2003 №10: ВИЗИТНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ


Наталия ЛОСЕВА

В современном деловом мире без визитной карточки — никуда. Вручение визиток стало ритуалом при встречах и прощаниях, знакомствах и поздравлениях, приглашениях и переговорах. Их называют лицом человека и счетом в миниатюре. И если вы хотите, чтобы оставленная вами визитка служила приятным напоминанием и помогала развитию отношений, то следует позаботиться не только о ее внешнем виде, но и о соблюдении соответствующих правил этикета.

На Западе и Востоке этикету визитных карточек придается огромное значение. Например, если в России к их отсутствию при ведении переговоров партнер отнесется спокойно, то в Японии бизнесмен, у которого закончились визитки, полностью себя компрометирует. Его собеседник воспримет это либо как несерьезность человека, либо, что еще хуже, как неуважение к себе. Ведь в этой стране при желании визитки можно изготовить в течение нескольких минут в специальных фотоавтоматах или получить их за пару часов, заказав у консьержки или по телефону, даже не выходя из гостиничного номера.

У японцев, пожалуй, самое трепетное отношение к визитным карточкам. Один американский предприниматель, будучи в Лондоне, был немало удивлен, когда в бассейне отеля японский бизнесмен достал из кармашка плавок непромокаемую визитку и вручил ему, почтительно ожидая ответного жеста.

В некоторых странах встречаются особые случаи использования визиток. В невероятно честной Финляндии можно оставить ее в качестве кредитного поручительства в ресторане или магазине. В малопьющей Японии визитные карточки посетителей бармены приклеивают к початым бутылкам.

В странах чопорного этикета для мужских и женских карточек установлены свои размеры и шрифты. Строгим канонам должны соответствовать визитки девицы и вдовы, холостяка и семьянина. Четко определены ситуации, когда и в каком количестве следует оставлять личные, семейные или деловые визитные карточки. Примечательно, что в странах с левосторонним движением транспорта принято указывать адрес в правом углу визитки, а с правосторонним — в левом.

Безусловно, изучать все тонкости национальных традиций вовсе не обязательно. Но деловые контакты, протокольные правила и обычная человеческая вежливость требуют знания основных принципов этикета визитных карточек, складывающегося на протяжении вот уже двух столетий.

МЕЛОЧИ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ ВСЕ

Существует несколько типов визитных карточек, различающихся и по предназначению, и по предъявляемым к ним требованиям.

Корпоративные визитки — это так называемые карточки компании. Как правило, ими пользуются фирмы и организации с большим числом клиентов (банки, магазины, салоны красоты, рестораны, автосервисы). На них указываются лишь название и координаты компании, вписывать собственные координаты и фамилию можно, только когда под рукой не оказалось персональной визитки. Будьте внимательны: если при встрече вам подают карточку компании, значит, вручивший ее не настроен на более тесный контакт. Тот, кто хочет наладить хорошие отношения с партнерами и клиентами, вручает им персональную визитку.

Персональная деловая визитная карточка — наиболее распространенный вид визитки, она предназначена для установления и поддержания деловых отношений. В некоторых странах ее наличие стало не просто желательным, но и обязательным условием при деловых контактах.

Деловая визитка должна содержать следующие элементы: полное название фирмы, ее логотип, почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, должность, имя и фамилию. Владелец или руководитель компании ставит свое имя перед ее названием и адресом. Другие сотрудники — между названием фирмы и адресом. Номер мобильного телефона пишут лишь в том случае, когда им пользуются как рабочим. Все телефоны дают с указанием кода города, а в иноязычном варианте — и кода страны. Если номер телефона изменился, этикет позволяет аккуратно вписать новый вариант, зачеркнув старый. При перемене адреса полагается послать деловому партнеру старую визитную карточку вместе с новой. Исправлять наименование должности считается дурным тоном.

У делового человека визитные карточки всегда должны быть с собой. Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, когда вы пытаетесь объяснить, что они, мол, только что закончились, положите их в карманы всех пиджаков, в портмоне и портфель. Но это — на всякий случай. Элегантно выглядеть вы будете лишь тогда, когда легким движением руки достанете карточку из дорогой визитницы. Как известно, мелочи не играют решающей роли — мелочи решают все.

