НА СТРАХ И РИСК


Мария НЕКРАСОВА

Минимизация потерь, контроль над рисками входят в число самых серьезных задач российского предпринимателя. И одно из решений здесь – страхование, которое позволяет заранее позаботиться о финансовой устойчивости фирмы, сведя к минимуму хотя бы часть существующих рисков.



Страховые компании предоставляют три типа страхования: имущественное, личное и страхование ответственности. Применительно к бизнесу наиболее актуальны первое и последнее, хотя сейчас в качестве дополнительной мотивации некоторые компании используют и личное страхование сотрудников.



ЦЕНУ ИМЕЕТ ВСЕ

К имущественному страхованию относится страхование имущества, а также страхование предпринимательских и финансовых рисков. Причем имуществом считается не только физический объект (офис, оборудование и т. д.), но и такие бесценные вещи, как репутация и информация. Правда, для того чтобы их застраховать, определить стоимость все же придется. Иначе как оценить их потерю в деньгах То есть репутация и информация должны быть так или иначе отражены в бухгалтерском балансе компании. В странах с развитой рыночной экономикой такие виды страхования – обычное дело, в России же они пока не столь популярны.

Наиболее традиционными для отечественных предприятий до сих пор являются договоры страхования от пожара и противоправных действий третьих лиц (первое популярнее). Многие страховые компании не используют расплывчатую формулировку противоправные действия , а прописывают в контракте конкретные страховые случаи. Таким образом, они уменьшают собственную степень риска и шансы страхователя получить выплату.

Страхование предпринимательских рисков (защита от непредвиденных обстоятельств) включает риск утраты имущества и риск неполучения ожидаемых доходов. Сюда относят производственные риски (приостановка производства вследствие аварии) и внешние (нарушение контракта партнерами, изменение конъюнктуры рынка).

В финансовые риски также входит остановка производства, но уже вследствие оговоренных событий (не обязательно аварий или стихийного бедствия), банкротство и непредвиденные расходы.



…И Я ЗА СЕБЯ НЕ ОТВЕЧАЮ

К страхованию ответственности относятся страхование гражданской, профессиональной и других видов ответственности. При наступлении страхового случая ущерб, нанесенный страхователем (тем, кто страховал свою ответственность), возмещается третьему лицу.

В России страхованием ответственности начали заниматься относительно недавно. Если при имущественном страховании размер выплаты определяется страховой стоимостью имущества (или ее частью), то при этом типе страхования стороны устанавливают в договоре предельную сумму возмещения по своему усмотрению. Обычно она зависит от максимального размера ответственности страхователя. Если например, страхуется ответственность за арендуемый офис, полный техники, то лимитом ответственности будет вся стоимость офиса вместе с техникой.

При страховании ответственности товаропроизводителей перед потребителями страховым случаем является ситуация, когда продукция производителя нанесла вред здоровью или имуществу потребителя. Этот вид страхования вошел у нас в практику чуть позже принятия закона О защите прав потребителей . Однако от штрафов, которые налагаются на производителя федеральными органами исполнительной власти, он не защищает. Как правило, срок действия страхового договора соответствует сроку годности данной продукции. Страховой случай считается наступившим, если справедливость претензий потребителя признана производителем и судом.

Застраховаться может как сам товаропроизводитель, так и продавец. При этом товары должны быть сертифицированы, производитель – иметь разрешение на выпуск данной продукции, установлены четкие требования к показателям качества товара, соответствующие требованиям закона РФ О защите прав потребителей .

Также проводится страхование профессиональной ответственности. Объектом здесь выступают имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью возместить ущерб, причиненный третьим лицам при осуществлении им своей профессиональной деятельности. К данному виду страхования чаще всего прибегают врачи и юристы. Он используется только для физических лиц, юридическое лицо не обладает профессией, следовательно, не может застраховать и профессиональную ответственность. Если есть вероятность наступления аналогичных страховых случаев у юридического лица (например, ответственность за ущерб, полученный работником при исполнении служебных обязанностей), то это страхуется как гражданская ответственность. Договор профессиональной ответственности заключается в пользу лиц, за чей ущерб страховщик должен нести ответственность. Если такое лицо не указано – то в пользу самого страховщика.



