Андрей ГООГЕ: «СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ ЧЕЛОВЕКОМ»


Беседу ведет Мария Воробьева, фото предоставлены ТОО «Геом»

ТОО «Геом» (г. Актобе, Казахстан) было основано в 1995 году. В то время на казахстанском рынке ощущалась нехватка ликеро-водочной продукции, отвечающей международным стандартам. Поэтому с самого начала своей деятельности компания сделала основной упор на выпуск высококачественной продукции, соответствующей лучшим мировым образцам. Сейчас, как и в период становления, большая часть получаемого дохода направляется на развитие производственной и технологической базы, на повышение уровня квалификации персонала.
За достаточно короткий срок продукция предприятия смогла завоевать популярность не только у себя в области, но и по всему Казахстану.
Генеральный директор ТОО «Геом» Андрей Гооге считает, что компания добилась такого успеха благодаря привлечению высококвалифицированного персонала и проведению энергичной маркетинговой политики.

— Андрей Андреевич, судя по биографии, ваш путь в торговый бизнес был весьма непрост. Как вам удалось с научной отрасли переключиться, причем столь успешно, на совершенно иную сферу деятельности?

— Кардинальных изменений в моей жизни потребовало время. По специальности я радиоинженер, окончил Томский институт АСУ и радиоэлектроники. Работал в томском ПО «Контур», затем в конструкторском бюро «Радуга» в Бишкеке. В начале 90-х годов с развалом производственных связей между предприятиями СНГ финансирование наших программ оказалось прекращено и пришлось искать другие сферы для приложения своих сил.

То было время расцвета малых предприятий. С группой единомышленников мы тоже пустились в бурные воды частного предпринимательства. Пробовали наладить ремонт и обслуживание аппаратуры, производство каких-то элементарных бытовых устройств, но это не приносило ощутимого дохода и постепенно все занялись коммерцией. В 1995 году пришла идея начать производство алкогольной продукции, и в июне этого года мы образовали ТОО «Геом».

Ставка изначально делалась на выпуск высококачественной продукции с ярким дизайном и европейским имиджем, не уступающей лидировавшим в то время на алкогольном рынке импортным водкам типа «Распутин» и «Горбачев». Начинали с одной линии по розливу, которую привезли из Германии, там же наши компаньоны изготовили для нас этикетки и всю необходимую фурнитуру. Спирт мы приобретали в России. В то время я выполнял обязанности коммерческого директора. Генеральным директором ТОО «Геом» был назначен в начале 2002 года по решению учредителей.

— Что побудило вас заняться именно этим бизнесом?

— Выбор вида деятельности был, конечно же, не случаен. Ему предшествовала проводимая нами совместно с западными партнерами работа по исследованию казахстанского и в целом постсоветского рынка товаров. Полученные результаты показали, что в республике практически отсутствует водочная продукция, отвечающая мировым стандартам качества и дизайна. Кроме того, Казахстан является крупным производителем пшеницы, которая необходима для изготовления высококачественного спирта. Таким образом, направление деятельности мы выбрали.

— Что сегодня представляет собой ТОО «Геом»? Какое место занимает компания среди производителей спиртных напитков в Казахстане?

— В настоящее время ТОО «Геом» является одним из самых передовых и современных предприятий Казахстана, работающих на рынке алкоголя. В прошедшем году нам удалось существенно улучшить технологию и дизайн продукции за счет привлечения инвестиций со стороны зарубежных партнеров и кредитных ресурсов казахстанских банков. О перспективности нашей фирмы говорит тот факт, что в 2001 году объем производимой продукции по сравнению с 2000 годом возрос в 1,6 раза, а по сравнению с 1998-м — в 14 раз.

Ориентируясь на современные требования к качеству продукции, мы внедрили на своем предприятии международную систему менеджмента качества по стандарту ИСО 9001. Работаем также над продвижением продукции компании на рынках СНГ и дальнего зарубежья, осуществлена поставка пробной партии в Англию. Мы готовы к плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству с предпринимателями любой страны, разделяющими наши представления о порядочности и соблюдении обоюдных интересов в вопросах ведения бизнеса.

— Фактически с самого начала ваше предприятие связывали тесные отношения с иностранными производителями спиртных напитков: сначала с фирмой «Ауфс Блатт», а затем с «Вимпекс ГмбХ», под торговой маркой которой вы выпускаете свою продукцию. Как строилось сотрудничество «Геома» с этими компаниями?

— Для претворения наших планов в жизнь мы установили контакт с известной немецкой фирмой «Ауфс Блатт», являющейся производителем высококачественного спирта и водочной продукции. Был заключен лицензионный договор на использование торговой марки «Ауфс Блатт» и разработку дизайна. «Геом» приобрел все необходимое оборудование. Немецкая сторона изготовила и поставила нам полный комплект материалов: стеклотару, этикетки, пробки, картонные коробки.

