2003 №10: Юрий ЛЕБЕДЕВ: «МЫ РАССЧИТЫВАЕМ ТОЛЬКО НА СЕБЯ»


Беседу ведет Татьяна Пудова

ООО «Ачинская ДПМК» с момента своего создания в 1978 году являлось колхозно-кооперативным предприятием с негосударственной формой собственности. По словам его генерального директора Юрия Лебедева, это означало, что при переходе на рыночные отношения рассчитывать на государственную поддержку не приходилось. Тем не менее, став после реорганизации частной компанией, Ачинская дорожная передвижная механизированная колонна (ДПМК) смогла на равных конкурировать с государственными предприятиями. Теперь «Ачинская ДПМК» — одна из немногих дорожно-строительных компаний Красноярского края, которая уверенно держится на плаву, не жалуется на отсутствие заказов и успешно развивается.

— Юрий Александрович, что же было в период, отделяющий сегодняшнюю ДПМК от той, образца конца 70-х годов, — без заказов, без поддержки, без стабильности?

— Мы с самого начала придерживались единственно верной, на мой взгляд, политики: не отказываться ни от какой работы, даже от самой непривлекательной. Старались все делать быстро и качественно, порой приходилось трудиться в выходные и праздничные дни. Иной раз с момента поступления заказа до начала производства проходило не более двух часов.

Мы изменили свой распорядок дня и стали работать с 7 часов утра, чтобы максимально использовать световой день. Такой подход был замечен и оценен по достоинству — появились постоянные заказчики, а следовательно, улучшилось и наше финансовое положение. Ачинская ДПМК — первое предприятие дорожной отрасли Красноярского края, которое на собственные средства приобрело в 1995 году дорогостоящую импортную технику. С тех пор стараемся не снижать набранного темпа.

— Ваша компания востребована на рынке?

— Конечно! Ведь Красноярский край — один из ключевых регионов страны и обеспеченность дорогами здесь важна, пожалуй, как нигде. Естественно, на нашу работу оказывает влияние местная специфика: огромная территория, большая амплитуда температурных колебаний, удаленность многих населенных пунктов от центральных районов края, наличие зоны вечной мерзлоты, структурные особенности промышленности, то есть преобладание предприятий лесной, золотодобывающей отраслей, цветной металлургии и т. п. Из-за этого строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог в Красноярском крае обходится значительно дороже, чем в среднем по стране.

Тем не менее скидок на объективные трудности никто не делает. В регионе действует специальная комплексная программа по развитию дорог и дорожной инфраструктуры, в ходе реализации которой краевой администрацией и Управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю проведена огромная работа. Сегодня актуальная задача — строительство дорог в северных районах региона, развивающихся сейчас наиболее динамично. Это касается в первую очередь районов Нижнего Приангарья, богатого лесными ресурсами, а также запасами золота и пр.

— Это те районы, где сегодня работает ваше предприятие?

— Да, в 2003 году мы пришли на север Красноярского края. В частности, в Северо-Енисейском районе уже несколько месяцев вахтовым методом работает один из участков ДПМК. На очереди — Мотыгинский район. Но приоритетное направление для нас в текущем году — реконструкция федеральной автодороги «Байкал» на участке Ачинск — Красноярск и развитие сети внутрихозяйственных дорог в сельской местности, в том числе в Ачинском, Большеулуйском и других районах.

— Несмотря на кажущееся благополучие, в последние годы происходит сокращение финансирования дорожной отрасли. И это беда не только Красноярского края, но и всей страны. Ваше предприятие готово к изменяющимся условиям?

— Вы правильно сказали: финансирование дорожной отрасли сокращается. Этот процесс стал наиболее заметен в 2003 году, когда внесли изменения в Налоговый кодекс РФ. Они поставили дорожников буквально на грань выживания. Почти полное отсутствие финансирования в нынешнем году, особенно в первой его половине, вынудило многие предприятия дорожной отрасли практически полностью прекратить работу. Видимо, в очередной раз наши депутаты что-то не просчитали.

Что касается готовности ДПМК… Основная сфера нашей деятельности — это строительство и ремонт автомобильных дорог общего пользования, федеральных трасс. Чтобы не остаться без заказов, мы стали развивать и другие направления. Сегодня в ДПМК действует полноценный строительный участок, который возводит здания и сооружения промышленного и гражданского назначения. Нами уже построен не один десяток коттеджей и других объектов, начато строительство современного девятиэтажного жилого дома. В 2002 году приобретен кирпичный завод, он также успешно работает.

— Какой же производственной базой необходимо обладать, чтобы со всем этим справляться?