СОЦПАКЕТ ПРИБЫЛ

Наиболее популярные виды личного страхования – это страхование жизни и медицинское страхование, то есть защита от рисков, которые угрожают жизни и здоровью застрахованного. Вариантом личного страхования является смешанное страхование жизни (сюда входит страхование на дожитие до окончания срока договора, на случай смерти застрахованного, от несчастных случаев).

Договор страхования жизни заключается на любые суммы, срок его действия от года до 20 – 30 лет. Обычно предельный возраст застрахованного – 65 лет, реже 70 лет и более. Конечно, существуют ограничения и по состоянию здоровья: не страхуют лиц с психическими расстройствами, тяжелыми нервными и иными заболеваниями. Страхование жизни может быть не только индивидуальным, но и коллективным. Часто оно комбинируется со страхованием от несчастных случаев.

В некоторых компаниях, в том числе в России, принято страховать жизнь сотрудников в пользу их семей – в качестве дополнительной мотивации.

Медицинское страхование точно так же бывает частным и коллективным, компании, страхуя сотрудников оптом , нередко прибегают и к нему. При этом объектом медицинского страхования является риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.

Коммерческие компании приобретают такие полисы для своих работников не только в качестве составляющей социального пакета, важного для персонала, но и для гарантии собственной финансовой стабильности. Особенно это актуально для ключевых сотрудников, собственников компании и для работников предприятий, где производство связано с повышенными рисками для жизни и здоровья.



ФОРМУЛИРОВКА
РЕШАЕТ ВСЕ

Для комплексного страхования предприятия не предусмотрено единой схемы. Страховая компания отдельно разрабатывает договор для каждого предприятия. Так, помещение и оборудование может быть застраховано как имущество (если оно принадлежит страховщику) либо как ответственность (если берется в аренду). Довольно распространенная сегодня услуга – страхование ответственности работодателя перед работником (травмы при исполнении служебных обязанностей). Плюс предпринимательские риски. Вот, пожалуй, минимальный пакет для страхования бизнеса.

Здесь надо обязательно проследить, чтобы все страховые случаи, условия выплат и невыплат возмещения были четко прописаны в договоре. Это как раз та ситуация, когда формулировка решает все. Не секрет, что большинство наколок клиентов происходит оттого, что последние невнимательно отнеслись к формулировкам в договоре. Скажем, прорыв трубы на складе и наводнение, независимо от причины возникновения – удачные формулировки, но удачны они для разных сторон. Первая – для страховой компании, поскольку выплату клиент получит только в случае прорыва трубы и только на складе. Любое иное наводнение не будет считаться страховым случаем. Или другой пример – ставшая уже дежурной страшилка автомобилистов с формулировками угон и кража . Разница в том, что кража подразумевает в качестве цели присвоение, а угон нет. Если машина застрахована от чего-то одного, то наступление страхового случая придется долго доказывать.

Вообще, неплохо уточнить значение некоторых понятий, очевидное на первый взгляд, но вызывающее разногласия при наступлении страхового случая. Например, что такое грубое нарушение правил техники безопасности (для страхования ответственности работодателя) и чем оно отличается от негрубого В документе не должно оставаться места для разночтений. Или взять хотя бы страхование гражданской ответственности перед третьими лицами: здесь страховыми случаями признаются только случайное событие и непреднамеренное действие. Само собой, в договоре необходимо расшифровать эти понятия.



СДЕЛАЙ САМ

Сейчас стремительно набирает обороты так называемое кэптивное страхование (КС), когда страховая компания создается одним или несколькими юридическими лицами для страхования своих учредителей или ограниченного круга лиц. Сегодня в мире зарегистрировано более 5 тыс. КС-компаний, собирающих ежегодно более $20 млрд страховых премий.