Очень скоро мы убедились, что сделали правильный выбор. Наша продукция выгодно отличалась современным дизайном и высокой степенью защиты: это и красочная этикетка, и винтовой алюминиевый колпачок с фирменным знаком, и защитный пластиковый капсюль. Таким образом, возникла качественно новая ниша на казахстанском рынке алкоголя.

Однако вскоре очень многие производители занялись улучшением дизайна своей продукции, в результате чего появилось много интересных марок водки. И если первое время мы практически не нуждались в рекламе, то в 1997 году стал весьма актуален вопрос развития нашего имиджа, фирменного стиля и рекламной стороны бизнеса. В тот период у нас установились партнерские отношения с немецкой фирмой «Вимпекс ГмбХ», которая предложила использовать их наработки в этой области и свою торговую марку. Наименование «Вимпекс» нам понравилось, и было решено выпускать продукцию под данной торговой маркой.

— Насколько широк предлагаемый компанией ассортимент? Какие маркетинговые стратегии вы используете для продвижения своей продукции на рынке? Мы знаем, что вы часто прибегаете к нестандартным рекламным ходам, расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

— ТОО «Геом» выпускает более 30 наименований водки, все они пользуются заслуженным спросом. Мы стремимся всегда оправдывать ожидания покупателей. В последнее время значительные средства компания вкладывает в рекламу и улучшение дизайна продукции, ориентируясь на самых взыскательных ее потребителей.

Нами разработана и успешно применяется эффективная система скидок и поощрений оптовых покупателей, что создает у них мотивацию сотрудничать именно с нами. Для стимулирования розничных продаж наряду с обычными видами рекламы в СМИ мы используем систему призовых купонов, которые находятся внутри винтового колпачка. В подарок может достаться аудиоцентр, телевизор, другая бытовая техника либо просто еще одна бутылка водки «Вимпекс».

Помимо этой непрерывной лотереи в 20 крупнейших городах Казахстана четыре раза в год среди наших покупателей устраиваются розыгрыши легковых автомобилей, также проходят розыгрыши грузовиков среди оптовых покупателей. Все проводимые мероприятия выливаются в красочное шоу с участием известных артистов эстрады, с викторинами, презентациями новых видов водки. Ничего подобного нет ни у одного из конкурентов «Геома».

— Как в вашей компании решается вопрос качества?

— Продукция ТОО «Геом» с торговой маркой «Вимпекс» — это высококачественные алкогольные напитки, изготовленные по технологии знаменитых сортов русской водки с использованием активированного угля из экологически чистой березовой древесины. Их качество обусловлено применением спирта марок «Экстра» и «Люкс», изготовленных из отборной пшеницы и умягченной воды, дополнительно отфильтрованной на мембранной очистительной установке. Приготовленная водка проходит семь ступеней фильтрации через кварцевый песок, активированный уголь и фильтры тонкой очистки петербургской фирмы «Сарториус».

— В чем конкурентные преимущества казахстанской водки, на ваш взгляд?

— Сегодня в Казахстане действуют около 30 крупных алкогольных предприятий, выпускающих 80% всего изготовляемого в республике алкоголя. Таким образом, это едва ли не единственная в Казахстане производственная сфера, в которой существует жесткая конкуренция и, следовательно, реально задействован рыночный механизм. Это благотворно сказывается на качестве и ассортименте казахстанской водки. В настоящее время она значительно превосходит по качеству аналогичную продукцию соседних республик.

— Насколько мы знаем, компания «Геом» достаточно успешно участвует во всероссийских и международных выставках…

— Качество наших водок было отмечено 35 медалями и тремя призами на различных международных выставках и конференциях. Мы очень гордимся тем, что водка «Снежная королева» по результатам конкурса 2000 года признана победителем в номинации «Водка отечественного производства № 1 в Казахстане», в 2001 году это звание принадлежало водке «Парламент», а в 2002 году — «Вимпекс премиум».

В октябре 2000 года на международной конвенции в Мадриде мы удостоились золотой награды «Международная звезда за качество». В марте 2001 года нашей компании вручен приз «Арка Европы» в категории Platinum на 27-й международной конвенции во Франкфурте. В декабре 2001-го мы получили награду Ассоциации содействия промышленности Франции — «Золотую медаль SPI».

— Участвует ли ТОО «Геом» в жизни республики? Есть ли у вас социальные и благотворительные программы?

— Более 10% прибыли предприятие расходует на благотворительные цели, поддержку спортивных и общественных организаций. Мы являемся одним из попечителей крупнейшего в Казахстане детского фонда. В 2001 году совместно с Красным Крестом в течение трех месяцев организовывали ежедневные благотворительные обеды для малоимущих граждан. Мы помогаем обществам ветеранов, инвалидов, простым людям, обращающимся к нам со своими проблемами.

Торговая марка «Вимпекс» являлась генеральным спонсором такого крупного мероприятия, как Неделя высокой моды в Казахстане. Кроме того, мы были спонсорами гастролей по 20 крупнейшим городам Казахстана Государственного академического ансамбля классического танца Республики Казахстан.

