2003 №10: ПРОФИТ ОТ ПРОФИЦИТА


Сергей ИГУМНОВ, кандидат экономических наук

Бюджет-2002 впервые в новой России официально был утвержден с профицитом, хотя фактически профицит сложился уже в два предыдущих года. Так было положено начало «монетаристской» бюджетной политике, которой правительство придерживается и сейчас.

Профицит бюджета — превышение доходов над расходами. Используется также термин «первичный профицит», то есть профицит до вычета процентных расходов. Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций. Профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение госдолга, если не возникает бюджетного дефицита.

По данным Министерства финансов, профицит бюджета-2002 составил 154 млрд руб. (1,4% ВВП), а первичный профицит — 378 млрд руб. (3,5% ВВП).

Борьба правительства с Госдумой за бездефицитный бюджет велась в течение десяти лет, в результате победил «монетаристский» подход. В 2001 году бюджет планировался всего лишь как бездефицитный, но по факту уже тогда образовался профицит. С 2002 года федеральный бюджет составляется с профицитом.

Левые критики профицита утверждают, что расходы казны необходимо увеличивать, это создаст дополнительный внутренний спрос и вызовет подъем экономики. Ряд экспертов согласны с этой точкой зрения, другие же считают отход от профицита опасным в нынешнем экономическом положении нашей страны.

Регионалы указывают, что профицит федерального бюджета образован за счет дефицита региональных бюджетов. Однако в 2002 году с профицитом был исполнен не только федеральный, но и консолидированный бюджет.

Аналогичная дискуссия происходила в США при президенте Клинтоне, когда наблюдался значительный бюджетный профицит. Варианты решений были такие: погашать внутренний долг, расширять расходы или снижать налоги. Тогда американское правительство пошло по пути погашения внутреннего долга. Администрация же Буша активно расширяет расходы и снижает налоги.

В нашей стране также наблюдаются колебания по отношению к профициту, но не в столь широкой амплитуде. В российском бюджете 2002 года профицит планировался в размере 1,6% ВВП. Летом 2002 года Минфин снизил прогноз профицита до 0,7% ВВП, что объяснялось ростом непроцентных расходов бюджета более чем на 140 млрд руб. из-за выкупа акций Внешторгбанка у Центробанка, невозвратом бюджетных ссуд регионами, а также необходимостью профинансировать расходы 2001 года, перенесенные бюджетополучателями на 2002-й. Фактически профицит-2002 составил 1,4% ВВП (доходы — 2198 млрд руб., расходы — 2044 млрд руб.) благодаря росту цен на нефть и неиспользованным средствам бюджетополучателей.

В середине 2002 года возникла тревожная ситуация: в результате недобора налогов, непредвиденных расходов на ликвидацию последствий наводнения в южных регионах и помощи субъектам Федерации в выплате повышенных зарплат бюджетникам, финансовый резерв, из которого и были позаимствованы средства, сократился в два раза. Тогда позиция Правительства РФ относительно бюджета на 2003 год выражалась словами: «Профицит — не самоцель».

В бюджете-2003 профицит планировали несколько сократить: он должен был составить 72 млрд руб. (0,6% ВВП). Но по уточненному прогнозу (апрель 2003 года), профицит в этому году 1,4% ВВП, причем ВВП прогнозируется в размере 13,10 трлн руб. вместо 13,05 трлн.

На 2004 и 2005 годы сначала планировался профицит бюджета 1,5% и 1,7% ВВП соответственно, однако позже (в апреле 2003 года) он был понижен до 0,6% и 0,9% ВВП. Тем не менее превышение доходов над расходами сохранено, и правительство не собирается отказываться от этого принципа.

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Налоговая нагрузка — один из основных индикаторов степени либерализации экономики государства, представляющий собой долю ВВП, которая изымается из экономики в бюджет расширенного правительства в виде налоговых поступлений.

В 2002 году эта доля равнялась 41,1% ВВП, в 2003 году планируется 37,6% ВВП, причем непроцентные расходы должны снизиться с 32,8% до 31,9% ВВП. По мнению экспертов, в настоящее время для России оптимальный уровень налоговой нагрузки составляет 29—30% ВВП.

В качестве положительного примера влияния снижения налоговой нагрузки часто приводится Китай, сокративший уровень налогообложения с 38% в 1979 году до 20% к настоящему моменту и имеющий ежегодный рост экономики на уровне 7—8%. В России налоговое бремя с 1999 по 2001 год увеличилось с 32% до 40%. При оценке реальной налоговой нагрузки эксперты учитывают также, что 25% ВВП производится в теневом секторе экономики, где налоги не платятся. Это означает, что нагрузка на легальный бизнес возрастает до 48%.

По другим данным, с 2000 по 2002 год непроцентные расходы расширенного правительства (федеральный и региональные бюджеты плюс внебюджетные фонды) увеличились на 28% при росте ВВП на 19%. За тот же период государственные расходы в ВВП увеличились с 33,8% до 36,5%.

По фискальной нагрузке на одного налогоплательщика Россия уступает только Лесото, Хорватии и Белоруссии среди более чем 100 стран мира. В странах Западной Европы нынешний уровень бюджетных изъятий составляет примерно 31% ВВП — это присуще экономической стагнации. В годы экономического подъема в Европе уровень налогов был значительно ниже.

В течение 2003—2005 годов Правительство РФ планирует снижение налоговой нагрузки по 1% в год. В 2003 году отменен налог на пользователей автомобильных дорог, сокращена нагрузка на малый бизнес, в 2004 году планируется отмена налога с продаж и других оборотных налогов, кроме того, ожидается снижение ставок ЕСН и НДС.

Если в 2004 году произойдет снижение нагрузки на 1,75% ВВП (в том числе за счет снижения ставки НДС с 20% до 18%), это сохранит реальной экономике 267 млрд руб. И столько же потеряют бюджеты: федеральный — меньше, региональные — больше. Эти потери, по расчетам Правительства РФ, будут компенсироваться увеличением темпов экономического роста за счет снижения налогов и притока инвестиций.

Возможны и заимствования, использование средств резервного фонда, введение новых налогов. Однако наиболее эффективными способами восполнения потерь являются, по мнению экспертов, рационализация расходной части бюджета (в том числе снижение расходов) и контроль за собираемостью налогов. В противном случае, согласно прогнозам, в ближайшие годы Правительство РФ может столкнуться со значительным бюджетным дефицитом. В 2003 году этой проблемы нет из-за высоких мировых цен на нефть, но еще в 1998 году цена составляла $12 за 1 баррель, и она может вернуться. Следовательно, сверхдоходы должны накапливаться в стабилизационном фонде.

Пока же из опасения бюджетных проблем Минфин не принял предложения Минэкономразвития ввести ускоренную амортизацию основных фондов и упростить порядок возмещения НДС при экспорте и капитальных вложениях. В конечном счете непроцентные расходы будут снижены с 13% до 12,5%, что оценивается экспертами как формальное изменение, которое не окажет влияния на поведение предприятий.

Некоторые эксперты считают, что в России можно снижать налоговую нагрузку без одновременного сокращения бюджетных расходов, поскольку Минфин получит незапланированные дополнительные доходы за счет более высоких цен на нефть по сравнению с заложенными в бюджет.