Причина роста их популярности – нежелание традиционных страховых компаний заниматься некоторыми видами страхования, ограничения в размерах страхового возмещения рисков, да и вообще, свое – оно всегда надежнее. Рост количества кэптивных страховых фирм отражает перемены в оценке клиентами собственных финансовых рисков.

Традиционное страхование многие рассматривают теперь как средство защиты от катастрофических убытков, а для покрытия менее значительных, текущих , рисков используют кэптивное.

Чистые кэптивные страховые компании учреждаются фирмой для страхования только собственных рисков. Групповые КС-компании создаются для страхования определенных юридических лиц (не обязательно самих учредителей). Арендованные КС-компании обеспечивают доступ ко всем преимуществам таких фирм, но они не регистрируются, а арендуются у страховщика. При этом требуется дополнительно страховать риски страховщика.

Диверсифицированные КС-компании страхуют физических лиц от потерь, связанных с бизнесом юридических лиц, обслуживаемых кэптивной страховой компанией.

Нередко КС-компании перестраховывают риски материнской компании, уже застрахованные обычной страховой компанией.

Создание такой компании помогает учредителю снизить страховые расходы, увеличить оборот (ведь страховые взносы остаются в пределах холдинга), гарантируют возмещение ущерба при наступлении страхового случая. В конце концов, КС-компания может служить источником дополнительных доходов.



При написании статьи использованы следующие источники:

Скамай Л. Страхование. – М.: ИНФАМ, 2003;

Салихов М. Оффшор, еще оффшор. – Финанс. 2003 – 814 сентября;

материалы сайта Практическое страхование

СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ



Валерий ПАЛИЙ, заместитель генерального директора аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем"




В настоящий момент в России все больше аудиторских фирм предпочитает страховать свою профессиональную ответственность, однако культура подобного страхования еще недостаточно развита. Во многом это объясняется тем, что Федеральный закон Об аудиторской деятельности нечетко формулирует условия страхования профессиональной ответственности аудитора, а потому наличие такой страховки – дело добровольное.

В то же время деятельность частного аудитора и фирмы по проверке и выдаче заключения о достоверности отчетности компаний-клиентов связана с высокими рисками. На основании данных аудиторских проверок и заключений принимаются в первую очередь финансовые решения, поэтому цена ошибки аудитора очень высока. Однако еще больше риск потери репутации в том случае, если доказана преднамеренность ошибок. Рынок достаточно узок, и при выборе аудиторской организации клиенты в основном ориентируются на опыт, историю фирмы, статус и отзывы ее предыдущих клиентов.

По данным Министерства финансов РФ, в нашей стране около 50% лицензированных аудиторских фирм имеют в штате пять и менее аттестованных специалистов, еще примерно в 40% фирм число аттестованных аудиторов колеблется от шести до десяти человек. Как видно из этих цифр, подавляющее большинство аудиторских организаций в России – небольшие фирмы либо индивидуальные предприниматели.

С 2000 года на рынке аудита установились предельно низкие ценовые ставки, которые поддерживаются именно небольшими фирмами, имеющими ограниченный круг клиентов. Ценообразование здесь таково, что дельты прибыли на покрытие неустоек в стоимости контрактов не предусмотрено, да и рентабельность аудита, как правило, очень невелика.

Как результат, у большинства аудиторских организаций зачастую нет средств на повышение качества услуг, их документирование в соответствии с федеральными стандартами аудита, на развитие собственного бизнеса. Первый же судебный иск со стороны клиента по факту причинения ему реального ущерба в результате ошибки или упущений аудиторской организации приведет к ее банкротству, даже если сумма взыскания будет невелика – $10 – 20 тыс. Безусловно, страхование профессиональной ответственности способно решить эту задачу.

Кроме того, страхование аудиторской ответственности – это элемент маркетинга услуг. Самому клиенту безопаснее доверить проверку финансовой отчетности аудиторской фирме, чья ответственность застрахована.

Если говорить о западной практике, то страхование профессиональной ответственности аудиторов в большинстве стран мира является обязательным. Без страховки аудиторская фирма не может быть допущена к проверкам отчетности средних и крупных компаний и финансово-кредитных организаций.