ТЫ — МНЕ, Я — ТЕБЕ

Как же следует вручать визитку? Обмен визитными карточками происходит в начале деловой встречи или переговоров. Первыми ее подают младшие (по возрасту и положению) старшим, мужчина — женщине (причем она не обязана в ответ протягивать свою), хозяева — гостям. Держа визитку двумя руками, ее вручают таким образом, чтобы человеку было удобно сразу ее прочитать. При этом нужно внятно произнести свое имя и фамилию, особенно если вы имеете дело с иностранцем или ваша фамилия труднопроизносима.

Получая визитную карточку, возьмите ее двумя руками, слегка поклонитесь, прочитайте указанные на ней данные и положите на стол, за которым проходит встреча. Не нужно прятать визитку в карман, вертеть в руках и делать на ней какие-то пометки на глазах у вручившего ее вам человека, он совершенно справедливо расценит это как неуважение. Если партнеров несколько, разложите их визитные карточки перед собой в том порядке, в каком они сидят: это поможет не запутаться в именах и должностях. И самое главное: уходя, не забудьте забрать визитки. Один менеджер в такой ситуации кинул на ходу своему невнимательному партнеру: «Эй, вы деньги оставили!»

Если деловая встреча не состоялась из-за того, что нужного вам человека не оказалось на рабочем месте, не следует передавать визитку его секретарше или высылать по почте.

Просто оставьте ее на столе, загнув правый уголок.

Помните: визитки никогда не подписываются и на них не проставляется дата. Визитная карточка с написанным от руки номером телефона или адресом будет означать просьбу позвонить или нанести визит.

Для других случаев этикетом предусмотрены следующие стандартные сокращения французских слов:

  • p.r. (pour remercier) — благодарность;
  • p.f. (pour feliciter) — поздравление с праздником, пожелание счастья;
  • p.f.c. (pour faire connaissance) — удовлетворение знакомством;
  • p.f.N.A. (pour feliciter Nouvel An) — поздравление с Новым годом;
  • p.r.f.N.A. (pour remercier et feliciter Nouvel An) — благодарность и поздравление с Новым годом;
  • p.p.c. (pour prendre conge) — прощание при окончательном отъезде;
  • p.c. (pour condoleance) — соболезнование;
  • p.p.p. (pour prendre part) — соболезнование и готовность помочь;
  • p.p. (pour presenter) — по случаю представления;
  • p.f.v. (pour fair visite) — желание нанести визит;
  • p.m. (pour memoire) — напоминание;
  • r.s.v.p. (repondez s’il vous plait) — просьба ответить.

    Как правило, такие надписи делаются простым карандашом в левом нижнем углу карточки.

    ПО СЛУЧАЮ

    Особую роль деловые визитные карточки играют в случае заочного представления. Визитка лица, желающего быть представленным, посылается вместе с визиткой человека, хорошо известного тому, кому представляют. На последней пишут буквы р.р. На визитке представляемого никаких пометок не делается. Ее можно сопроводить краткой запиской с выражением надежды на продолжение знакомства. Подобный жест приравнивается к личному визиту. В ответ лицо, которому представляли, присылает свою карточку без каких-либо надписей.

    Уместно также направить визитную карточку коллегам из других организаций и компаний после назначения на новое место работы. На ее обратной стороне следует сделать надпись: «По случаю назначения на новую должность». Если вы посылаете несколько визиток для разных лиц на адрес одной фирмы, то в верхнем левом углу каждой из них необходимо написать фамилию лица, которому она предназначена.

    Вашу карточку может доставить курьер или шофер, отправлять по почте не запрещается, но и не рекомендуется. Отвечают на посланные или оставленные визитки тоже визитками, причем в течение суток с момента получения. Не стоит отвечать на них телефонным звонком. И еще одна важная деталь: передаваемые с третьим лицом визитные карточки никогда не загибаются.

    Особый вид персональной деловой визитки — представительская карточка. На ней указывают лишь имя, фамилию и название организации. Представительские визитки вкладывают в конверты с приглашениями на презентации, корпоративные вечеринки, бизнес-ланчи. Если они посылаются вместе с букетами и подарками партнерам, VIP-клиентам, коллегам, то дополняются личными приписками: «С уважением», «С личной симпатией», «С наилучшими пожеланиями» и т. п.

