сбрасывает стресс, азартно делая ставки.

Российские деловые круги все чаще предпочитают употреблять хорошее вино. Вероятно, именно с этим связан повышенный спрос на всевозможные винные наборы и аксессуары, которые сейчас нередко дарят руководителям разных уровней.

Очень необычен винный набор, в котором у предметов вместо дна линзы. Когда в такой графин и стаканы наливают вино, они переходят в положение под углом . Интересны изящные дорогие бокалы из флорентийского стекла с позолотой. Конечно, по-прежнему популярны водочные наборы, коньячные бокалы, наборы для виски.

Кроме того, хорошим подарком считаются различные дизайнерские аксессуары для алкогольных напитков с серебряной или металлической фурнитурой. Это может быть подставка для бутылки с механизмом розлива или винный набор, состоящий из разнообразных предметов: открывалки, чаши сомелье, спиртомера, кольца для горлышка бутылки и двух термометров: одного для измерения температуры в подвале, другого – в бокале. Такие вещицы способны придать изысканность деловому или неофициальному приему, во время которого предусмотрено употребление крепких напитков.

На вопрос, что еще нужно человеку, у которого все есть, ответ прост. Ему нужен бар-мастер. Бар-мастер – это коктейльный набор в чемоданчике, состоящий из диска с рецептами (в частях) всех известных европейских коктейлей, шейкера, мерной ложки, держателя для шейкера, открывалки и прибора для накладывания льда.

ЖЕНСКИЕ ШТУЧКИ

По этикету полагается, чтобы подарок деловой женщине по сути своей был не нейтральным, в стиле унисекс, а выраженно женским. В последнее время модно преподносить дорожные маникюрные наборы в кожаных футлярах. Считается, что это универсальный женский подарок. Действительно, наиболее дорогие из них выглядят зачастую как настоящее произведение искусства: футляр из необыкновенно мягкой, прекрасно выделанной кожи, сами предметы изящны и сделаны из очень качественных материалов.

Пользуются большой популярностью всевозможные шкатулки и портфели для перевозки драгоценностей. Для женщины-руководителя весьма кстати придется стильный дорожный набор из трех предметов: сумки, портпледа и саквояжа – или набор из нескольких кожаных кошельков.

Актуальны женские платки известных брэндов: Cerruti, Carden, Trussardi, Lacroix и др. Изысканно и дорого смотрятся розы из серебра на великолепном темно-синем атласе, их можно поставить в вазу или хранить в собственной элегантной упаковке. Такой подарок действительно не оставит женщину равнодушной.

Вазу, настольную лампу или часы надо выбирать с учетом вкуса женщины, если он не известен, лучше не рисковать и преподнести что-то более универсальное. А вот дарить деловым партнерам-женщинам духи, туалетную воду, парфюмерные или косметические наборы – дурной тон. Это вещи из другой, личной жизни.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Оптимально, если на корпоративные подарки в компании выделен отдельный бюджет и занимается этим вопросом специалист, который не сделает очевидных ошибок, способных нанести урон репутации компании.

Если предполагается, что сувенирной программой будет заниматься рекламное агентство, то, дабы избежать всевозможных недоработок, ему необходимо дать четкую установку:

на обязательный широкий ассортимент в определенном ценовом диапазоне;

на выбор в пользу необычного и оригинального;

на предпочтение сувенирным линиям.

Впрочем, теми же принципами желательно руководствоваться и при самостоятельном поиске подходящего подарка.

Очень важным элементом корпоративной культуры является то, что даже самый мелкий сувенир не принято дарить одному и тому же человеку дважды. Чтобы избежать накладок, полезно вести учет: что, кому и когда дарилось. Сделать это довольно просто: достаточно сформировать адресную базу всех партнеров, с которыми поддерживаются постоянные отношения, куда и заносить подобные сведения. Такой порядок, кроме прочего, позволит контролировать затраты и использовать эти данные при формировании бюджета на подарочные программы к праздникам.

