ЧУБАЙС ПРОТИВ ВСЕХ


Сергей ПЛЕТНЕВ

2002 год, без сомнения, стал переломным в судьбе российской энергетики независимо от того, как скоро Государственная дума решит судьбу пакета законов о реформировании РАО «ЕЭС России». Его главе, Анатолию Чубайсу, все-таки удалось запустить свой проект. И хотя, как он подчеркивает, отставание законодательной базы при этом нежелательно, но ее отсутствие не остановит реформы.

РАО «ЕЭС России» образовано указами президента от 15 августа и 5 ноября 1992 года. Компания создавалась как холдинг, что позволило сохранить единую энергетическую систему Советского Союза и надежно снабжать промышленных потребителей и население электрической и тепловой энергией в период хаоса рыночных преобразований. Но было очевидно, что задачу построения финансовоэффективной компании решить не удалось.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

28 апреля 1997 года вышел в свет указ № 497 президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». Однако ничего конкретного по его реализации предпринято не было.

10 декабря 1999 года Совет директоров РАО «ЕЭС России» поручил председателю правления Анатолию Чубайсу в течение трех месяцев подготовить проект концепции реструктуризации компании. В 2000 году проект обсуждался со всеми заинтересованными сторонами. При Правительстве РФ была создана специальная группа по рассмотрению проекта под руководством вице-премьера Виктора Христенко. Проект дважды рассматривался в правительстве — в ноябре и декабре 2000 года.

Согласно плану действий в области социальной политики и модернизации экономики в 2000—2001 годах, основными задачами по реформированию РАО «ЕЭС России» являются:

  • решение проблемы неплатежей в электроэнергетике;
  • обеспечение полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий электроэнергетики;
  • создание условий для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих полную компенсацию обоснованных затрат, постепенное доведение цен и тарифов до уровня самофинансирования, уменьшение перекрестного субсидирования;
  • развитие единой федеральной сетевой инфраструктуры;
  • участие в формировании технологической инфраструктуры рынка электроэнергии;
  • обеспечение условий для недискриминационного доступа независимых производителей на рынок электроэнергии.

    15 декабря 2000 года на заседании правительства проект «Основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации», подготовленный Министерством экономического развития и торговли и созданный на основе предложений РАО, был принят за основу для дальнейшей разработки.

    В начале 2001 года по поручению Владимира Путина этот документ рассматривался рабочей группой Госсовета под руководством Виктора Кресса и 16 мая предложен президенту с особыми замечаниями менеджмента РАО и Минэкономразвития.

    11 июля Михаил Касьянов подписал постановление № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Это послужило началом масштабной структурной реформы. Далее последовала серия распоряжений по реформированию АО-энерго и учреждению структур, которые должны быть сформированы после разделения РАО «ЕЭС России».

    27 апреля 2002 года Касьяновым было утверждено постановление правительства о внесении в Государственную думу пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики страны. В июне, несмотря на сильное давление правительства, депутаты перенесли его рассмотрение на осеннюю сессию.

    9 октября после тяжелых летних согласований между фракциями и Советом Федерации Дума приняла в первом чтении многострадальные законы.

    БИТВА С СОВЕТНИКОМ

    Прежде чем законопроекты ушли в Думу, наиболее тяжелые бои руководству РАО «ЕЭС России» пришлось выдержать с советником президента по экономическим вопросам Андреем Илларионовым, который, разумеется, был силен не своим статусом, а теми силами, которые стояли за ним. Ему по меньшей мере трижды удавалось поднимать вопрос о реформе электроэнергетики на самый высокий уровень. Одно из обращений вылилось в создание комиссии Госсовета. Илларионов, ставший ее зампредом, совместно с рядом губернаторов и олигархов, владеющих энергоемкими производствами, участвовал в разработке альтернативного проекта. В мае 2001 года этот документ и лег на стол президенту. В июне в кабинете Путина на совещании, где присутствовали Герман Греф, Анатолий Чубайс и Андрей Илларионов, было принято решение создать компромиссный вариант реформы. Согласования длились месяц, но окончательного результата на дали. Документ, принятый под давлением губернаторов, предусматривал инвентаризацию всех мощностей, которыми владеет РАО. Однако добиться, чтобы единую энергосистему делили по вертикали, а не по горизонтали президентскому советнику не удалось. Не получилось и создать сколько-нибудь полномочную губернаторскую комиссию по проведению реформы. Опытные аппаратчики Греф и Чубайс переиграли Илларионова и губернаторов, предложив определить права этой комиссии решением правительства. Но правительство было на стороне реформаторов, и когда премьер-министр в июле подписывал «Основные направления реформирования электроэнергетики», пожелания комиссии Госсовета туда просто не вошли.

