Сергей МИТРОХИН: «ЖКХ НУЖНО РЕФОРМИРОВАТЬ КНУТОМ И ПРЯНИКОМ»


Беседу ведет Игорь Шатров, фотография из личного архива С.С. Митрохина

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2003-02Партия «Яблоко» рекомендовала своей фракции в Государственной думе вернуть законопроект «Об основах федеральной жилищной политики» в первое чтение или пролоббировать принятие поправок, которые, на взгляд «яблочников», кардинально изменят концепцию реформы. По мнению заместителя председателя партии «Яблоко», заместителя председателя Комитета Государственной думы по вопросам местного самоуправления Сергея Митрохина, предложения партии произвели бы революцию в ЖКХ, создав в этой отрасли конкурентную среду, чего не предполагает правительственный законопроект.

— Сергей Сергеевич, является ли принятие в первом чтении закона «Об основах федеральной жилищной политики» реальным началом реформы ЖКХ?

— Смотря что считать реформой. Кабинет министров называет этим словом набор фискальных мероприятий, которые фактически проводятся уже несколько лет. Еще в 1997 году правительство «молодых реформаторов» провозгласило курс на переход к 100-процентной оплате коммунальных услуг населением. Принятые в конце ноября прошлого года в первом чтении поправки должны лишь придать проводимым мероприятиям легитимность.

Перекладывание ответственности за состояние ЖКХ на население не решает проблем отрасли и, следовательно, реформой не является. Это доказывает сама жизнь: платежи для населения неуклонно растут, а дела в жилищно-коммунальном секторе идут все хуже. На протяжении 90-х годов объем инвестиций в «коммуналку» упал в десять раз. Износ основных фондов достиг критической точки, что особенно заметно в зимний период, когда нагрузка резко возрастает, — целые регионы начинают замерзать.

Если не принять срочных мер, следующей зимой кризис может охватить половину страны. Наша партия уже несколько лет призывает изменить концепцию реформы и перейти наконец к структурной трансформации коммунального комплекса. Поэтому мы и выступаем против законопроекта, который продолжает прежнюю губительную линию.

— А что в вашем понимании означает структурная трансформация ЖКХ?

— Введение в отрасли рыночных отношений и запуск экономических стимулов для этого процесса. Нами разработан комплекс мер, позволяющих обеспечить качественную модернизацию ЖКХ. Необходимо решить четыре главные задачи: демонополизировать отрасль; обеспечить прозрачность тарифов; увеличить до максимума количество коллективных потребителей коммунальных услуг; создать систему их учета.

Мы предлагаем освободить на несколько лет от налогов частные компании, готовые работать в коммунальном секторе. Это шаг на пути к созданию рыночной конкурентной среды. Одновременно следует ввести обязательные конкурсы на управление локальными монополистами (такими, как, например, теплосеть или водоканал) с участием частных компаний. В немонопольном же секторе устраивать конкурсы на поставку непосредственно услуг. Государство, являющееся крупнейшим потребителем в этой отрасли, способно запустить механизм конкуренции, к которому затем подключатся и потребители-частники, в том числе население.

Здесь мы сталкиваемся с другой проблемой: отдельный гражданин не в состоянии участвовать в конкурсе и эффективно отстаивать свои интересы. Значит, необходимо стимулировать создание потребительских объединений. Сегодня они уже существуют в форме товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, но в них состоит всего несколько процентов населения. Мы предлагаем ускорить этот процесс с помощью введения временных льгот, иначе говоря, через снижение тарифов. Сейчас же все наоборот: организованный потребитель вынужден оплачивать не только тариф, но и налог на добавленную стоимость.

Существующие тарифы являются, по сути, результатом сговора между чиновниками и коммунальными монополистами. Оплата происходит согласно нормативам потребления, которые завышены в несколько раз. Чтобы покончить с такой практикой, требуется повсеместная установка счетчиков потребляемых услуг. А чтобы у граждан появился стимул их устанавливать, мы предлагаем временно снизить тарифы для тех, кто это сделает. Другой путь: объявить их установку одним из условий участия в конкурсе для локальных монополистов.