Однако всегда надо учитывать, что те или иные ценовые рамки для сувениров или подарков весьма относительны. То есть стоимость в чистом виде решает дале-ко не все. Ведь главное, чтобы ожидание маленького волшебства от подаренной коробочки хоть немного, да оправдалось. И тогда вещица заживет собственной интересной жизнью.



Редакция благодарит Владимира Слуцкого, председателя совета директоров компании Круг-Гифтс , за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации

 

КАК В РОССИИ ДАРЯТ ПОДАРКИ

Олег Матвеев, председатель правления Английского клуба Москвы и Санкт-Петербурга:

– Преподносить подарки членам клуба – наша постоянная и вместе с тем приятная обязанность. Удивительная история произошла с подарком для члена Совета попечителей нашего клуба, известного тренера Елены Чайковской. Мы долго искали что-то подходящее, пока не обнаружили в одном из антикварных магазинов фарфоровую статуэтку девочки-фигуристки, надевающей конек. Каково же оказалось наше удивление, когда Елена Анатольевна сказала, что эту фигурку художник Ломоносовского фарфорового завода лепил с нее, юной Леночки Чайковской! Причем такой статуэтки не было в ее коллекции!

Члены нашего клуба и наши гости – люди состоятельные, поэтому мы стремимся подобрать подарок не столько дорогой, сколько интересный. Так, недавно к юбилею Марка Захарова мы приобрели картину художника Николая Смирнова Вариации на тему географических открытий . По тематике картина перекликается с известным ленкомовским спектаклем Юнона и Авось . Для Александра Ширвиндта специально заказывали у художника Олега Федорова картину с изображением Триумфальной площади и фасада Театра сатиры. Михаилу Державину преподнесли гжельскую статуэтку рыбака с рыбкой, узнав от его супруги Роксаны Бабаян, что любимое увлечение Михаила Михайловича – рыбалка. К юбилею Эльдара Рязанова мы заказали паровоз, сделанный из цветов, – в честь того паровоза, что улетал в небеса обетованные .

А самым первым нашим сувениром был Бронзовый лев – бронзовая статуэтка на подставке из уральского цветного камня, уменьшенная копия одного из львов, которые сидят на воротах здания Английского клуба на Тверской улице, ныне Музея современной истории. Бронзовых львов и сегодня получают в подарок наши почетные гости и особо отличившиеся члены клуба.

Среди наших традиций – подарки соклубникам ко дню рождения. В этом году мы подготовили для всех визитницы из красного дерева с золотой отделкой с клубным гербом. Все эти предметы с клубной символикой изготавливаются очень ограниченными сериями – по числу членов клуба – и в будущем обещают стать раритетами. Да и сегодня, я думаю, многие коллекционеры мечтали бы заполучить такую вещицу.



Сергей Дерябин, вице-президент по организационному управлению ОАО "ПРОТЕК" :

– Российская культура корпоративного подарка отличается от западной меньшей скромностью, я бы сказал. Российский бизнесмен зачастую может сделать такой подарок, что оставит партнера в долгу. Подобное, я считаю, не приемлемо.

На празднование внутрикорпоративного события мы заказываем картины, написанные маслом, или скульптуры. Я считаю, что дарить произведения искусства – это хороший тон.

Например, одному из руководителей высшего звена мы преподнесли его собственный бюст, выполненный в образе великого императора-завоевателя – в треуголке Наполеона. Группе топ-менеджеров подарили картину Охотники на привале , на которой вместо лиц охотников были лица этих топ-менеджеров. Все они заядлые охотники с многолетним стажем. Подарок очень запомнился.

Вообще, руководителям мы обычно неожиданных презентов не делаем. Хотя чувство юмора обязательно должно присутствовать. Как-то руководству одной из компаний мы вручили корзину с пряниками и хлыст для верховой езды, сопроводив их шутливым посланием. Стараемся обыгрывать всякий подарок, при его вручении давать забавные комментарии.

