Николя ШИБАЕВ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОТАЦИИ ПОМОГАЮТ СОХРАНЯТЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ КИНО ФРАНЦИИ


Беседу ведет Агунда Алборова

4 декабря в Москве откроется четвертый по счету предпремьерный кинофестиваль французского кино. На нем будут показаны фильмы, которые уже закуплены российскими кинопрокатчиками и сразу же после фестиваля начнут демонстрироваться в кинозалах по всей стране. О причинах возросшего интереса к французскому кино, о роли государства в сохранении французского национального кинематографа и о расширяющихся культурных связях между Россией и Францией рассказывает советник по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России Николя Шибаев.



Г-н советник, с чем, по-вашему, связан возросший в последнее время интерес к французскому кинематографу в России?

У Франции с Россией всегда были особые отношения, культурные связи между нашими странами всегда отличались теплотой и взаимопониманием. Это касается и кинематографа. Не помню точно, когда в Россию попал первый французский фильм, но контакты начались еще со времен братьев Люмьер.

В Советском Союзе зарубежные фильмы закупали централизовано, на государственные деньги. Распад СССР и исчезновение системы государственного финансирования кинопроката привели к резкому снижению на российском экране количества иностранных фильмов, в том числе французских, за исключением американских.

Увеличение же закупок наших фильмов Россией в последнее время связано с динамичным развитием вашего кинопроката и, скорее всего, с традиционной любовью российского зрителя к французскому кино.

Надо заметить, что интерес между французскими и советскими кинематографистами всегда был взаимным. Так же как в России с удовольствием смотрели французские фильмы, во Франции пользовались успехом картины советских режиссеров.

Убедительное объяснение этой привязанности дал мой знакомый, к сожалению ныне покойный, известный французский кинопродюсер Даниэль Тоскан дю Плантье, президент организации Unifrance, занимающейся продвижением французского кино в мире. Он был хорошо знаком с российской публикой и советским кинематографическим рынком и говорил приблизительно следующее: Юмор, который понятен европейцам, в том числе русским, основан на богатом совместном многовековом опыте. Кроме того, все, что несет в себе намек на какие-то известные исторические параллели, образы, вызывает общий интерес европейских и российских зрителей. Подобного опыта нет у американцев. Именно поэтому в Европе и России традиционно пользуются спросом психологические и исторические фильмы .

Сейчас развитие новой системы кинопроката в вашей стране дало возможность организовать продвижение современного французского кино. В сотрудничестве с российскими кинопрокатчиками, приглашая известных французских актеров, режиссеров, сценаристов, продюсеров, мы и организовали этот кинофестиваль три года назад, превратив его в престижное и интересное мероприятие. Это привело к замечательным результатам: в 1999 году французские картины в России посмотрело меньше 100 тыс. зрителей, а в 2002 году уже 2,75 млн. Я считаю, что именно кинофестиваль помог восстановлению интереса к нашему кинематографу.

В последний год французские фильмы закупают практически все присутствующие на рынке российские кинопрокатчики. Ими было куплено 80 картин, для сравнения: в прошлом году их количество равнялось 65. То есть в Россию поступает практически половина произведенных у нас в стране художественных лент.

По какому принципу отбираются фильмы для показа на фестивале?

Особенность фестиваля в том, что это допремьерный показ, здесь демонстрируются картины, которые еще не поступили в прокат, однако все они уже закуплены российскими прокатчиками. В конечном счете выбор фильмов, как и во всем мире, определяется кинопрокатчиками после обмена мнениями между российской стороной, Unifrance – организатором фестиваля и французским посольством. В основном, как, например, картина Невезучие , это ленты, предназначенные для просмотра широкой публикой.

Франция номинирует на премию Оскар в 2004 году фильм Счастливого пути! режиссера Жана Поля Рапно, на мой взгляд, одну из самых сильных французских картин, снятых в последнее время.

Кстати, не могли бы вы уточнить, "Невезучие" – это римейк некогда популярного в Советском Союзе одноименного фильма с Пьером Ришаром в главной роли? Говорят, что название переведено на русский неверно.

Нет, не римейк. Действительно, французское название другое – Замолчи! . Но предложение изменить его поступило от российских прокатчиков. Дело в том, что у этих двух фильмов один режиссер – Франсис Вебер. И кроме того, здесь играет Жерар Депардье, актер, столь же популярный в России, как и Пьер Ришар. Думаю, что прокатчики руководствовались какими-то своими стратегическими соображениями, возможно, подобным образом они хотели привлечь внимание зрителей, подчеркнуть единую стилистику и качество картины.

Кто помогал вам в подготовке кинофестиваля в этом году?

С российской стороны мы видим искренний интерес. В этом году, так же как и в прошлом, чуть раньше кинофестиваля, с 1 декабря, на телеканале Россия пройдет неделя французского кино.