— Без ложной скромности скажу, что база у нас достаточно мощная. Она находится в Ачинске и состоит из комплекса зданий производственного назначения: гаражных боксов, ремонтной зоны, столярной мастерской, кузнечного цеха, котельной и т. п. Кроме того, есть обособленные производства, такие, как растворобетонный узел, два дробильных комплекса общей производительностью 1 млн куб. м в год, позволяющих выпускать инертные материалы различных фракций, заводы по производству силикатного кирпича и асфальтобетона, производительностью соответственно 60 млн шт. в год и 160 т/ч. Возводим цех по обжигу извести.

Мощности нашего предприятия позволяют вести дорожное строительство комплексно, по цепочке — от добычи сырья до готовой дороги. Аналогичный комплекс работает в сфере промышленного и гражданского строительства.

— В 2003 году вы планировали наладить производство цемента. Однако из-за отсутствия финансирования дорожного строительства со стороны администрации города сделать это не удалось. Есть ли здесь какие-то перспективы?

— Мы ведем переговоры с компанией «Русский алюминий» о приобретении цементного завода. Надеемся в данном вопросе на поддержку и помощь администрации края, поскольку это нужно не только нам, но и всему Красноярскому краю.

Раньше здесь действовало несколько цементных предприятий. Крупнейшее из них — завод Ачинского глиноземного комбината. Он поставлял продукцию не только в Красноярский край, но и в Хакасию, Туву, Иркутскую область и другие регионы. Однако несколько лет назад завод закрылся, и экономика края стала испытывать серьезные трудности в обеспечении цементом. Мощности единственного на территории края Красноярского цементного завода не позволяют в полном объеме удовлетворить эти потребности. Предприятия вынуждены закупать цемент в Кемеровской области.

Что касается нашей компании, то налаживание собственного производства цемента позволит нам развивать строительство жилья и других объектов. Так что администрации Ачинска и других населенных пунктов западной части Красноярского края тоже заинтересованы в решении этой проблемы.

— В строительном бизнесе большое значение имеет качество работ. Как в ООО «Ачинская ДПМК» организован контроль качества?

— Мы не можем сказать, что полностью решили данную проблему, но стремимся к этому постоянно. У нас есть лаборатория качества, оснащенная современной аппаратурой. На уровне выполнения работ также сказывается серьезная подготовка наших специалистов, многие из них прошли стажировку за границей. Дает результаты и использование современной импортной техники, которой в ДПМК достаточно много.

— В практику российского бизнеса входит принцип конкурсного распределения заказов. На ваш взгляд, насколько это уместно в дорожной отрасли?

— Я не против конкурсов. Это нормальный подход к делу. Победить должен сильнейший, и мы к этому готовы. В тендерах участвуем постоянно и нередко их выигрываем.

— Администрация региона при распределении заказов часто отдает предпочтение именно вам, обходя государственные предприятия. В чем секрет такого доверия?

— Не думаю, что наша компания находится в каком-то привилегированном положении по сравнению с государственными предприятиями, а тот факт, что Ачинская ДПМК часто становится победителем тендеров, объясняется исключительно нашим стремлением улучшать свою работу, использовать современную высокопроизводительную технику и передовые технологии. Да и нет у нас иного выхода. Мы можем рассчитывать только на себя, а это серьезный стимул для движения вперед.

— Юрий Александрович, как профессионал, объясните, пожалуйста, почему в России плохие дороги?

— Здесь нельзя назвать какую-либо одну причину. Сказывается огромная территория государства, малая населенность северных и восточных районов, огромные перепады температур и многое другое. Но пожалуй, самая главная причина — наша бедность, отсутствие из года в год финансовых ресурсов. Строительство дорог обходится недешево. А потому они проектируются и строятся исходя из российских реалий, и основная задача состоит в том, как удешевить этот процесс.

— А где, по-вашему, самые лучшие дороги в России?

— Я каждый год отправляюсь на автомобиле в Молдавию и на Украину, проезжая практически через всю Россию, так что имею возможность оценить состояние отечественных дорог. Заметно, что дороги за последние годы стали лучше. Как специалиста и просто как рядового гражданина меня это очень радует. Безусловно, надо отдать должное трассам Москвы и Подмосковья. Но все же лучшие дороги в России, если их оценивать не по какому-либо отдельно взятому параметру, а в комплексе, на мой взгляд, находятся в Сибири, а именно в Кемеровской области и Красноярском крае.

Я надеюсь, что в этом есть заслуга и нашего предприятия, которое вот уже 25 лет трудится в дорожной отрасли и не собирается сдавать свои позиции. Коллектив у нас стабильный. Многие работают по 20 и более лет. В последние годы появилось много молодежи, чему мы очень рады. Так что в будущее смотрим с уверенностью и оптимизмом.