Аман ТУЛЕЕВ: «РОССИЯ НЕ РАЗВАЛИЛАСЬ КАК ГОСУДАРСТВО БЛАГОДАРЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ»


Беседу ведет Игорь Шатров, фото предоставлены пресс-службой администрации Кемеровской области

По мнению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, перемены в таких инфраструктурных отраслях, как электроэнергетика, должны проводиться осторожно. Сомневаясь в результативности предложенного РАО «ЕЭС России» и поддержанного правительством плана реструктуризации этой естественной монополии, он высказывает опасения по поводу наметившегося снижения стоимости ее активов. Глава ведущего угольного региона страны предлагает для Сибирского федерального округа свой вариант проведения реформы и делится собственными планами по превращению Кузбасса в самодостаточный в энергетическом плане субъект Федерации.

— Аман Гумирович, каким образом, на ваш взгляд, отразится реформа РАО «ЕЭС России» на экономической ситуации в Кемеровской области? Приобретет или потеряет регион от реструктуризации энергетических активов?

— Реформирование РАО «ЕЭС» скажется на состоянии экономики страны в целом, потому что от состояния энергетики зависит стабильность работы всех отраслей и надежность энергоснабжения социальной сферы. Уже два года мы наблюдаем за тем, как сложно складываются отношения РАО «ЕЭС России» с правительством и Госдумой при выработке конкретных шагов по изменению структуры энергетической отрасли, по срокам реформирования. Для Кузбасса эти проблемы имеют особое значение. Ведь мы не только мощный угольный регион. Кемеровская область располагает одной третью основных производственных фондов Западной Сибири. Регион занимает 12-е место в Российской Федерации по производству промышленной продукции, потребляя при этом 32 млрд кВт•ч электроэнергии в год. Кузбасская энергосистема по своему потенциалу входит в первую десятку. Понятно, что нам далеко не безразлично, как пойдут преобразования в электроэнергетике. Главное — не допустить ошибок, имевших место при реформировании других отраслей и последствия которых мы исправляем по сей день.

— Вы считаете, что опасность их повторения при таком пристальном внимании и депутатов, и правительства по-прежнему остается?

— Реформы в энергетике уже начались. С согласия Правительства РФ созданы Федеральная сетевая компания, администратор торговой сети ФОРЭМ (Федеральный оптовый рынок энергии и мощностей). Многие губернаторы подписали соглашения с РАО «ЕЭС России» о реформировании региональных энергосистем. 9 октября 2002 года Государственная дума в первом чтении приняла пакет из шести законопроектов по реформе электроэнергетики. И что же? Депутаты оставили за регионами право регулировать у себя тарифы на тепловую энергию, торговые и сбытовые расходы, затраты на передачу энергии по местным электрическим сетям. Однако упущена суть вопроса. «Забыли» про электроэнергию. Регионы не могут влиять на главное — ее стоимость. Значит, можно прогнозировать свистопляску с тарифами.

— А что делается в этом направлении в Кемеровской области?

— Нам пока удается скоординировано вести преобразования в «Кузбассэнерго». Коллегия администрации области в апреле 2001 года приняла постановление, в которой мы определили новую структуру энергосистемы, этапы и механизм преобразований. В этом году подготовительный этап реформ в основном завершен. В энергосистеме проведена инвентаризация и переоценка имущественных активов. На сегодня перерегистрацию права собственности прошли уже все электростанции, сетевое хозяйство напряжения 220—500 кВ, тепловые сети, объекты жилищного фонда и соцкультбыта, сервисные предприятия. 29 из 107 предприятий «Кузбассэнерго» теперь сами зарабатывают деньги. Это предприятия, обслуживающие сферу общественного питания, транспорт, строительство, ремонтное хозяйство учреждений соцкультбыта, здравоохранения. Затраты «Кузбассэнерго» на их содержание в текущем году снизились почти на 10 млн руб. На эти действия ушло почти два года. Преобразования идут сложно.

— В чем причина этих сложностей?

