2003 №10: КРЫЛЬЯ ДЛЯ ПТИЦ ВЫСОКОГО ПОЛЕТА


Игорь СОКОЛОВСКИЙ

Автомобиль марки Aston Martin эксклюзивен сам по себе. За весь период существования компании было произведено немногим более 14 тыс. машин, причем до настоящего времени эксплуатируется более трех четвертей из них.

Выпущенные же в 1998 году 150 экземпляров версии Aston Martin DB7 Alfred Dunhill Edition — эксклюзив из эксклюзивов.

Базовая модель Aston Martin DB7 была впервые представлена в 1993 году на автосалонах — сначала в Женеве, а затем и в Лондоне. Причем на обоих ее признали лучшим автомобилем, присвоив звание Car of the Show («Лучшая машина шоу»). Конструкторы компании работали над автомобилем с 1991 года, когда во главе Aston Martin встал Уолтер Хайес, один из топ-менеджеров корпорации Ford. А в серию машина была запущена в 1994-м.

Новизна подхода заключалась в том, чтобы сделать марку более доступной для массового покупателя. А потому цена автомобиля в базовой комплектации не должна была превышать 80 тыс. фунтов стерлингов. Предыдущая версия Aston Martin — модель Virage выпускалась тиражом 60 штук в год и стоила более 130 тыс. фунтов стерлингов.

Новая модель с предыдущей практически не имела ничего общего. Ей была присвоена старая маркировка DB — как машинам, выпускавшимся при прежнем владельце Дэвиде Брауне, которому компания принадлежала в 50—60-х годах.

Компания Aston Martin ведет свою историю с 1913 года.

90 лет назад два англичанина — Лайонел Мартин и Роберт Бэмфорд, успешно торговавшие машинами марки Singer, решили построить собственный автомобиль. Шасси сконструировали самостоятельно, а двигатель поставили серийный — Coventry Simplex объемом 1,4 л.

Машина получила имя Aston Martin — по фамилии одного из владельцев, Лайонела Мартина, выигравшего популярные в то время автомобильные гонки Aston Hillclimb в Хэрдфордшире. Первая модель появилась в 1915 году. А через восемь лет, в 1923 году, автомобиль запустили в серию.

Однако настоящая известность пришла к Aston Martin в 50-х, когда компанией владел Дэвид Браун, позднее удостоенный за эту марку титула баронета. Браун купил Aston Martin в 1947 году, а в 1948-м приобрел компанию Lagonda.

Главной целью второй покупки был шестицилиндровый рядный двигатель, которым располагала компания. Оснащенная им машина Aston Martin DB1, получившая специальную маркировку в честь хозяина компании, увидела свет в 1948 году.

А через два года новая модель DB2, уже с двигателем Lagonda, ознаменовала свой дебют победой в 24-часовых автомобильных гонках в Ле-Мане.

Особых проблем у компании не было вплоть до 1972 года, когда Дэвид Браун неожиданно выставил ее на продажу. К этому моменту серия DB насчитывала шесть поколений, и в ее багаже имелся не один кубок победителя автомобильных гонок.

Частая смена хозяев компании в последующие полтора десятка лет сопровождалась финансовыми трудностями. Однако, несмотря на все проблемы, конструкторам удалось создать среднемоторный концепт-кар Bulldog, модный седан Aston Martin Lagonda, нашпигованный наисовременнейшей для 70-х годов электроникой, а также сверхдорогое престижное купе Virage.

В 1987 году корпорация Ford приобрела 75% акций объединенной компании Aston Martin Lagonda, а семь лет спустя выкупила оставшиеся 25%.

Производство машины было налажено на мощностях совместного предприятия Aston Martin и TWR Group в Оксфордшире, на которых выпускался также Jaguar XJ220. В новой модели многое заимствовано именно от марки Jaguar, с 1989 года также принадлежавшей корпорации Ford, в частности из проекта «XX век».

Так, на DB7 установили форсированную версию шестицилиндрового двигателя Jaguar-AJ6 объемом 3,2 л и мощностью 335 л. с. Благодаря такому двигателю, а также обтекаемому кузову, купе получило отличные скоростные характеристики: максимальную скорость 266 км/ч и время разгона до 100 км/ч — 5,5 секунды.

Новая модель вобрала в себя стилистические решения своих предшественников — DB4, DB5 и DB6 периода 1958—1971 годов. Дизайн корпуса был выполнен под руководством известного стилиста Яна Каллума из компании TWR Group.

Машина действительно имела успех и, в определенном смысле, почти массовый спрос. Однако спустя непродолжительное время обнаружилось, что модели все же не хватает эксклюзивности, присущей данной марке.

В 1996 году возникшую проблему конструкторы попробовали решить, выпустив в свет кабриолет Aston Martin DB7 Volante. Но и этого оказалось недостаточно.

Сколь бы эксклюзивными ни были автомобили марки Aston Martin, их владельцы не всегда удовлетворены тем, что им предлагают. Так, например, кабриолет Aston Martin DB7 Volante удлинили по требованию одного из заказчиков на 17 см, что обошлось ему в дополнительные $100 тыс. к первоначальной цене $140 тыс.

