ВРАГ НОМЕР ОДИН


Георгий МИХАЙЛЕЦ

У каждого бизнеса, каким бы успешным он ни был, есть враги. Успешность напрямую зависит от эффективности методов борьбы с ними. Однако в сражениях с врагами внешними мы зачастую напрочь забываем о враге внутреннем, в частности о стереотипности нашего мышления. Например, в управлении бизнесом. Не пробелы в законодательстве, не чья-то злая воля, не происки конкурентов и даже не отсутствие внимания со стороны государства мешают добиться успеха. Корень зла — мы сами, наша косность, неумение и нежелание меняться.

Известно, что у каждой медали есть оборотная сторона. Наши достоинства часто превращаются в недостатки.

Так стереотипность мышления позволяет долгие раздумья сократить до часов или мгновений, помогает принимать решения в тех или иных трудных обстоятельствах. Однако всецело полагаться на стереотипы очень опасно.

За последние десять с небольшим лет Россия сделала огромный скачок от «развитого социализма» к рыночной экономике. Подобный путь государства Европы проходили на протяжении многих десятилетий, спокойно и без потрясений. России же пришлось повторить этот путь за гораздо меньший промежуток времени. И неудивительно, что многие из тех, кто сегодня возглавляет российские компании, так и не смогли преодолеть стереотипы, заложенные в годы их молодости. Более того, даже новаторы, сетующие на косность мышления людей, порой сами не свободны от этого недостатка.

МАСТЕРА СТАРОЙ ШКОЛЫ

Большинство современных руководителей получили образование еще в советские годы, причем в ходе учебы у них сформировалась сильно идеологизированная картина мира, которая в процессе административной работы не изменилась. Кстати говоря, первоначальное образование этих руководителей никак не связано с управленческой деятельностью. Личный менеджерский опыт они нарабатывали в былые годы, и он совершенно не соответствует нынешней ситуации. Есть и еще одна группа руководителей — это очень энергичные люди, обладающие, однако, сильным разрушительным потенциалом. От представителей старой волны их отличает высокая активность и даже агрессивность на рынке, наличие более ясных и осознанных экономических интересов, но и эти люди не лишены большинства стереотипов.

Западный бизнесмен и российский руководитель говорят на разных языках не только в прямом, но и в переносном смысле. У них разный понятийный аппарат: в одни и те же слова они вкладывают совершенно разные понятия. Их деловой и жизненный опыт не одинаков, в их сознании заложены различные модели принятия решений. Нормальная, по российским меркам, ситуация вызывает у человека, воспитанного в традициях рыночной экономической системы, широкий спектр эмоций — от недоумения до ужаса. И зачастую это происходит лишь потому, что мы бездумно следуем стереотипам — привычным штампам, понятиям, укоренившимся предрассудкам. Узость взглядов, зашоренность мышления ведут к тяжелым ошибкам и промахам в наших действиях.

ПРЫЖОК НА МЕСТЕ

Реалии нынешнего дня таковы, что любая организация так или иначе сталкивается с необходимостью соответствия многочисленным требованиям, законам и постановлениям различного уровня администраций, международных комитетов и всевозможных стандартов. Стремясь к этому соответствию, многие руководители создают косные и неэффективные системы управления. Внутрифирменные инструкции превращаются в сугубо формальные документы, закрепляющие ответственность и регламентирующие даже простейшие действия, которые должен предпринимать работник. Сразу вспоминается присказка: «Шаг вправо, шаг влево — побег, прыжок на месте — провокация».

Очевидно, что старые, «надежные» методы типа «поставил задачу — проконтролировал исполнение» далеко не всегда бывают действенными. В самом деле, можно ли поручить или приказать отладить бизнес-процессы, эффективно управлять поведением покупателей или обеспечить взаимопонимание между начальником и подчиненными? Приведет ли сама по себе постановка задачи к ее решению, если под рукой нет джинна или золотой рыбки? Но руководители старой закалки почему-то уверены, что этого достаточно: «Я скажу — они сделают. А если что не так, я найду на них управу». Беда еще и в том, что идеи, заложенные в основе такого подхода, могут быть разумными и правильными, но постоянно увеличивающаяся масса не читаемых и не используемых документов приводит к абсолютной демотивации персонала и как следствие к падению эффективности работы фирмы.

ЧЕРНАЯ МАГИЯ И МОЩЬ ИНТЕЛЛЕКТА

Если вы найдете в себе силы отказаться от стереотипов и взглянуть на свой бизнес новым, свободным от зашоренности взглядом, успех не заставит себя ждать. Причем по достижении положительного результата идеи, лежащие в его основе, могут показаться очевидными. Не следует недооценивать процесс, ведущий к появлению инновационных идей. Их рождение зачастую идет вразрез с традиционными способами мышления. «Если ты хочешь чего-то достичь, то тебе не нужны правила», — любил говаривать знаменитый изобретатель Томас Эдисон. «Настоящая инновация соединяет в себе черную магию и мощь интеллекта», — вторит ему Пэдди Миллер, профессор организационного поведения калифорнийской бизнес-школы IESE.

По мнению большинства экспертов, «эра прогресса», характеризующаяся линейным эволюционным развитием и непрерывными пошаговыми изменениями, закончилась вместе с ХХ веком. Бизнес вошел в стадию революционных потрясений: сначала фирмы-революционеры отберут у традиционных компаний их рынки и потребителей, затем лучших работников, а потом и активы. Те, кто не имеет дара предвидения и работает по старинке, а таких пока большинство, лишатся «доступа к будущему». Даже в хорошо налаженном деле наступает момент, когда прекращается поступательное движение, и очень важно своевременно подняться над ситуацией и реально ее оценить, чтобы двигаться дальше. Сегодня косность, традиционное мышление, неактивность — синонимы стагнации, краха и разрушения. Лишь преодоление стереотипов мышления дает шанс выжить в конкурентной борьбе.

Чтобы войти в будущее, нужно отбросить практически все, что составляло основу менеджмента ХХ века — пошаговые изменения, реструктуризацию и перестройку, организационное обучение и управление знаниями, кратковременные выигрыши за счет сокращения расходов и даже саму эффективность. Конкуренция — это уже не «продукт против продукта» или «эффективность против неэффективности», а нелинейная инновация против линейной. Именно принципиально новые виды бизнеса, нелинейные инновации и нестандартные управленческие решения станут наиболее коротким путем к процветанию. Недостаточно предугадать, что может случиться с компанией в будущем, необходимо это будущее моделировать, иначе говоря, управлять им.

Определенные подвижки к лучшему уже наблюдаются. На смену и в помощь менеджерам вчерашнего дня приходят люди другой формации: более гибкие, знающие, менее подверженные стереотипному мышлению. В приняти решений их отличает независимость от мнения других, от штампов, сформированных в прошлом и на основе старого опыта, ведь решение нужно искать, исходя из конкретной ситуации. Они не боятся предоставить сотрудникам максимальную свободу действий, поощряют творческое мышление работников, педантичной исполнительности предпочитают инициативу. Руководители новой формации рискуют и выигрывают. А значит, за ними — будущее.