— Понимаете, перестроить энергосистему такой большой мощности непросто. Не отложишь «на потом» дела в непрерывном производстве, не остановишь плановые ремонты, подготовку к зиме. Кроме того, в новых, ставших самостоятельными структурах меняется профиль работ, людей нужно обучать смежным профессиям. Естественно, это тоже требует времени. Да мы и не стремимся подгонять события. Ведем с энергетиками разумный диалог, поиск оптимальных решений. Реформы у нас пока не коснулись производственной сферы, поэтому основная деятельность «Кузбассэнерго» остается стабильной. Энергосистема оказалась подготовленной к работе в зимний период.

— Но то, что у вас сделано, как я понимаю, только часть того, что предстоит осуществить в случае окончательного принятия «плана Чубайса» за основу энергетической реформы?

— Считаю, Россия как государство не развалилась за последние десять лет благодаря трем инфраструктурным составляющим: единой энергетике, единой газовой системе и единой системе железных дорог. Как известно, в США после «калифорнийского кризиса» энергетические компании Юга приняли решение объединиться. Это продиктовано стремлением к снижению издержек. В то же время одним из условий, которые выдвигались международными финансовыми организациями при выделении нашей стране кредитов, являлось реформирование энергетики в виде развития конкуренции и разделения единой энергосистемы. Получается, они создают у себя то, что пытаются разрушить у нас.

— То есть, по-вашему, предлагаемый вариант реформы отрасли не является разумным?

— Убежден: дробить единую энергосистему дальше уже нельзя. Иначе в каждом регионе появятся электрические олигархи, которые будут контролировать всю предпринимательскую, производственную деятельность и получат рычаги влияния на жизнь региона в целом.

В течение многих десятилетий страна вкладывала в энергетику колоссальные средства. Логично, что при таком раскладе именно государство и являлось реальным, стопроцентным собственником единой энергосистемы. С 1992 года доля государства сократилась до 87%, затем — до 52%. Я с тревогой отношусь к непрекращающемуся процессу снижения стоимости активов РАО «ЕЭС России». Посмотрите: за полтора года она уменьшилась на $6 млрд. Это очень опасная тенденция. Обычно в промышленном производстве подобный процесс предваряет банкротство. Ведь даже неспециалисту ясно, что чем ниже стоимость энергетических активов, тем легче их можно будет потом скупить.

Кроме того, раздробив энергетическое производство, мы нарушим баланс выработки электрической и тепловой энергии. Электростанции с низкой себестоимостью будут выигрывать перед более затратными тепловыми. Рентабельные электростанции и крупные потребители электроэнергии уйдут на ФОРЭМ за более дешевой энергией. Это снизит объемы производства в региональных энергосистемах, увеличит стоимость тепловой энергии, вызовет перебои в энергоснабжении. Сейчас по закону за все это отвечают энергетики: на федеральном уровне — РАО «ЕЭС России», в регионах — АО-энерго. И сегодня еще есть куда обращаться. Завтра и этого не будет, государство потеряет последние рычаги. Вот в чем опасность таких реформ!

— То есть можно сказать, что…

— …Предложенный вариант реструктуризации отрасли неприемлем. Считаю, что пакет законов, отклоненный Думой и перенесенный на весну 2003 года, — тому подтверждение. Ведь он, ко всему прочему, приведет к бесконечному росту тарифов, который будет чрезвычайно сложно, если вообще возможно, остановить. Сошлюсь на оценку специалистов из Национального инвестиционного совета — группу академиков, докторов наук. На математических моделях они просчитали: если тарифы возрастут в два с половиной — три раза, валовой внутренний продукт РФ упадет на 25%, производство в химической промышленности — на 83%, в машиностроении — на 50%. Рабочая группа Минрегиональной ассоциации «Сибирское согласие» (МАСС) по координации процессов преобразований в электро- и теплоэнергетике Сибири прогнозирует на 2003 год рост тарифов на электроэнергию до 89%, на тепловую — до 74%. Причем группа так и не пришла к единому мнению о том, как изменятся тарифы в результате предстоящего дробления энергосистем и либерализации рынка. Согласились в одном: они возрастут. По нашим расчетам, которые мы проводили не раз, в Кузбассе рост будет вдвое выше, чем по Сибири в целом: тариф для сельхозпотребителей возрастет в 1,86 раза, для бюджетных организаций — в 1,46, для населения — в 1,68 раза.