— Как вы оцениваете экономическую обстановку на рынке алкогольной продукции Казахстана?

— Анализ казахстанского алкогольного рынка последних лет показывает, что резкий прирост производства приходится в основном на рынок пива и винных напитков. На общем фоне роста отрасли, к сожалению, неизбежен спад в сфере производства спирта, водки и ликеро-водочной продукции, и при неэффективной налоговой политике и непродуманной ценовой политике отрасль может прийти в упадок. Снижение действующей ставки акцизного налога в 2001 году не оправдало надежд на увеличение поступлений акцизного налога в бюджет, это вызвало даже обратный эффект: по сравнению с предыдущим годом государство получило на 21% меньше.

На спад в отрасли и как следствие снижение поступления налогов также повлияло упразднение минимальных отпускных цен от производителя. Последнее обстоятельство привело к тому, что из-за жесткой конкуренции отпускные цены заводов-изготовителей порой падали ниже 70 тенге. Хотя при существующей минимальной себестоимости низкокачественного спирта, стеклотары и фурнитуры и при условии уплаты всех налогов и минимальной рентабельности стоимость одной бутылки водки не могла быть меньше 80 тенге.

Таким образом, снижение налоговых ставок на производство спирта и алкогольной продукции и жесткое административное регулирование представляются мне недостаточно эффективными мерами для развития отрасли, удержания доли легального рынка, не говоря уже о полной легализации данной сферы деятельности.

— Как вы считаете, что должно сделать государство, чтобы навести наконец порядок в отрасли?

— Необходимо создать экономические условия для легального изготовления и продажи высококачественной продукции по рентабельным для производителя ценам. Наряду с увеличением ставок акцизного налога и минимальных розничных цен обязательным условием является введение минимальных отпускных цен завода-изготовителя.

Как уже говорилось, упразднение минимальных отпускных цен стало причиной жесткой ценовой борьбы между заводами-изготовителями и соответственно низкой рентабельности производства и невыгодности выпуска качественной продукции. Действующие же минимальные розничные цены привели либо к сверхприбылям оптовых продавцов, либо к нарушению законодательно установленных минимальных розничных цен.

Таким образом, постепенное увеличение минимальной отпускной цены от производителя, минимальной розничной цены и акцизного налога на алкогольную продукцию представляется экономически и социально выгодным не только для производителей, но в первую очередь для государства и населения. Благодаря стабильному поступлению налоговых сборов в бюджет появится возможность больше средств расходовать на социальные нужды населения.

— Расскажите, пожалуйста, о коллективе ТОО «Геом». Какова ваша политика работы со специалистами? Какие качества вы цените в людях больше всего?

— Успех любой компании определяется квалификацией и работоспособностью ее сотрудников. Нам, безусловно, повезло в этом вопросе. Изначально был собран замечательный коллектив увлеченных и талантливых людей. Когда не хватало знаний, мы приглашали специалистов из стран СНГ. Но, как известно, каждый день вносит в работу что-то новое. Мы стремимся соответствовать современным требованиям. Наши специалисты постоянно повышают квалификацию, проходят обучение и стажировку в ведущих институтах.

Прежде всего в людях я ценю ответственность и компетентность. В нашей компании принято так, что каждый из менеджеров самостоятельно ведет вверенный ему участок работы, обладая достаточным уровнем полномочий и осознавая при этом свою ответственность. Все наиболее важные, стратегические решения принимаются коллегиально высшим звеном управления компании. В то же время наша система управления не есть закостенелый, раз и навсегда созданный механизм. Постоянно анализируется эффективность работы всех ее звеньев; обнаружение любой ошибки, сбоя должно завершиться не просто наказанием провинившегося, а выяснением и устранением первопричины.

— Какими качествами, на ваш взгляд, нужно обладать сегодня управленцу, чтобы достичь успеха?

— Развитию и росту любой компании сопутствует ряд системных кризисов, вызванных ростом численности работников, увеличением оборотов и объемов продаж, изменившимися условиями рынка и т. д. Современный руководитель обязан прежде всего быть творческим человеком, обладать достаточной гибкостью, чтобы вовремя перестроиться и найти верный стиль в период подобных кризисов. Кроме того, он должен быть очень требовательным к себе и к персоналу, поскольку без четкой и слаженной работы всего коллектива движение вперед невозможно.

— У вас очень напряженный ритм работы. А как вы проводите свободное время, есть ли у вас увлечения?

— Работа отнимает много времени и сил; чтобы быть в форме, стараюсь ежедневно хотя бы полчаса посвящать физическим упражнениям, в основном это бег и плавание. В свободное время люблю почитать или послушать музыку.

Увлечение музыкой осталось еще со студенческих времен, на заработанные в строительном отряде деньги приобрел музыкальную аппаратуру, затем стал коллекционировать виниловые диски. За время учебы у меня собралась солидная коллекция из нескольких сот дисков. Это были и классические произведения, и джаз, и, конечно же, рок. Сейчас я также слушаю самую разнообразную музыку — классическую и современную.