    ПРОИГРЫШ МИРНОМУ АТОМУ

    Если в сражении с Илларионовым и губернаторами Греф с Чубайсом победили, то обыиграть Минатом им не удалось. Согласно варианту реформы, атомные электростанции предполагалось разделить на две-три генерирующие компании; для этого уже был подготовлен проект указа президента. Однако у атомщиков на этот счет оказались свои планы. Бывший министр атомной энергетики Евгений Адамов сумел доказать Владимиру Путину, что в целях безопасности все атомные электростанции необходимо оставить в едином концерне, подчиняющемся Минатому. Ссылки на безопасность возымели действие. Концерн был сохранен как единая структура, а вместе с ним в ведении Минатома остались и финансовые потоки, которые оно получает за продажу электроэнергии внутри страны и за рубежом. Генерирующая компания будет создана на базе всех десяти атомных электростанций, остающихся под управлением государства, несмотря на возражения Чубайса и Грефа, что это приведет к монополизму на энергетическом рынке.

    Длительное противостояние между атомщиками и РАО «ЕЭС» имело место и по вопросу создания администратора торговой системы (АТС), призванного управлять Федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности (ФОРЕМ). Администратор должен организовать торговлю на этом рынке, упростить ее механизм и обеспечить потребителям свободный и равный доступ туда. АТС был учрежден 28 организациями — наиболее крупными производителями и потребителями электроэнергии. Атомщики настаивали на равном квотировании мест в АТС, чтобы ни один субъект вместе с зависимыми компаниями не имел более 20% мест в наблюдательном совете. РАО «ЕЭС России» настаивало на предоставлении ему не менее 50%. Компромиссное решение позволило разделить голоса в совете поровну между производителями и покупателями. Таким образом, производящие «дочки» РАО будут в большинстве, а потребляющие — в меньшинстве. Росэнергоатом при этом получит всего 15% голосов, однако с 2003 года, когда будут готовы необходимые законодательные акты, регулирующие процесс, само РАО откажется от 25% положенных ему голосов и станет одним из равных.

    РАСПРАВА НАД СВОИМИ

    В ходе реформы руководству РАО «ЕЭС России» предстояло решить еще ряд сложных проблем, связанных с руководством некоторыми своими дочерними подразделениями, по разным мотивам препятствовавшими проведению преобразований. Стандартное обвинение, которое позволяло сместить с поста руководителя АО-энерго — превышение служебных полномочий и нарушения в финансово-хозяйственной деятельности. Как правило, в условиях слабой законодательной базы, когда руководители энергетических структур решали проблемы на свой страх и риск, сбор подобных доказательств не составлял большого труда. Многие руководители были вынуждены уйти, а некоторые отставки сопровождались большими скандалами. Так, почти год тянулась история увольнения руководителя «Новосибирскэнерго» Виталия Томилова, всеми средствами отстаивавшего интересы своего губернатора во взаимоотношениях с акционерами компаний. Громкий скандал вызвало силовое освобождение от занимаемой должности гендиректора «Мосэнерго» Александра Ремезова. До 2000 года он был зампредом РАО «ЕЭС России», а затем получил поддержку мэра Москвы Юрия Лужкова, решившего проводить свой план реструктуризации столичной энергетики. Не без труда удалось отстранить от дел гендиректора «Дальэнерго» Юрия Лихойды, которого во время знаменитого приморского кризиса пытался отстоять бывший тогда губернатором Евгений Наздратенко. Везде Анатолий Чубайс действовал жестко и решительно. Впрочем, иначе поступать было нельзя, поскольку в сложном процессе реформирования ему требовалось обладать абсолютной властью в холдинге.

    Очевидно, что самым неудобным противником для Чубайса окажется именно Государственная дума. Депутаты вовсе не горят желанием принимать непопулярные законы накануне выборов. Именно поэтому, кстати, Чубайс и настаивал на быстром прохождении документов в Думе еще весной. Можно с уверенностью сказать, что если второе чтение не состоится в эту зимнюю сессию, то вероятность принятия пакета весной минимальна. К тому же, не станет рисковать перед выборами президента и федеральная власть. А это значит, что законодательное оформление реформы откладывается до второго президентского срока. Но парадокс в том, что реформа может идти и безо всяких законов. Достаточно будет одних постановлений.