ДОМАШНИЕ СЕТИ


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Высокоскоростной Интернет приобретает все большую популярность. И не только среди корпоративных клиентов, но и в сообществе домашних пользователей. В Москве пионерами развития этого бизнеса стали не крупные провайдеры, а фирмы, создающие в жилых домах так называемые домашние сети — по типу офисных. Используя простоту технологии и ведя откровенно демпинговую ценовую политику, домашние сети растут и множатся с огромной скоростью.

Технологическая схема создания домашних сетей понятна и проста. В ее основе лежит технология Ethernet — стандарт для связи компьютеров в любой локальной сети. Пользователи компьютеров, оснащенных картами Ethernet, способны управлять файлами (копировать, изменять), принтерами и иным оборудованием других компьютеров, также имеющих Ethernet-карты. Для связи между ними можно использовать самый дешевый провод (коаксиальный) или витую пару. Именно из таких небольших офисных Ethernet-сетей и состоит Интернет в целом. Однако провайдеры, додумавшиеся применять Ethernet для связи между домашними компьютерами, наибольшего успеха добились именно в России. Созданные ими сети переросли масштаб подъездов, и теперь ими пользуются сотни тысяч человек.

БЫСТРО И ДОСТУПНО

Можно выделить три фактора, обусловливающих быстрый рост домашних сетей.

Прежде всего чем разветвленнее сеть, тем больше в ней пользователей, а следовательно, и полезной информации, которой они делятся друг с другом (цифровой звук и видео, рефераты, любой контент). Ежемесячный объем переданных данных в сети даже сравнительно небольшой компании (около 3—5 тыс. пользователей) порой превышает 1 Тбайт. При этом информация поступает быстро (цифровое видео можно смотреть непосредственно на компьютере другого пользователя, не переписывая файл на свой ПК) и практически бесплатно (абонентская плата в московских домашних сетях колеблется в пределах $5—15 в месяц).

Второй важный фактор популярности Ethernet-сетей — низкая стоимость оборудования и подключения. Платы Ethernet для ПК продаются в любом компьютерном магазине по бросовой цене — от $7. Что касается ноутбуков, то на рынке практически не осталось моделей без встроенного Ethernet-адаптера. Протянуть провод для подключения к домашней сети прямо в квартиру обойдется от $50 до $150, в зависимости от того, насколько пользователь физически удален от других абонентов сети.

И наконец, третья причина, по которой стоит приобщиться к местному Ethernet-сообществу, — демпинговые цены на высокоскоростное подключение к Интернету. Операторы домашних сетей действуют фактически как розничные торговцы: они оптом закупают интернет-трафик у владельцев магистральных каналов, а затем перепродают его собственным пользователям по розничным ценам — от $0,1 до $0,2 за 1 Мбайт. Доступ через домашнюю сеть при этом несравнимо удобнее традиционного выхода в Интернет по телефонной линии. Ethernet-соединение с Интернетом доступно на скорости в среднем 200—300 кбит/с, оно всегда готово к работе — дозваниваться до провайдера не нужно. Кроме того, подключиться к домашней сети можно не имея телефона.

«ПАРТИЗАНСКИЙ» БИЗНЕС

Потенциальная возможность доступа к домашней сети сегодня есть примерно у 70% жителей столицы, однако число уже подключенных к ним гораздо меньше. Сейчас сложно найти район в Москве, где не было бы домашних сетей. Но увеличить показатель насыщенности рынка хотя бы до 15% в ближайшее время практически нереально. Это связано с тем, что далеко не все пользователи понимают, зачем нужны домашние сети.

У роста подключений к домашним сетям существует и оборотная сторона. Провайдеры подобных решений считают, что если строить домашние сети «по-белому», то есть на легитимной основе, то на рынке им просто не дадут работать. Так, чтобы легализоваться, компаниям приходится получать две лицензии Минсвязи (на телематические услуги и передачу данных), утверждать проект сети в «Связьэкспертизе» и сдавать построенный узел органам Госсвязьнадзора (это означает подготовку около 50 документов, включая разрешение ФСБ, поскольку некоторые сети проложены на чердаках домов, находящихся по соседству с федеральными трассами). Плюс традиционные проблемы с санэпидемстанцией и пожарными.

Из примерно 300 домашних сетей, информация о которых размещена в базе данных сайта Homenetworks.ru, подавляющее большинство никак юридически не зарегистрировано. Но к легализации бизнеса Ethernet-провайдеров подталкивает растущий спрос на их услуги и конкуренция. Каждые четыре-пять месяцев домашние сети удваивают абонентскую базу. Три-четыре года назад в Москве было всего 10—15 подобных сетей, а сейчас уже около 500. Рост числа Ethernet-подключений выливается в конкуренцию на «последнем дюйме». Когда два-три провайдера сталкиваются в одном подъезде, они борются не только с помощью цен. Начинается настоящая война — с обрезанием проводов линий конкурентов и откровенным вредительством.

НЕУДОБНЫЕ КОНКУРЕНТЫ ДЛЯ ПРОВАЙДЕРОВ

Фактически операторам домашних сетей удалось переманить к себе наиболее доходную часть абонентов, до сих пор пользовавшихся коммутируемым доступом. Это с горечью констатируют многие ведущие провайдеры коммутируемого доступа в Интернет. Ведется своеобразная война между двумя способами выхода в Сеть.

В России рынок коммутируемого (по телефонной линии, dial-up) доступа в Интернет постепенно замедляет свой рост. Если еще в IV квартале 2000 года, согласно опросу компании «Комкон-2», пользователи dial-up платили провайдеру в среднем $27 в месяц, то теперь, по отдельным оценкам, показатель ARPU (Average Revenue Per User, средняя выручка в расчете на одного абонента) редко превышает $10. Причем аналитики исследовательского отдела инвестиционного банка Brunswick Warburg, в конце 2001 года выпустившие отчет о перспективах российского рынка инфокоммуникационных технологий, ожидали, что ARPU операторов коммутируемого доступа упадет до $10 лишь в 2003 году. Но уже сегодня очевидно, что их прогноз сбылся раньше времени.

До сих пор роль основной технологии высокоскоростного доступа в Интернет отводилась так называемым асимметричным цифровым линиям ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line). Сигналы ADSL передаются по обычным медным телефонным проводам в обоих направлениях, но с разной скоростью (получение информации — со скоростью до 7,5 Мбит/с — происходит быстрее, чем отправка). Однако ADSL-доступ в России остается дорогой корпоративной игрушкой. Компания «МТУ-Интел», реализующая ADSL-проект «Точка Ру», не может похвастаться низкими ценами и большим количеством абонентов (всего около 4 тыс.). Потенциальных клиентов останавливает то, что стоимость ADSL-модема вместе с подключением составляет больше $200. При абонентской плате $50—70 (без учета предоплаченного трафика) в самом дешевом тарифе приходится платить $0,19 за каждый мегабайт переданной информации. Хотя провайдеры высокоскоростного доступа и объявили о начале продвижения на массовый потребительский рынок, при действующих ценах у них пока нет главного оружия домашних сетей — бесплатного контента, доступности, динамичности.