НАЖМИ НА КНОПКУ — ПОЛУЧИШЬ РЕЗУЛЬТАТ


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Современный IT-менеджмент любит красивые, броские названия. «Электронный бизнес по запросу» (e-business on demand) — звучит неплохо, но что же подразумевает этот термин?

Новая эпоха, как метко заметил один известный аналитик, — эпоха всеобщего нетерпения. Наш скоростной век заразил потребителей невиданными темпами реализации собственных запросов. Если они твердо знают, что могут получить продукт или услугу завтра, то у них появляется непреодолимое желание получить их сегодня или даже сейчас. В таких условиях способность понимать потребности клиентов и готовность их удовлетворить становятся более важными факторами в конкурентной борьбе, чем размер компании. Естественно, что только новые методы и формы работы, которые дает электронный бизнес, в состоянии обеспечить предприятию должный уровень гибкости.

Кроме того, клиенты вправе ждать от компаний большей индивидуализации товаров или услуг, чем раньше, так как технологии шагнули далеко вперед и позволяют выпускать действительно персональные продукты — продукты «по требованию», с высочайшим уровнем индивидуальной настройки. Изготовители конечной продукции, в свою очередь, потребуют от поставщиков и партнеров более тесной интеграции жизненно важных для предприятия процессов для предоставления заказчикам максимально качественных продуктов и услуг в предельно сжатые сроки. А акционеры и инвесторы, помня о финансовом крахе электронной коммерции несколько лет назад, будут еще жестче отслеживать возврат вложенных в каждый элемент бизнес-механизма компании средств и не потерпят снижения его эффективности.

Таким образом, все предприятия рано или поздно придут к построению самой прогрессивной на сегодня модели работы — электронному бизнесу по запросу. Новые условия работы затрагивают не только стратегию бизнеса, но и культурные аспекты. В компаниях необходимо будет изменить и адаптировать внутренние деловые процессы, с тем чтобы они отвечали требованиям индивидуализации. Консервативная корпоративная культура неизбежно трансформируется в более гибкую организационную структуру предприятия.

Бизнес по требованию — это интегрированный бизнес. Предприятия переходят к интегрированным моделям уже сегодня. На современном этапе изолированная работа служб компании просто вредна: разобщенность отделов не даст осуществить саму идею быстрого реагирования на запрос клиента.

Новая модель бизнеса, кроме того, невозможна без активного использования гибких, масштабируемых IT-решений, построенных на так называемых открытых стандартах. Гибкость, масштабируемость, интеграция бизнес-процессов, безусловно, порождают и комплексные проекты технологической интеграции — объединение различных платформ и приложений, старых и новых систем, беспроводных технологий и многого другого.

Инфраструктура бизнеса при этом обязана быть надежной, ведь она служит стержнем всех процессов, на нее опираются все участники бизнеса: сотрудники компании, клиенты, партнеры, поставщики. Она поддерживает все жизненно важные системы, и именно через нее проходят транзакции стоимостью в миллионы долларов. В силу перечисленных причин инфраструктура должна непрерывно модернизироваться, поддерживать новые и новые приложения. Поэтому, выстраивая ее, компаниям следует использовать аппаратное и программное обеспечение, рассчитанное на дальнейшую индивидуализацию, на переход к электронному бизнесу по запросу.

Вычислительные ресурсы в эпоху бизнеса по запросу будут управляться способом, очень похожим на систему коммунального электроснабжения. Эта модель управления получила название Grid, или метакомпьютерных сетей.

Grid, по сути, является набором распределенных вычислительных ресурсов, доступных по сети и представляющихся конечному пользователю в виде одной виртуальной компьютерной системы. Идея метакомпьютерных сетей заключается в выделении вычислительной мощности по месту требования. Иными словами, заказчик сможет заказать столько вычислительной мощности, сколько нужно, и в любое удобное время (например, при увеличении нагрузки на компьютерные комплексы в конце года в банках или иных учреждениях). Специалисты окрестили Grid «машиной времени XXI века».

IBM уже сегодня предлагает серверные системы eServer, оснащенные технологиями автономных вычислений. Эти серверы обеспечивают возможности самовосстановления, самонастройки и самозащиты. Подобное оборудование обладает по меньшей мере двумя крупными преимуществами: во-первых, способствует снижению нагрузки на администраторский персонал (экономия затрат на поддержку), а во-вторых, повышает уровень надежности в гетерогенной вычислительной среде.

Так, система Linux была продекларирована IBM как открытый стандарт эпохи электронного бизнеса по запросу, открытая операционная среда. Linux уже начала свое победоносное шествие по планете, и многие специалисты полагают, что именно эта операционная система станет основой для построения IT-структур предприятий в новых условиях. Ее отличают дешевизна, надежность в эксплуатации, поддержка всех остальных вычислительных платформ и высокая скорость развертывания новых приложений.

При подготовке статьи автор использовала материалы методических мероприятий компании IBM.