БОЛЬШЕ ШПИОНОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ…


Сергей КОНОПЛЕВ, директор программ по международной безопасности
Института государственного управления им. Дж. Кеннеди при Гарвардском университете

Недавно в одной из американских газет мне на глаза попалось любопытное объявление: Нужны слесари, которые умеют обращаться с замками. Особенное предпочтение отдается специалистам, имеющим опыт работы с сейфами и сигнализацией . Интересно, что аналогичное объявление было размещено на сайте Центрального разведывательного управления США в Интернете.

Соединенным Штатам нужны новые шпионы – они должны знать языки и уметь собирать информацию, хранящуюся в сейфах и чужих кабинетах.

Вообще, американским спецслужбам сейчас тяжело. После того как было доказано, что они снабжали недостоверной информацией самого президента США, не проходит и дня, чтобы СМИ не сообщили о каком-нибудь их очередном проколе. За последние несколько лет промахов у американских рыцарей плаща и кинжала набралось немало.

Несколько лет назад ЦРУ проморгало испытание атомной бомбы в Пакистане. И конечно же, упреки со всех сторон посыпались на разведсообщество после терактов 11 сентября. Специалисты называют две главные причины: отсутствие четкого взаимодействия между ЦРУ, ФБР и Агентством национальной безопасности в обмене информацией, а также низкое качество анализа поступающих разведданных.

Но главный скандал сегодня – это подтасовка данных о наличии в Ираке оружия массового поражения, а также неподтвержденное свидетельство о том, что Ирак планировал закупить уран в Африке. Сенатор-демократ Эдвард Кеннеди призвал к проведению расследования. Очень плохо, что такое ошибочное свидетельство стало основным поводом для президента Буша, чтобы начать войну в Ираке. Но может оказаться, что это с самого начала было обманом, что во много раз хуже. Мы не можем рисковать жизнями американцев из-за некомпетентности или преднамеренной лжи .

Мало того, что ЦРУ сознательно раздуло масштабы ядерной угрозы со стороны Ирака, оно еще и подставило британского премьера Тони Блэра. Ни о чем ни подозревающий премьер сообщил парламенту о вступлении в войну, так как Ирак может привести в боевую готовность средства массового уничтожения в течение 45 минут . Ничуть не удивительно, что в последнее время Блэру приходится довольно тяжело под шквалом критики политиков и прессы.

Глава ЦРУ Джордж Тенет взял ответственность на себя, но многие считают это результатом нажима Белого дома. Сенатор Боб Грэм, долгое время возглавлявший комитет по разведке, прямо заявил: Проблема не в Джордже Тенете, проблема в Джордже Буше. Американский народ был введен в заблуждение. Если оружие массового поражения не будет найдено в Ираке, доверие к США серьезно пострадает как в мире, так и в самих Соединенных Штатах . Речь идет не о выявлении виновных и их наказании. Проблема заключается в том, что многие стали сомневаться в достоверности информации о масштабах угрозы из таких стран, как Иран и Северная Корея.

Десятки специалистов делятся взглядами о проведении реформы в разведсообществе США. Нам надо больше глаз в других странах, больше специалистов с разносторонними талантами, особенно со знанием иностранных (особенно восточных) языков , – говорится в специальном докладе конгресса.

По данным конгресса, ощущается острая нехватка шпионов в критических районах мира. Так, например, когда возникли кризисы в Афганистане и Ираке, пришлось перебрасывать туда людей, которые прежде вели другие регионы. Виной всему – недостаточное финансирование этих структур в 90-х годах. По свидетельству комитета по разведке конгресса США, состояние дел с людскими ресурсами в разведке просто плачевное .

Правда, многие представители ЦРУ отнюдь не жаловались на отсутствие средств. Выступая в прошлом году в университете Дюка, заместитель директора ЦРУ по оперативной работе Джим Павитт похвастался, что у него есть столько шпионов, ворующих секреты для США, сколько их никогда не было за всю историю . При этом за последние пять лет количество оперативников, владеющих арабским языком, увеличилось в три раза.

Но несмотря на такую ситуацию, аналитики считают, что средств на разведку выделяется недостаточно. Совет по международным отношениям, влиятельная неправительственная организация, недавно опубликовал доклад, в котором рекомендуется увеличить бюджет разведслужб, по крайней мере, в три раза. На следующие пять лет он должен составлять около $100 млрд, полагает Ричард Кларк, бывший советник Белого дома по вопросам терроризма.

Идея реорганизации разведсообщества не нова. За последние 50 лет более 20 официальных комиссий предлагали свои проекты административного и организационного улучшения разведки США. Одна из главных рекомендаций заключается в расширении полномочий директора ЦРУ или же создании новой должности – директора национальной разведки, который занимался бы общим руководством разведслужб.

Обратимся к истории этих рекомендаций.

В 1949 году первая комиссия Гувера (специальная комиссия, задача которой, в числе прочего, состояла в решении вопросов реорганизации американского государственного аппарата. – Ред.) приняла решение сделать ЦРУ центральной организацией национальной системы разведки.

В 1955 году вторая комиссия Гувера рекомендовала, чтобы директор Центрального разведывательного управления сконцентрировал свое внимание на деятельности сообщества, а специально назначенный исполнительный директор занимался бы повседневным руководством ЦРУ.

В 1971 году в отчете Джеймса Шлесинджера (бывшего в свое время министром обороны США, а затем директором ЦРУ) обсуждалась возможность создания должности директора национальной разведки. Однако в его функции не входил контроль за работой директора ЦРУ.

В 1976 году в опубликованном отчете сенатского комитета по делам разведки (комиссия Черча) рекомендовалось передать весь бюджет по национальной разведке в ведение директора ЦРУ и освободить его от повседневных обязанностей по руководству этим управлением.

