2003 №10: БЕСЦЕННЫЙ АКТИВ КОМПАНИИ


Мария ТУЧИНА

Об особенностях внедрения управления знаниями (нолидж-менеджмент) рассказывают топ-менеджеры российских компаний. Мы задали нашим собеседникам следующие вопросы:
1. В чем заключаются основные трудности при внедрении проектов по управлению знаниями? Что является большей проблемой: создание-внедрение корпоративной информационной системы (КИС) или организация соответствующей корпоративной культуры?
2. Всегда ли внедрение нолидж-менеджмента экономически выгодно для предприятия?
3. Каковы перспективы этого направления в России?

Елена Соколова-Бауш, директор департамента управления персоналом корпорации «ИНКОМ-Недвижимость», кандидат психологических наук:

— 1. Создание-внедрение КИС — процесс известный, понятный, технологичный, а значит, не вызывающий серьезных затруднений. А вот для того чтобы создать в компании атмосферу сотрудничества и открытости, доверия и творчества, среду, в которой люди готовы были бы обмениваться опытом и знаниями, нужна длительная работа с корпоративной культурой. Без изменения систем управления персоналом и информацией здесь не обойтись. Также сложно превратить управление интеллектуальным капиталом компании в целостную систему, чтобы оно не ограничивалось отдельными процедурами.

2. На мой взгляд, особое значение система управления знаниями приобретает в крупных компаниях и в организациях, чья деятельность связана с интеллектуальными услугами, например с консалтингом, исследованиями, информационными технологиями и т. д.

3. Мне кажется, нужно несколько лет, чтобы словосочетание «управление знаниями» прочно вошло в наш управленческий обиход. Еще несколько лет потребуется на выделение данного направления в особую структуру организации. Естественно, в этом процессе кто-то окажется впереди, кто-то будет отставать. Все зависит от специфики бизнеса.

Антон Антич, директор по маркетингу компании V6 Technologies:

— 1. Основные проблемы связаны именно с организацией процессов управления знаниями внутри компании. Необходимо определить сами процессы, ввести новые должности, связанные с их внедрением, мотивировать сотрудников и создать все условия для того, чтобы они охотно передавали свой опыт и активно пользовались чужим.

При этом КИС управления знаниями должна обеспечивать такую эффективность работы с информацией, чтобы использование предыдущего опыта было удобным и экономически выгодным. Следовательно, вопросы создания соответствующей корпоративной культуры и внедрения эффективной системы должны решаться параллельно.

2. Система управления знаниями экономически выгодна для достаточно крупных организаций, в которых невозможна передача опыта, так сказать, из уст в уста. А если при этом информационная составляющая конкурентного преимущества предприятия на рынке велика (что характерно для любой высокотехнологичной компании), то внедрение подобной системы становится насущной необходимостью.

Самую очевидную выгоду система управления знаниями приносит проектно-ориентированным компаниям (например, при разработке программного обеспечения или в издательской деятельности). Ведь так можно добиться значительной экономии средств за счет использования опыта предыдущих проектов.

3. В нашей стране рынок IT следует западным тенденциям, правда, с некоторым опозданием. Большинство крупных российских компаний уже закончили внедрение базовых систем (инфраструктура, ERP). Теперь перед ними стоит задача интеграции разрозненных подсистем в единое информационное решение, и внедрение системы управления знаниями — один из этапов этого процесса.

Петр Павел Сурков, генеральный директор консультационной компании «АТРИЗ Новатор»:

— 1. На первом плане всегда находится корпоративная культура. Если в фирме развита внутренняя конкуренция, КИС не сможет работать эффективно, потому что информация — ценный ресурс и сотрудники не станут ею делиться. И наоборот, если в компании хорошая корпоративная культура, если есть преемственность, то внедрение КИС будет идти гораздо успешнее.

2. Внедрение нолидж-менеджмента не всегда экономически выгодно для предприятия. Его эффективность напрямую зависит от стадии развития организации. К тому же нолидж-менеджмент объективного нужен лишь тем компаниям, которые всерьез намерены не только оставаться на рынке, но и увеличивать там свое присутствие.

3. По нашим прогнозам, активное внедрение систем управления знаниями займет ближайшие три — пять лет. Дальше будет происходить объединение различных КИС в общую сеть. Эксперты «АТРИЗ Новатора» уже сейчас готовят соответствующие правила и соглашения, которые дадут возможность различным компаниям использовать преимущества интегрированных баз знаний.