Что касается подарков собственным сотрудникам, то, как правило, интересы человека хорошо известны и мы дарим вещь, отвечающую этим интересам. Не так давно преподнесли нашему менеджеру бильярдный кий ручной работы, поскольку все знают, что свободное время он часто проводит в бильярдной.

В компании есть люди, увлекающиеся восточной культурой. Им мы дарим китайские куклы, роспись по шелку, нецке, бонсаи или коллекции изысканных чаев. Техническим работникам наши специалисты по корпоративной культуре предложили дарить игры-головоломки, и эта идея была принята на ура. Теперь нередко можно слышать, как именинники обсуждают, кто быстрее нашел правильное решение.

Женщинам у нас особое внимание. Все букеты подбираются строго индивидуально. Изысканные, роскошные, гармоничные. Я, например, очень люблю сам заказывать такие букеты. Неподалеку, в одном небольшом магазинчике, есть потрясающий дизайнер-флорист. Он умеет отразить в букете черты характера человека, передать его индивидуальность и сформировать настроение.



Александр Гафин, вице-президент Альфа-банка:

– Безусловно, культура корпоративного подарка пришла в Россию с Запада. Там корпоративная культура – часть брэнда, соответственно корпоративный подарок – сочетание корпоративной и общественной культур. Многие российские компании – это всего лишь бизнес, а не брэнд, и потому их руководители, понимая, что подарок сделать необходимо, не особенно задумываются над тем, каким именно он должен быть. Они выбирают то, что нравится лично им или их женам, а зачастую руководствуются просто ценовым фактором: партнеру – подороже, сотруднику – подешевле.

А для западной компании корпоративный подарок – способ напомнить партнеру или клиенту о себе, причем с самой лучшей стороны.

Хорош тот подарок, который радует глаз и в то же время функционален. И неважно, кому он делается – начальнику или подчиненному. Главное то, что у каждого человека свои привычки и пристрастия.

Одно рекламное агентство, партнер Альфа-банка, в год Лошади подарило нам железную подкову на счастье – оригинально и не без юмора. Мне запомнился подарок на новый, 2000 год: два красивых фужера с цифрой 2000 – символика смены веков, а кроме того, связи с близким, любимым человеком.

Сами мы также стараемся преподносить своим партнерам оригинальные, эксклюзивные подарки. В этом году, например, наш банк выступал спонсором выставки Казимира Малевича в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и подарил ее организаторам выполненные на заказ золотые и серебряные запонки, стилизованные под Черный квадрат Малевича.



Елена Голикова, менеджер по связям с общественностью компании "Эрикссон – Восточная Европа и Центральная Азия" :

– Корпоративный подарок должен быть максимально персонифицирован и иметь логическую привязку к теме торжества и желательно к истории отношений дарителя и получателя подарка.

В апреле этого года представители компании Ericsson были приглашены на торжественное мероприятие по случаю запуска в Санкт-Петербурге ее давнего стратегического партнера – сети сотовой связи Би Лайн GSM . При выборе подарка мы рассуждали следующим образом. Российский этап истории Ericsson начинался именно в Санкт-Петербурге, более 120 лет назад. Тогда фабрика Ericsson выпускала телефонные аппараты из ценных пород красного дерева, ими пользовались и царская семья, и В.И. Ленин в Смольном.

Современный офис Би Лайн в Санкт-Петербурге находится в прекрасном дореволюционном здании величественной архитектуры. Поэтому было решено заказать у мастера-краснодеревщика точную действующую копию старинного настенного телефона из красного дерева с латунной табличкой, на которой вместо клейма фабрики Ericsson нанести памятную надпись. По прошествии полугода, во время одного из рабочих визитов в Санкт-Петербург, мне было очень приятно видеть, что наш подарок не забыт, а украшает одну из стен в старинном особняке, где располагается офис Би Лайн GSM .



