ИНФОРМАЦИЯ УПРАВЛЯЕТ ПРЕДПРИЯТИЕМ


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Сегодня все без исключения предприятия ищут пути увеличения эффективности бизнес-процессов, повышения конкурентоспособности и отдачи от работы персонала компании. Эти и многие другие причины привели к появлению новых программных систем класса предприятия — корпоративных порталов, EIP. Они позволяют оптимизировать бизнес, наладить грамотные и продуктивные отношения с клиентами, партнерами и поставщиками за счет повышения информационной составляющей в бизнес-процессах.

Что же такое EIP? Корпоративным порталом (EIP — Enterprise Information Portal) называют программный комплекс, систему, дающую пользователю доступ через веб-интерфейс к различным источникам информации, приложениям и IT-услугам. Информация предназначена руководству, сотрудникам, партнерам, клиентам — словом, всем причастным к бизнесу компании.

Особенностью корпоративного портала является интеграция как внутренних программных приложений (электронная почта, базы данных и управления документами и т. д.), так и внешних (службы новостей, клиентские и партнерские веб-узлы). Это полноценная единая информационная система предприятия, способная хранить, обрабатывать, анализировать данные, используемые в бизнес-процессах компании, и контролировать права доступа к ним. Для создания EIP-комплексов применяются современные разработки в области управления документами и знаниями, различные технологии организации и обработки данных (базы, хранилища данных, OLAP-системы), электронная почта, программы поддержки решений, приложения для групповой работы.

Привлекательным моментом также служит оптимальное сочетание функциональности интранет/экстранет-систем и возможностей Интернета. Если учесть, что слово «портал» можно понимать и как «ворота», то компания получает своеобразный выход во внешний мир. EIP располагают средствами для интеграции приложений и данных, управления бизнес-процессами, организации проектной деятельности в группах, персонализации рабочих мест сотрудников.

Еще одно достоинство корпоративных порталов — простота работы с информацией: современные веб-технологии содержат ряд инструментов для обеспечения так называемого дружественного к пользователю интерфейса. Это линки — гипертекстовые ссылки, графические образы, помогающие сориентироваться в информационном пространстве, а также мультимедийные объекты.

Повышение эффективности работы достигается в основном за счет формирования персонального профиля представляемой информации, учитывающего права доступа к данным конкретного человека, его функции и положение в компании. Так, например, руководитель получает через портал текущие финансовые показатели фирмы и ее конкурентов, а сотрудник PR-службы — перечень публикаций о предприятии и последние новости.

Наличие корпоративного портала подразумевает обработку больших объемов данных. Создание и внедрение EIP-комплексов начинается, как правило, с общей информационной веб-страницы компании. В дальнейшем сайт обязательно должен интегрироваться с системой автоматизации документооборота, а в идеале — с ERP-системой.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Идея EIP пришла к нам с Запада, где получила широкое распространение. Закономерно, что, родившись из технологий поисковых машин типа Yahoo! и Alta Vista, она быстро прижилась в корпоративном мире. Главным достоинством EIP является единая точка входа, обеспечивающая доступ ко всем данным предприятия и внешним информационным ресурсам. Причем под данными предприятия здесь следует понимать не только структурированные (базы данных, информационные среды типа Lotus Notes) и неструктурированные (e-mail, отдельные файлы, архивы), но и информационные продукты работы специфических приложений и корпоративных систем (ERP, CRM).

Отечественные специалисты занимаются созданием корпоративных порталов не так давно, ориентируясь при этом на накопленный зарубежный опыт.

Рынок поставщиков западных EIP-систем можно разделить на несколько категорий в зависимости от точек зрения разработчиков на роль и функции корпоративного портала. Они в основном придерживаются единого подхода, идут по естественному пути развития технологии: от традиционного понятия веб-портала (узел информации) к масштабной интеграции с ресурсами предприятия. Специалисты выделяют семь групп ведущих игроков этого сегмента:

  • поставщики оригинальных порталов (Epicentric, Plumtree, Viador); многие компании покупают такие порталы в расчете на самостоятельную доработку до уровня EIP на базе существующей технологической оболочки;
  • поставщики базовой инфраструктуры предприятия, включающей веб-сервер и базу данных (IBM, BEA, Oracle, Sybase, Microsoft); компании — лидеры рынка создают решения, представляющие собой основу для построения не только портала, но и инфраструктуры компании в целом;
  • поставщики решений на базе поисковых систем и рубрикаторов (Autonomy, Arisem, Verity); разрабатывают EIP-решения на базе собственных широко известных систем поиска, индексации и рубрицирования;
  • поставщики решений на базе систем электронного документооборота (Documentum, Interwoven, iManage, InStranet and OpenText); справедливо полагая, что документооборот — одна из важнейших информационных составляющих бизнеса компании, строят решения, базируясь на собственных известных системах электронного документооборота;
  • поставщики CRM- и ERP-систем (BroadVision, Vignette, SAP, PeopleSoft); играют важнейшую роль в формировании рынка полноценных корпоративных порталов, так как создают решения на базе корпоративных информационных систем предприятия, интегрирующих в единое целое все бизнес-процессы;
  • поставщики программных приложений класса предприятия (Tibco and webMethods); рассматривают корпоративный портал как единую точку доступа ко всем существующим программным приложениям;
  • поставщики решений класса business intelligence (Cognos, Business Objects and Brio); строят корпоративные порталы на базе комплексных решений для обработки, аналитики и управления данными.

    ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?

    Сегодня уже никто не сомневается, что корпоративный портал — вещь важная и нужная. Причем любое предприятие, внедряя подобное решение, вносит частицу собственного опыта в развитие технологии EIP.

    В каждой компании создаются уникальные массивы документов. Однако опыт и знания, накопленные таким образом, останутся бесполезными, если не будут проанализированы и использованы в дальнейшем. И сейчас разработчики уже ведут речь об интеграции корпоративного портала с системами управления знаниями. Это обусловлено тем, что EIP в большей степени ориентирован на взаимодействие сотрудников с клиентами и партнерами. Подобная интеграция способна существенно повысить эффективность работы сотрудников за счет использования ими опыта коллег и накопленной информации. И это лишь одно из возможных направлений развития технологии построения корпоративных порталов.

    Отечественным компаниям, которые только начинают осваивать EIP, нужно понять главное: их создание и внедрение — длительный, многоэтапный и недешевый процесс. Необходимо в первую очередь выбрать надежную платформу и поставщика с опытом системного проектирования и внедрения информационных систем на предприятиях. В противном случае портал предприятия может остаться на уровне веб-сайта или дорогостоящей игрушки руководства. EIP должен помогать предприятию расти, оптимизировать бизнес и в конечном счете стать полноправным средством повышения прибыли.