В России при проведении аудита финансовой отчетности, составленной по международным стандартам (МСФО), наличие полиса добровольного страхования профессиональной ответственности уже является не просто конкурентным преимуществом, а одним из основных условий получения контракта. Так, по данным рейтингового агентства Эксперт , в 2002 году из 20 крупнейших фирм, проводивших аудит по МСФО, лишь одна не застраховала свою ответственность. Причем размер страхового покрытия варьировался от $32 тыс. до $15 млн. Основным страховщиком ведущих аудиторов России по итогам 2002 года оказалось ОСАО Ингосстрах с объемом покрытий свыше $21 млн. Также в прошлом году крупнейшие аудиторы воспользовались услугами СК АльфаСтрахование , РЕСО-Гарантия , Информстрах , Национального страхового дома, АВЕСТ, ВСК и РОСНО. Совокупный размер страховых покрытий аудиторского риска двадцати крупнейших аудиторов составил в 2002 году $27,95 млн.

Очевидно, что страхование профессиональной ответственности аудиторских фирм в ближайшие несколько лет будет развиваться значительными темпами. Уже идет дискуссия о необходимости введения обязательного страхования. В целом ожидается рост количества аудиторских организаций, застраховавших свою профессиональ- ную ответственность, а также увеличение и усреднение размеров страхового покрытия. Понимая общественную значимость страхования аудиторской ответственности, Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ подготовил комплексное решение, вносящее ряд поправок не только в Закон об аудиторской деятельности, но и в другие законы для полного и правильного выстраивания законодательной нормы по страхованию аудиторской ответственности. И аудиторы, и сами страховщики с оптимизмом относятся к этим тенденциям. Хотя бы потому, что до настоящего времени на аудиторском рынке не было ни одного публичного факта выплаты по полису добровольного страхования профессиональной ответственности.

 

СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА

Леван ПЕСВИАНИДЗЕ, генеральный директор ООО "ЭГРИ-92"

Страховаться или нет – это индивидуальное решение каждого предпринимателя. Я принадлежу к тем, кто страхуется. У нас застрахованы все офисные и производственные помещения, оборудование, мебель, автотранспорт, готовая продукция и расходные материалы. Когда мы доставляем новое дорогостоящее оборудование, мы страхуем весь процес: и перевозку, и погрузо-разгрузочные работы.

Что покупает человек, страхующий что-либо Тут нельзя исходить только из экономических соображений, ведь по логике вещей в финансовой выгоде всегда остается страховая компания, иначе она не смогла бы вести свой бизнес. Так вот, страхуясь, человек покупает спокойствие, уверенность в том, что, если, не дай бог, что-нибудь произойдет, он не останется с проблемой один на один.

При этом необходимо учитывать несколько факторов:

1. Если вы решили страховаться, в первую очередь надо навести справки о финансовом состоянии нескольких компаний, их рейтинге и выбрать наиболее стабильные и хорошо зарекомендовавшие себя. Не стоит гнаться за дешевизной.

2. После этого следует ознако-миться со стилем работы компании: насколько она клиенториентирована, занимается ли подготовкой своих агентов и менеджеров. Помните, что именно вы платите деньги и, даже если не являетесь крупным клиентом, страховая компания обязана окружить вас максимальным комфортом и заботой. Если это не так – выбирайте другую.

3. Есть еще один очень важный момент: внимательнейшим образом изучите страховой договор. В случае необходимости привлеките юриста, а также тех специалистов, чьей деятельности касаются условия этого документа. Не забывайте: страховые компании живут не за счет тех клиентов, кому выплачивают деньги, а за счет тех, от кого они их получают. В страховой договор могут быть заложены условия, юридически однозначно не формулирующиеся, или технические требования, выполнить которые почти невозможно. Если подобные моменты упустить из виду при подписании договора, то при наступлении страхового случая компания откажется платить, сославшись на несоблюдение вами этих условий.

В то же время не всегда страховые компании готовы изменить условия своих стандартных договоров. Если так, выберите ту, чей договор вам подходит больше.