Ольга Слесарева, генеральный директор компании "Академия Праздника и Подарка" :

– Подарком не может являться просто вещь, которая лежит на полке в магазине, – подарком можем ее сделать мы, придав этой вещи аромат праздника. Важно помнить, что любой предмет превратит в подарок специальное поздравление. Необходимо понимать и такую функцию подарка, как разрыв повседневного течения жизни. Значит, выбирая его, надо учитывать и то, через какое время именно этот предмет перестанет восприниматься как подарок. Также следует очень тонко чувствовать грань, после которой подарок превращается во взятку.

У нашей компании существуют правила при организации праздников и поздравлений. Мы просим заказчика точно указать повод, срок и сумму, выделенную на это мероприятие, после чего наши сотрудники предлагают несколько вариантов сценария праздника, поздравления или подарка.

В области корпоративных подарков можно провести следующую классификацию: подарок клиенту, сотруднику или начальнику. Подарок клиенту – инвестиция в продолжение отношений клиента и компании, он должен заключать в себе напоминание, шлейф памяти . В этом случае мы рекомендуем выбрать такой подарок, который будет долго вызывать положительные эмоции, что, в свою очередь, вызовет у клиента желание еще не раз обратиться в данную фирму. Например, часы с обратным ходом. Стрелки, двигаясь в обратную сторону, создают иллюзию возвращения времени. На циферблат можно нанести название компании-дарителя.

Подарок сотруднику должен подчеркивать принадлежность к определенной социальной группе и в то же время демонстрировать внимание к нему со стороны руководства. Цена подарка в этом случае колеблется в пределах $30 и редко бывает больше $150. Важным элементом здесь являются атрибуты фирмы. Это может быть предмет с логотипом компании или сувенир, связанный с профессиональной деятельностью сотрудника, например макет нефтяной вышки для нефтяников, подставка для ручки в виде фигурки врача или милиционера.

Модным корпоративным подарком в последнее время стал сувенир Приниматель решений . По-английски эта штучка называется Decision Maker. Механизм очень прост: крутят верхний шар, который, в свою очередь, приводит в движение маленькие шарики. Один из них, красный, останавливается напротив сектора, в котором имеется некое указание, скажем Помолиться или Обратиться за советом к маме . Эта зарубежная реализация русского авось – забавный подарок нерешительному человеку.

Подарки начальнику делятся на три группы. Первая – подарки, которые можно назвать От всей души , то есть вещи, отражающие его интересы на данный момент. Однако, если подарок заранее согласован с самим шефом, он уже не воспринимается как сюрприз. Такая, как правило функциональная, вещь не выполняет основную задачу подарка – разрыв повседневного течения жизни, и довольно скоро человек забывает, что это был именно подарок.

Вторая группа – подарки, объединенные с поводом для них некой идеей. Иногда данная идея заложена уже в самом подарке, иногда ее нужно раскрыть в поздравлении. Например, Кнут и пряник . Как известно, эти предметы – символы управления и власти. С одной стороны, такой подарок будет являться признанием незаурядных способностей шефа как руководителя. С другой стороны, кнут можно считать намеком или пожеланием начальнику быть построже, а пряник соответственно наоборот.

К третьей группе относятся VIP-подарки. Часто для их подбора требуются настоящие специалисты, а на их исполнение – немалые сроки и средства. Это, например, может быть кукла с портретным сходством в историческом костюме, какую мы только что выполнили для сотрудницы одного из посольств, или копия реального исторического трона, или портрет в интерьере, или звезда, названная в вашу честь. Все это варианты дорогих VIP-подарков.

Западные корпорации со своей культурой пришли в Россию недавно, и только сейчас в нашей стране начал формироваться корпоративный этикет. Практика корпоративных праздников и подарков в последнее время уверенно занимает свою нишу в отношениях между сотрудниками и клиентами компаний. В связи с этим растет и количество фирм, которые предлагают услуги по подбору подарков или по организации поздравлений и праздников.



Записала Ольга Редькина