2003 №3: Ирина СУБАЧ: «УПРЯМЫЕ ОПТИМИСТЫ ВСЕГДА ПРЕОДОЛЕЮТ ТРУДНОСТИ»


Транспорт

По мнению генерального директора ООО «Инвест-Авто» Ирины Субач, талантливый руководитель обязан быть хорошим психологом, а также обладать способностью предвидеть грядущие события, особенно в стратегических вопросах управления фирмой. Возможно, поэтому ей удалось опередить в финансовом успехе и карьерном росте многих коллег-мужчин.

Беседу ведет Ирина Макаричева, фотографии предоставлены ООО «Инвест-Авто»

— Ирина Борисовна, каким образом вы попали в бизнес?

— Когда после окончания института я начала работать, естественно, ни о каком бизнесе и не помышляла. Как и многие выпускники вузов, знала, что моя карьера заранее расписана на многие годы вперед. Окончив в 1977 году Тольяттинский политехнический институт по специальности «Инженер-электромеханик», два года трудилась инженером-конструктором в ПО «Трансформатор», куда меня направили по распределению. Работа «бумажная», с документацией, без всякой романтики. И я ушла в педагогику. Эта область у нас традиционно считается женской, но у меня был особый случай. Я пошла не в школу или техникум, а в учебно-производственный комбинат, где готовили будущих рабочих. Здесь среди преподавателей преобладали мужчины, а нравы в коллективе оказались куда жестче, чем в обычных школах. Да и среди учеников немало встречалось так называемых трудных подростков. Начинала в УПК с должности преподавателя электротехники и электроники, а в итоге доросла до заместителя директора по учебно-производственной работе.

Пойти в бизнес меня заставила жизнь. Десять лет назад грянули рыночные перемены, и многие учебные заведения остались без финансовой поддержки государства. Работа в комбинате перестала приносить даже минимальный доход, и в 1993 году я перешла в частную компанию. Было очень непросто, но у меня получилось. Наверное, это характер. Ну и опыт работы на руководящей должности, когда в подчиненных и мужчины, и женщины, тоже помог.

— Расскажите, как создавалась ваша компания?

— В 1995 году я организовала фирму ООО «Инвест-Авто», где работаю по настоящее время генеральным директором. Создавала с нуля, на энтузиазме. Вначале мы просто продавали автомобили ВАЗ. Тогда это было востребовано: после десятилетий ограничений и дефицита люди наконец-то получили возможность покупать автомобили, а мы им в этом помогали.

Наверное, если бы наша фирма развивалась по стандартному пути, то следующим этапом стало бы создание автосалонов и ремонтных мастерских. В этом случае, если бизнес успешен, развитие предприятия идет за счет увеличения числа магазинов, технических станций, автозаправок.

Мы же, не бросая своего основного занятия, решили расти несколько иначе, начали осваивать транспортные грузоперевозки. Дело для нас было новое, но интересное. Сначала работали по России, потом вышли на государства СНГ и наконец — на страны дальнего зарубежья. С 1998 года в нашей фирме организовано транспортное управление, мы получили все необходимые лицензии, в том числе международные. Выстроена собственная база по ремонту грузовых и легковых автомобилей, есть сертификат на право пользования российским знаком качества.

В 1999 году мы сделали еще один шаг по расширению деятельности — создали строительное и проектное управления, получив лицензии на все виды строительства и проектирования, включая функции заказчика-застройщика. У нас появились собственная строительная техника и высококвалифицированные кадры.

Таким образом, сегодня ООО «Инвест-Авто» — комплексная многопрофильная компания, которая предлагает клиентам не только автомобили с их полным обслуживанием, но и осуществляет грузоперевозки, а также проектно-строительные работы. Это позволяет нам динамично развиваться, более гибко управлять финансами и людскими ресурсами, быть устойчивыми к неблагоприятному влиянию рынка.

— Вы сотрудничаете с одним из ведущих предприятий российского автомобилестроения — ОАО «АвтоВАЗ». Как складываются ваши отношения?

— С ВАЗом наше предприятие работает с момента своего создания, то есть с 1995 года. У нас нормальное производственно-коммерческое сотрудничество, нам доверяют поставку комплектующих изделий на главный конвейер, а также строительные подряды. За семь лет мы хорошо изучили друг друга, с руководством автогиганта отношения сложились на основе взаимного доверия и ответственности.

— Состояние и перспективы российской автомобильной промышленности вызывают немало споров в обществе. Как бы оценили их вы?