Кроме того, коммунальные операторы должны ежегодно подвергаться независимой аудиторской проверке с целью определения обоснованности действующих тарифов. Необходимо запретить включать в тариф косвенные расходы. Сегодня потребители услуг подчас вынуждены оплачивать роскошную жизнь коммунальных начальников. Кстати, эти же меры пора применить и к «большим» монополистам, таким, как РАО «ЕЭС» и «Газпром». Подход к проблеме обязан быть комплексным.

Мы уверены, что проведение в жизнь нашей программы создаст условия, в которых коммунальщики окажутся вынуждены заниматься реальным снижением издержек — прежде всего поддержанием в оптимальном техническом состоянии инфраструктуры ЖКХ.

— Слышал, что ваш подход к реформе ЖКХ называют методом кнута и пряника…

— О прянике я уже рассказал. Это временное снижение тарифов гражданам, которые создали товарищества собственников жилья и установили счетчики.

Под кнутом подразумевается дополнительная защита потребителей от необоснованного роста тарифов. Мы убеждены, что любое повышение платы за услугу должно сопровождаться улучшением ее качества. В пакете наших предложений содержится норма, позволяющая не оплачивать разницу между старым и новым тарифом, если качество коммунального обслуживания осталось прежним. Спорные случаи, на наш взгляд, должны рассматриваться в суде.

— Как избежать при таких структурных переменах социального кризиса?

— Наша программа не вызовет социального кризиса, поскольку не содержит предложений о повышении нагрузки на население. Ее реализация со временем может привести даже к снижению тарифов. Преодоление кризиса в ЖКХ будет происходить за счет более эффективного расходования ресурсов.

Хочу обратить внимание, что концепция, которую реализует правительство, уже сегодня стала причиной социальных волнений. Достаточно вспомнить прошлогодние события в Воронеже, когда в здании областной администрации разбили стекла. Обычно же протест против фискальной «реформы» протекает в другой, «мягкой» форме: люди просто отказываются платить. Резкий рост тарифов все чаще влечет за собой взлет неплатежей. Согласитесь, от этого количество денег в ЖКХ не увеличивается, а лишь уменьшается. И сделать тут ничего нельзя — нет такой силы, которая могла бы выгнать из квартир, например, 40% жителей Магадана. А именно столько здесь сегодня неплательщиков.

— Вы, как я понял, против допуска частного капитала к управлению инфраструктурными элементами ЖКХ: водопроводными, канализационными, тепловыми сетями. Это как-то не стыкуется с декларациями о рыночной сути ваших предложений.

— В переходный период инфраструктуру необходимо оставить в муниципальной собственности. До тех пор пока не произойдет реальная демонополизация отрасли, не может быть и речи о приватизации. Частные фирмы надо привлекать к управлению муниципальными фондами, но в случае невыполнения условий договор должен незамедлительно расторгаться.

— Остановитесь поподробнее на ваших предложениях об ограничении перечня услуг, оплачиваемых населением.

— Капитальный ремонт, инвестиции, долги неплательщиков — эти расходы в переходный период необходимо покрывать за счет бюджетов и, не исключено, частных инвесторов, которых можно привлечь налоговыми льготами. Совершенно недопустимо включать такие расходы в тарифы. Причем для финансирования капремонта потребуется создать специальные страховые накопительные фонды, чтобы деньги расходовались строго целевым образом.

— Прослеживается связь двух реформ: коммунальной и местного самоуправления. Как изменится роль муниципалитетов в управлении ЖКХ в результате их проведения?

— Муниципальная реформа может подключить к ЖКХ важный управленческий ресурс, особенно в малых городах, где сегодня власть назначается сверху. Однако не следует ожидать, что она окажет решающее влияние на функционирование ЖКХ.