    УМЕНЬЕ — В СВЕТ

    Современному человеку помимо деловых необходимо иметь и светские визитные карточки. Во-первых, считается дурным тоном использовать деловые визитки в светской жизни, а во-вторых, такое разграничение позволит вам без лишних эмоциональных затрат либо подчеркнуть официальность отношений, либо выразить свое особое дружеское расположение.

    Светские визитные карточки используются для личных, неформальных контактов, когда упоминание должности, подчеркивание официального статуса может быть не понято и не принято. На них допустимо указывать сведения о профессии, почетных и ученых званиях. Светскую визитку можно отправить в качестве приглашения на неофициальный прием или как сопровождение чека врачу, адвокату, нотариусу. Направляя визитную карточку замужней женщине, вы обязаны послать ее в двух экземплярах (один — для супруга). Особым шиком считаются визитные карточки на пергаментной бумаге, заказанные у каллиграфа. Такие эксклюзивные визитки должен иметь каждый мужчина, считающий себя джентльменом, дабы отправить их дамам с цветами или подарком.

    Светская карточка, прилагаемая к букету цветов, посылаемому в знак симпатии либо к празднику, более уместна, чем личное послание. Ее нужно вложить в конверт и прикрепить к бумаге, в которую обернуты цветы. В Европе хозяйке дома принято дарить срезанные цветы, и, если вы этого не сделали, придя на прием, можете отправить букет на следующий день, сопроводив его визитной карточкой со словами благодарности.

    Светскую визитную карточку вкладывают и в коробку с подарком. Она создаст большее ощущение близости, чем стандартная открытка, купленная в магазине. Конверт не заклеивают, имя адресата указывают лишь в том случае, когда подарок отправляют из магазина. Если презент предназначен близким или друзьям, то можно зачеркнуть в визитке фамилию и сверху написать слова поздравления или имена супруги и детей, если он преподносится от всей семьи.

    Разновидностью светской карточки является визитка супругов. На ней часто указывают домашний адрес, поскольку обычно она служит в практических, а не представительских целях, в отличие от обычных персональных визитных карточек. Семейные карточки используют при знакомстве, направлении поздравлений друзьям, их прилагают к свадебным, а также ко всем другим подаркам, которые преподносятся от имени мужа и жены. Согласно этикету, в доме другой супружеской пары супруги должны оставить одну персональную визитную карточку супруга для мужа и одну семейную карточку — для жены. Заказывая карточку супругов, следует помнить, что имя жены в ней ставится перед именем мужа.

    Существуют и светские карточки для особых случаев. Например, это может быть визитка невесты или миниатюрная визитная карточка новорожденного, прикрепленная ленточкой к карточке матери, — очаровательное сообщение родным и друзьям о рождении малыша.

    ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    Раздавайте свои визитки и собирайте чужие. Чем больше их у вас, тем легче вам будет составить мнение по визитной карточке о вашем новом знакомом.

    Например, чрезмерно крупный логотип свидетельствует о большой претензии на значимость и одновременно о сильной зависимости от чужого мнения. А слишком мелкий указывает на неуверенность в себе ее владельца. Если адреса и телефоны на деловой визитке занимают более трети ее площади, значит, человек очень нуждается в контактах, а у его компании явный недостаток клиентов. В случае, когда должность, название подразделения стоят перед именем и фамилией, можно говорить о том, что человек боится брать на себя ответственность и прячется за вывеской фирмы.

    Визитка с рамкой подчеркивает строгость отношений, на которые рассчитывает ее владелец. Такой человек склонен устанавливать жесткие рамки как для других, так и для самого себя. Известно, что визитная карточка П.П. Бородина, как бы она ни менялась с годами, всегда украшена золотой рамкой.

    В любом случае, вашу визитку запомнят, только если запомнят вас, но никак не наоборот. Хотя у россиян, конечно, свои особенности. Очевидцы рассказывают, что обладатели визитной карточки Геннадия Зюганова могли бесплатно угощаться водкой на одной политической тусовке. А Владимир Жириновский после завершения форума «Выборы-2003» провел своеобразную PR-акцию в поддержку своей партии: он бросал сначала 100-рублевые купюры, а затем и визитки, призывая голосовать только за ЛДПР.

    Раздавая визитные карточки, человек понемногу раздает себя самого. Постарайтесь делать это красиво.