— Какой же выход вы предлагаете?

— Решение может быть только одно: ежегодно законодательно устанавливать в федеральном бюджете верхний и нижний пределы движения тарифов, чтобы не допускать лавинообразного изменения цен. Проводить же реформу по предложенному сценарию — все равно что сознательно планировать социальный взрыв. Население таких тарифов не выдержит. Мы ставим людей перед выбором: помирай с голоду, но в тепле, или помирай от холода.

— Но ведь сама энергетическая отрасль, люди, работающие в этой сфере, должны выиграть от реформы. А они ведь тоже являются нашими гражданами, тем же населением…

— Понятно, что последствия реформ отразятся и на самих энергетиках. Только почему вы думаете, что положительно? «Кузбассэнерго» по проекту РАО «ЕЭС» к 2005 году должен высвободить 9 тыс. человек из 17,8 тыс. работающих в настоящее время на основном производстве. Утверждается, что они будут загружены работой в новых ремонтных, строительных и других подразделениях. Однако кто даст гарантии, что у этих подразделений действительно будет работа? От безудержного взвинчивания тарифов во всех случаях выиграет только РАО «ЕЭС», а точнее, определенная группа лиц в руководстве, так как в тариф заложен постоянный процент отчислений на прибыль компании, на абонентную плату. Ну и кому нужны такие реформы? Разве что государству.

— И все же виден ли хоть какой-то свет в конце тоннеля?

— Не стану давать единый для всей страны рецепт, но вот по Сибири могу предложить. На мой взгляд, в сегодняшних условиях крайне необходима единая структура управления производством, транспортировкой и рынком энергии в рамках Сибирского региона. В целях поддержания долгосрочных резервов мощности и разработки балансов энергосистем в Сибирском федеральном округе, а также для оперативного управления отпуском и реализацией энергии крайне важно создать Сибирскую региональную структуру рынка энергии. Региональным АО-энерго требуется юридический статус управляющей компании над выделяющимися из ее состава акционерными обществами. Им следует придать статус гарантирующего поставщика (то есть основного поставщика энергии в регионе). В структуре управляющей компании в рамках каждого конкретного региона Сибирского федерального округа необходимо оставить такие подразделения, как энергосбыт и диспетчерское управление, а также сохранить в регионах округа собственные электросетевые компании. Кроме того, нужно сформировать структуру системного оператора, который будет выполнять роль диспетчера в торговле энергией в рамках округа.

— Вы сетуете и на невозможность воздействия со стороны властей субъектов Федерации на тарифную политику энергетических монополистов…

— Да, несомненно. Проведение многих реформ сдерживается из-за отсутствия четких законодательных актов. Надо преодолевать эту неопределенность. Администрации субъектов Федерации сегодня действительно практически не имеют рычагов влияния на деятельность региональных энергосистем. Поэтому особо важным считаю необходимость законодательно закрепить участие региональных администраций в акционерных обществах энергетики, расположенных на их территориях, в объеме пакета госакций в РАО «ЕЭС России».

— Говорят, в Кузбассе вообще решили двигаться собственным путем, не ожидая, пока РАО «ЕЭС» поделится с регионом своими активами…

— Да, мы начинаем строительство собственных электростанций. В Киселевской холдинговой компании «Соколовская» выполнена предпроектная подготовка энерготехнологического комплекса, в состав которого входят обогатительные установки мощностью 4,5 млн т и теплоэлектростанции мощностью 158 МВт. Из-за близости шахт и разрезов это будет гарантированно дешевая электроэнергия. Дешевле сейчас только та, что производится на крупных ГЭС. Треть от производимого будут потреблять предприятия самой «Соколовской». Остальная энергия станет продаваться другим предприятиям Кузбасса.

Кроме того, начато переустройство Анжерской ТЭЦ и котельной Ленинск-Кузнецкого камвольно-суконного комбината в мини-теплоэлектростанции. Такая реконструкция технологических мощностей даст этим городам возможность самим производить дешевую электроэнергию, снизив зависимость от тарифной политики РАО «ЕЭС России».