Как сообщает английская AutoExpress, компания RDS Automotive, по словам ее директора Стива Ватмора, очень довольна окончательным результатом: «Мы создали полноценный открытый четырехместный спортивный автомобиль, сохранив при этом жесткость кузова, дизайн и качество, которое было необходимо нашему заказчику».

Длина автомобиля теперь составляет 4,8 м, он имеет довольно вместительное заднее сиденье, заново спроектированное под этот заказ.

Дополнительные сантиметры появились за счет увеличения пространства между центральной и задней стойками. При этом специалистам компании RDS Automotive пришлось создавать новую мягкую крышу, переделывать механизм ее складывания, заказывать новые боковые стекла, панели кузова и элементы изоляции. Дополнительно пришлось внести и некоторые изменения в техническую начинку Aston Martin DB7: удлинению подверглись карданный вал и система выхлопа.

Два года спустя поклонники марки получили действительно эксклюзивный автомобиль — версию Aston Martin DB7 Alfred Dunhill Edition…

«Эксклюзив от эксклюзива» с 1998 года выпущен в количестве 150 штук. По техническим параметрам версия Alfred Dunhill от базовой модели DB7 ничем не отличается. Тот же двигатель, те же скоростные и экономические характеристики. Разница лишь в оформлении салона.

Чистота линий машины свидетельствует о ее благородном происхождении. Aston Martin — неоспоримая английская автомобильная классика. Но если DB7 — это «Aston Martin для бедных», как окрестили модель язвительные автомобильные журналисты, то вот про версию Alfred Dunhill Edition с ее базовой ценой в США $140 тыс. такого при всем желании не скажешь.

Чем хороша английская классика? То, что для других автомобилей является изыском, здесь входит в стандартную комплектацию. Сюда можно отнести задний привод с дифференциалом повышенного трения; переднюю и заднюю подвески, усиленные стабилизаторами поперечной устойчивости, на поперечных рычагах; вентилируемые диски на всех тормозных механизмах, снабженные жесткими четырехпоршневыми скобами спереди и плавающими — сзади. В общем, такую машину действительно можно выбирать лишь по цвету. Ну и еще — по оформлению салона. Все остальное, что называется, прилагается.

Теперь о салоне. Появление в названии имени Alfred Dunhill отнюдь не случайно. Что необходимо для поднятия духа и утверждения в гармонии? Как один из вариантов — побыть в окружении настоящих английских вещей. Среда, как говорится, влияет и определяет…

Угольно-серая кожа от фирмы Connolly, на центральной консоли — часы Alfred Dunhill Millennium. Белые шкалы приборов выделены хромированными ободками, а на тахометре и спидометре кроме привычных цифр имеется надпись Alfred Dunhill, такая же — на подголовниках и передних ковриках.

То, что на базовой модели DB7 отделано ореховым шпоном: полоса на торпеде, система приборов, нижняя часть внутренних дверных панелей и центральная консоль, — у Alfred Dunhill — полированным алюминием.

Но самое интересное, пожалуй, все-таки не это, а так называемый дорожный набор, который также входит в стандартную комплектацию. Он существует в трех вариантах: один —для курящих и два — для некурящих.

К услугам первых в фирменном данхилловском деревянном ящичке приготовлены сигарная коробка, зажигалка и гильотина для сигар. Вторые могут выбрать флакон одеколона, серебряные запонки и булавку для галстука или запонки, расческу и ножнички.

Что может быть приятнее дорогих игрушек, поднимающих настроение и придающих уверенность в себе!

ЕЩЕ ОДИН ASTON В СЕМЕЙСТВЕ MARTIN

На состоявшемся в этом году зимнем автосалоне в Детройте компания Aston Martin представила новую модель спортивного купе А305, которая, как предполагается, появится в продаже в 2005 году.

Как сообщает английское автомобильное издание AutoExpress, в конструкции новой машины будут активно применяться алюминиевые узлы и детали, выполненные из композитных материалов, что позволит существенно снизить вес автомобиля, не утратив при этом таких качеств, как жесткость кузова и долговечность механизмов.

А305 будет оснащена двигателем 4,3 л (V8 с турбонаддувом) мощностью 450 л. с. До 100 км/ч автомобиль будет разгоняться, по предварительным данным, за 4,7 секунды и, по замыслу создателей, должен составить конкуренцию Porsche 911 и Ferrari 360.

Стоимость Aston Martin A305, как ожидается, составит $100—110 тыс. При этом ежегодные продажи должны быть не менее 2 тыс. автомобилей, которые в равных долях будут поступать на рынки США и Европы.

И СНОВА MARTIN… ASTON MARTIN

Ян Флеминг, «родивший» агента 007, был влюблен в свой Aston Martin DB5, поэтому и любимого героя посадил на эту машину. Почти четверть века именно Aston Martin считался исключительно «бондовским» автомобилем.