Мы очень благодарны спонсорам фесиваля – коньячному дому Martell, компании LOccitane, авиакомпании Air France, сети отелей Marriott. Информационную поддержку оказывают французский телеканал TV5 и радио RFI, телеканал Россия , радио Энергия , журналы БОСС , Афиша , Премьер , LOfficiel и газета Известия .

В отличие от многих других стран, Франция никогда не прекращала оказывать государственную поддержку национальному кинематографическому производству. Почему? Ведь практически во всем мире кино – это в первую очередь жесткая коммерция?

Государственные дотации представляют собой непрерывную систему поддержки кинематографа французским правительством, созданную в начале 60-х годов. Хотя, надо заметить, кинематограф у нас всегда пользовался определенными льготами, в налогообложении например.

Когда-то во французском кино были такие известные имена, как Франсуа Трюффо, Жан Люк Годар, – режиссеры, которые делали главным образом некоммерческие фильмы для весьма ограниченного круга знатоков-интеллектуалов. Они тоже пользовались государственной системой дотаций.

Вообще, это традиционный французский подход к производству культурных ценностей. Наше правительство всегда считало, что одна из его задач – способствовать тому, чтобы они были доступны широкой публике.

Уже много лет у нас существует государственная поддержка производства кинематографических лент в рамках либеральной системы свободного рынка, так как с точки зрения французского общества и государства высокохудожественные фильмы, безусловно, относятся к культурным ценностям. Каждый француз при покупке билета в кинотеатр отдает часть своих сбережений – а именно 11% цены билета – в специальный государственный фонд на финансирование новых картин и дотации молодым режиссерам. Билет в кино у нас в среднем стоит 5,5 евро, соответственно 0,5 евро идет в данный фонд. Это простой, но довольно эффективный механизм, существующий только во французском прокате.

Как мне кажется, то, что французское кино в конце 80-х – начале 90-х годов не пользовалось большим успехом за рубежом, в какой-то степени позволило ему выжить и сохранить свои традиции в границах Франции. За это время выросло новое поколение кинорежиссеров, которое, не исключено, в других финансовых условиях просто не смогло бы проявить себя. Взять хотя бы Франсуа Озона, режиссера картин Бассейн и Восемь женщин . Он начинал как режиссер малобюджетных фильмов для узкого круга публики, но постепенно его талант получил признание, и сейчас он работает с известными актерами и имеет достаточно большие бюджеты на производство. Это только один пример, но не единственный. Нынешнее развитие французского кино доказывает, что государственные дотации – верный путь.

Кстати, в США считают такое положение дел нарушением правил ВТО о свободной конкуренции на рынке. Они уверены, что кинематограф ничем не отличается от любого другого производства и потому не нуждается в государственных дотациях и поддержке. Но подобные рассуждения носят, на мой взгляд, теоретический характер. Ведь на практике и в США существуют всевозможные схемы получения денег на производство фильмов, скажем спонсорство.

Однако сейчас объем капиталов в американской киноиндустрии настолько велик, что конкурировать с ней очень сложно. И если лишить, например, наше кино государственной поддержки, сложится такая же ситуация, как в Германии или Италии, где национальное кино уже практически исчезло.

Поэтому французское правительство считает, что государственная поддержка производителей культурных ценностей легитимна, она многократно оправдана жизнью и каждое государство, если оно заботится о сохранении разнообразия существующих в стране культур, имеет право поддерживать подобные начинания. Франция вместе с некоторыми другими странами, в том числе Канадой, в рамках переговоров о ВТО выступила с инициативой не рассматривать культурные программы (в частности, производство кинофильмов) как коммерческие проекты.

Сейчас идет первый круг переговоров в ЮНЕСКО о том, как можно в рамках международного права обосновать понятия защита национальных культурных ценностей и культурное разнообразие . Кстати, США совсем недавно вернули своего представителя в эту организацию.

В последнее время французско-российские отношения получили новый виток развития. Какие еще культурные события планирует посольство Франции в ближайшее время в Москве?

В этом году посольство Франции в России очень активно участвовало в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. Уже проведены две большие выставки: известного французского художника Николя Досталя, который родился в Петербурге и стал знаменит во второй половине XX века, и выставка Русский Париж – живопись XX века известных русских художников-эмигрантов. Сейчас готовится третья выставка – 300 лет французского присутствия в Санкт-Петербурге , она откроется 23 октября в Русском музее. На ней будут представлены экспонаты, относящиеся к различным сторонам культурной жизни Северной столицы – литературе, изобразительному и прикладному искусству, предметам быта, демонстрирующие, насколько тесно переплетена исторически жизнь русских и французов.

Французский культурный центр в Москве активно участвует в светской жизни вашей столицы, скоро при его содействии пройдет Фестиваль современного танца в Малом театре. В будущем году планируется дальнейшее расширение связей в области культуры, мы всячески способствуем взаимодействию художников, музыкантов, архитекторов, писателей наших стран. Обязательно будет проведен пятый кинофестиваль, ведь кино – это один из видов искусства, который понимают и любят практически все люди.