— Руководство ВАЗа уделяет огромное внимание вопросам развития своего производства, повышению качества продукции. Это непросто, так как за долгие десятилетия искусственной изоляции от внешнего мира отечественное автомобилестроение заметно отстало от зарубежного. Сегодня требуются мощные финансовые вложения в техническое перевооружение. Здесь не обойтись без инвестиций отечественного и иностранного капитала. В объединении «АвтоВАЗ» все это прекрасно понимают и принимают меры к улучшению состояния дел. Так, недавно там создано совместное предприятие по выпуску модели Chevrole-Niva, построены новые производственные корпуса. При этом не забывают о проблемах экологии: на предприятии введен в эксплуатацию современный очистной комплекс.

Мне кажется, у российского автопрома неплохие перспективы. Конечно, предстоит еще очень многое сделать, но в стратегическом плане политика на «АвтоВАЗе» выбрана верно.

— Участвует ли ваша компания в жизни региона? Как «Инвест-Авто» относится к благотворительности?

— Я и мои партнеры полагаем, что современный российский бизнес должен нести в себе не только производственную и финансово-экономическую, но также и социально-нравственную составляющую. Это очень важно — знать свою историю, сохранять богатейшие культурные традиции, стараться восстановить в душах людей доброе и вечное. Пожалуй, особенно важным для нас в этом плане стал подряд ВАЗа на строительство Спасо-Преображенского собора, третьего по величине в России, где ООО «Инвест-Авто» успешно выполнила функции генерального подрядчика. Кроме того, наше проектное управление безвозмездно, в качестве благотворительной акции, разработало технический и архитектурный проект Христо-Рождественской часовни, а затем фирма оказывала финансовую поддержку строительства.

Выделялись также средства на реставрацию икон Казанской церкви в Тольятти, на ремонт храма в поселке Верхне-Санчелеево, активно участвовали во всероссийской переписи населения 2002 года и др.

— А что можно сказать о коллективе компании? Какие требования вы предъявляете к персоналу?

— В нашей фирме сформировался коллектив специалистов-профессионалов, все управления возглавляют руководители с высшим образованием и большим опытом работы. За многие годы совместной деятельности у людей появилось чувство высокой ответственности за выполняемую работу, отношения между сотрудниками складываются на основе взаимопонимания и взаимозаменяемости.

— Имеются ли у компании социальные программы для сотрудников?

— У наших работников есть возможность повышать свою квалификацию, продолжать без отрыва от производства обучение в вузах и на всевозможных курсах в Тольятти, Москве, Петербурге и даже в Лондоне. Ряду сотрудников за счет средств фирмы помогли улучшить жилищные условия. С финансовой точки зрения это довольно накладно, но все затраты с лихвой окупаются прекрасной работой профессионалов.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель, чтобы добиться успеха?

— Руководитель должен сочетать в себе очень многое. Он обязан быть профессионалом в своей сфере бизнеса, психологом, экономистом, а также обладать способностью предвидеть грядущие события, особенно в стратегических вопросах управления фирмой. К тому же, ему необходимо много читать, следить за изменениями в налоговом законодательстве, судебном праве, бухгалтерском учете и в других отраслях.

В сложных ситуациях я всегда стараюсь прислушиваться к мнению специалистов, так как деятельность нашей фирмы чрезвычайно разноплановая: транспорт, строительство, архитектура и проектирование, торговля. Главные требования и принципы работы в коллективе: профессионализм, уважение к коллегам, правильно выбранные программы развития и достижение поставленных целей.

— А какие качества вы больше всего цените у сотрудников?

— Умение не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, в своих коллег, друзей. Жизнь научила меня тому, что упрямые оптимисты всегда преодолеют трудности, какими бы страшными они ни казались.

— Чем занимается директор крупной компании в свободное время?

— Свободного времени катастрофически не хватает, ведь помимо непосредственной работы приходится читать много специальной литературы. Ну а если оно вдруг появляется, мы с мужем и с друзьями едем в горы. Зимой любим кататься на горных лыжах, летом играем в гольф.

Справка «БОССа»

Генеральный директор ООО «Инвест-Авто» Ирина Субач родилась 1 июля 1955 года в г. Оренбурге. В 1977 году окончила Тольяттинский политехнический институт по специальности «Инженер-электромеханик». В начале 90-х годов занялась бизнесом. В 1995-м организовала собственную фирму — ООО «Инвест-Авто».

Одним из приоритетных направлений деятельности компании являются транспортные перевозки по России и ближнему зарубежью запчастей и комплектующих изделий Волжского автомобильного завода. Также фирма занимается проектированием и строительством объектов промышленного и социального назначения.

При непосредственном участии «Инвест-Авто» на центральной площади Тольятти были построены Спасо-Преображенский собор и Христо-Рождественская часовня. Русской православной церковью Ирина Субач награждена орденами Святой равноапостольной княгини Ольги III и II степеней, а также Золотым знаком святителя Алексия Митрополита Московского и всея России чудотворца.