Разумеется, кино- и книжная версии машины принципиально отличались от реальной серийной, однако это никак не умаляло достоинств последней. Скорее, напротив, придавало ей романтическо-авантюрный ореол. Ян Флеминг явно поскромничал, добавив любимцу всего-навсего рычажки для изменения формы и цвета фар на случай ночной погони, а также снабдив «четырехколесного друга» суперагента устройством слежения за подвижными объектами.

Кинематографисты восполнили небогатую автомобильную фантазию писателя, до предела напичкав DB5 спецсредствами. В частности (если кто не помнит), автомобиль был оснащен вращающимся барабаном с номерными знаками разных стран, пуленепробиваемыми стеклами, бронированным багажником, монитором слежения за движущимися объектами, выдвижной пилой для разрезания шин автомобилей противника, креслом с катапультой, а также вмонтированными в крылья пулеметами, разбрызгивателями масла, дымовой завесой и прочими шпионскими штучками.

Следует заметить, что Бонд получил Aston Martin не сразу. В первом фильме, «Доктор Ноу» (Doctor No, 1962 год), Шон Коннери, сыгравший роль агента 007, сидел за рулем теперь уже подзабытого, но тогда очень модного Sunbeam Alpine-5. Это был мимолетный миг славы марки Sunbeam Alpine, которой так и не суждено было стать «бондовской» машиной. Тем более что и ездил-то агент на машине не весь фильм. Есть эпизод, когда Бонд ловит такси (между прочим, Chevrolet Bal-Air).

Во втором фильме, «Из России с любовью» (From Russia with Love, 1963 год), Джеймс Бонд разъезжает на Bentley Sports Tourer, первой машине писателя.

А вот Aston Martin, ставший истинной любовью автомобилиста Флеминга и визитной карточкой агента 007 Джеймса Бонда, появляется в третьем фильме — «Голдфингер» (Goldfinger, 1965 год). Роман Goldfinger вышел в свет в 1959 году, и в нем подробно описывалось, как была усовершенствована серийная модель, дабы агент Ее Величества мог исправно нести свою службу.

Следует заметить, что, когда было принято решение о запуске третьего фильма, дизайнер картины Кен Адамс и специалист по спецэффектам Джон Стирс специально ездили на завод Aston Martin для обсуждения с конструкторами необходимых изменений.

Первый Aston Martin, равно как и все последующие, был серебристого цвета (фабричный стандарт), однако укомплектован перечисленными выше шпионскими штучками. В итоге «суперкар для суперагента» оказался тяжелее серийной модели почти на 150 кг, багажник был забит «под завязку», а мотор мощностью в 330 л. с. с трудом развивал максимально заявленную скорость — 232 км/ч.

Оглушительный коммерческий успех фильма сподвиг «астонмартинцев» на изготовление двух копий автомобиля с элементами «специального оборудования». Эти машины фигурировали практически на всех мотор-шоу и благотворительных аукционах. В истории автомобилестроения нет более удачного примера паблисити.

Aston Martin вновь появился в «Шаровой молнии» (Thunderball, 1965 год) и в фильме «На секретной службе Ее Величества» (On Her Majesty’s Secret Service, 1969 год).

В «Казино Роял» (Casino Royale, 1967 год) Бонд опять пересаживается на Bentley, а в вышедшем в том же, 1967 году «Живешь только дважды» (You Only Live Twice) катается на Toyota 2000 GT convertible.

Потом наступила очередь Ford Mustang Mach-1 и Moon Buggy. Такая череда автомобилей разных марок, конечно же, не была случайной. Автомобильные производители очень скоро смекнули, что для быстрого, а главное успешного, promotion новой модели достаточно просто посадить в нее Бонда.

Поэтому агент 007 ездил сначала на AMC Hornet hatchback special coupe, затем на Lotus Esprit и на Lotus Esprit Turbo. Разрывался между Mercedes 250 SE, Renault 11 и Audi 200 Quattro.

За все это время в Aston Martin Бонд смог сесть лишь трижды: в 1987 году в фильме «Живые огни» (The Living Daylights), в 1995-м в «Золотом глазе» (Golden Eye) и в 1997-м в «Завтра не умрет никогда» (Tomorrow Never Dies). Правда, машина уже выступала в качестве личного автомобиля супершпиона. (Кстати, автомобиль, задействованный в съемках «Золотого глаза», был продан на аукционе за $230 тыс.)

А вот по служебной надобности начиная с 1995 года Джеймс Бонд «рулит» исключительно на BMW. В «Золотом глазе» — на BMW Z3 roadster, в «Завтра не умрет никогда» — на седане BMW 750iL и мотоцикле BMW Cruiser R 1200 C, а в фильме «И целого мира мало» (The World is Not Enough, 1999 год) — на родстере BMW Z8.

Однако всему на свете приходит конец, и союзу Бонда и BMW тоже. В последнем фильме бондианы «Умри, но не сейчас» (Die Another Day, 2003 год) агент 007 снова получил в служебное пользование любимый Aston Martin V12 Vanquish.