В 1996 году постоянный комитет конгресса по делам разведки опубликовал исследование под названием Разведывательное сообщество в XXI веке , в котором предлагалось предоставить директору ЦРУ дополнительные полномочия и ресурсы. В документе подчеркивалась необходимость введения двух должностей заместителя директора: одного по вопросам анализа, а второго по управлению разведсообществом.

Ни одна из этих рекомендаций не была выполнена. Директор ЦРУ имеет сегодня реальную власть только в самом ЦРУ, но не в разведсообществе.

Президент Буш недавно объявил о новой инициативе – создании Объединенного антитеррористического центра (Terrorist Threat Integration Centre, TTIC), сообщает влиятельный журнал The Economist. Этот центр должен улучшить коммуникационные связи между ЦРУ и ФБР. Авторы опубликованного в The Economist исследования – бывший заместитель директора ФБР Роберт Брайент, бывший замминистра обороны Джон Хамре, бывший руководитель Управления по борьбе с наркотиками Джон Лон, бывший помощник заместителя директора ЦРУ по оперативной работе Джон Макгаффин, бывший генеральный советник ФБР Ховард Шапиро и бывший генеральный советник ЦРУ Джефри Смит. Вот что они рекомендуют предпринять в ближайшее время.

Создать в ФБР новую структуру для выполнения задач управлений, ответственных в настоящее время за борьбу с терроризмом и обеспечение национальной безопасности. В этой структуре необходимо создать свою кадровую систему, включающую набор, подготовку и продвижение сотрудников по службе. Их карьера будет посвящена приобретению специального опыта и знаний в области борьбы с терроризмом и контрразведки. Укомплектовывать структуру предполагается не только сотрудниками ФБР, но также и новыми специалистами с разнообразными умениями и опытом, которых сегодня в ФБР нет. Это должно быть элитное подразделение, куда многие бы стремились и куда можно было бы отбирать самых лучших и перспективных специалистов.

Необходимо, чтобы руководителя новой организации назначал президент, при этом он не должен быть представителем разведсообщества.

Входя в разведывательное сообщество и подчиняясь директору ЦРУ по основному направлению деятельности, данная структура должна обладать высокой степенью независимости. Ей необходим свой бюджет, являющийся частью бюджета разведывательного сообщества. Генеральный прокурор не обязан осуществлять повседневный контроль за этой службой, но от него потребуется устанавливать руководящие принципы ее работы с тем, чтобы она действовала в рамках закона и уважала права американских граждан.

Модель такой новой структуры существует. Агентство национальной безопасности и Национальное бюро слежения (National Reconnaissance Office), входящие в Министерство обороны, одновременно являются частью разведывательного сообщества и подотчетны директору ЦРУ в вопросах бюджетного финансирования и выполнения своих функциональных задач.

Аналитики известного среди профессионалов Центра по исследованиям разведки считают, что необходимо создать специальные центры сбора и обработки данных, которые бы непосредственно занимались главными угрозами для США (например, терроризмом) и работали с важными для страны регионами или государствами (например, Китаем). Такие центры должны быть частью всего разведсообщества, а не подразделением ЦРУ. Директор Центрального разведуправления сможет в случае необходимости перемещать сотрудников из одного центра в другой. Новое ЦРУ образуется на основе этих центров, а управления нынешнего ЦРУ будут поддерживать его работу, предоставляя специалистов и оборудование.

Итак, советов более чем достаточно. Специалисты продолжают искать оптимальные пути улучшения разведки. А американская публика повышает уровень своих знаний об американских разведчиках в Международном музее истории шпионажа, открытом в прошлом году мультимиллионером Милтоном Мальцем, сыном эмигрантов из России.





СПРАВКА БОССа

В основном в разведсообщество США входят подразделения Министерства обороны, получающие около 85% финансирования, идущего на разведку, а также ЦРУ и отделы других исполнительных органов власти.

Агентство военной разведки (Defense Intelligence Agency; DIA) – предоставляет оперативные сведения военного характера военному руководству.

Агентство национальной безопасности (National Security Agency; NSA) – собирает и обрабатывает информацию за рубежом для руководства страны, а также защищает системы секретной информации США.

Национальное бюро слежения (National Reconnaissance Office; NRO) – координирует сбор и анализ данных, полученных с самолетов и спутников.

Национальное фото- и картографическое управление (National Imagery and Mapping Agency; NIMA) – предоставляет своевременную и точную фотографическую и картографическую информацию, имеющую значение для национальной безопасности.

Разведывательные управления Сухопутных сил, ВМС, ВВС и морской пехоты – собирают и обрабатывают информацию для своих видов войск.

Центральное разведывательное управление (Central Intelligence Agency; CIA) – предоставляет точные, полные и своевременные разведданные из-за границы, касающиеся национальной безопасности страны.

Управление по внутренней безопасности (Department of Homeland Security; DHS) – предотвращает террористические атаки на территории США, уменьшает уязвимость США от терроризма.

Государственный департамент (Department of State) – работает с информацией, влияющей на американскую внешнюю политику.

Министерство энергетики (Department of Energy) – анализирует состояние ядерного оружия в других странах, ядерное нераспространение и вопросы энергетики, связанные с национальной безопасностью США.

Министерство финансов (Department of Treasury) – собирает и анализирует информацию, которая может влиять на финансовую и денежную политику США.

Федеральное бюро расследований (Federal Bureau of Investigation) – занимается вопросами контрразведки и информацией по международным криминальным делам.

Береговая охрана США (Coast Guard) – занимается информацией, связанной с морскими границами США и внутренней безопасностью.