Традиционные проекты на русский лад


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Одной из наиболее примечательных особенностей бизнеса в России является сам путь развития бизнес-процесса — от идеи до момента получения первой прибыли. У нас издавна повелось так, что увлечения, хобби или невероятные способы зарабатывания денег воспринимаются с большим уважением, чем традиционные, европейские и американские, подходы к бизнесу. А может быть, так и надо: превратить идею, которую еще вчера считали бесперспективной в коммерческом плане, в прибыльный проект?

Русский мюзикл (мюзикл «Метро»)

Идея создать в России первый мюзикл мирового уровня многим казалась обреченной на провал: реализация проекта требовала слишком больших средств. Премьера «Метро» в октябре 1999 года произвела эффект разорвавшейся бомбы. До появления «Метро» никто не верил, что в России возможен спектакль, не уступающий по уровню бродвейским постановкам. Мюзикл с успехом идет на сцене Московского театра оперетты уже третий год. Автор этого коммерческого чуда — баронесса Екатерина фон Гечмен-Вальдек.

Русский компьютер (компания «Формоза»)

Создание отечественных компьютеров — идея смелая и рискованная в плане денег. В 1993 году, когда была образована компания «Формоза», практически никто не верил, что российские предприятия выйдут на рынок с собственными, а не «отверточными» решениями. Главное направление бизнеса «Формозы» — производство и продажа компьютеров, комплектующих и аксессуаров. Начав свою деятельность как торговая фирма с высоким потенциалом развития, это предприятие установило партнерские отношения с рядом ведущих мировых производителей, в числе которых Samsung, Micron, Hitachi, Toshiba, Sony, Fujitsu, Intel, AMD, IBM, LG Electronics.

Русские снэки (ООО «Бриджтаун», сухарики «Три корочки»)

Идея замены традиционных западных booble gum и чипсов чем-нибудь оригинальным, исконно русским нашла воплощение в ярких пакетиках с сухариками «Три корочки». Кто бы мог подумать, что страна, знавшая сухари как атрибут голода и нужды, воспримет новый продукт с таким энтузиазмом?

Русский панк-рок (группа «Наив»)

Настоящие идеологи панк-музыки живут в Калифорнии. Невероятно, что такая изначально некоммерческая музыка принесла доход создателям группы «Наив», которые просто решили играть то, что нравится. Эта группа была основана осенью 1988 года двумя солдатами срочной службы — Максимом Кочетковым и Александром Ивановым, что для панк-коллектива, мягко говоря, нехарактерно. На следующий год она вошла в состав Московской рок-лаборатории, а уже в 1990 году музыканты отправились в Штаты, где выпустили свой первый альбом — Switch-blade Knaife на американском лейбле Maximum Rock’N’Roll.

Русский фитнес (фитнес-клубы сети World Class)

В начале 90-х годов, когда Ольга Слуцкер открыла в Москве первый фитнес-клуб международного уровня, фитнес-индустрии в России не существовало. Пришлось путем проб и ошибок, полагаясь на собственное понимание ситуации и анализируя опыт зарубежных партнеров, осваивать новое направление на российском рынке. Очень многие прочили скорую кончину этому начинанию, аргументируя свою позицию тем, что «в России любят только футбол и балет». За время работы клубов World Class в России стало очевидным, что профессиональные фитнес-услуги пользуются огромной популярностью.

Русские диггеры (Диггер-клуб МГУ им. Ломоносова)

Сделать собственное экстремальное увлечение источником дохода удается не многим. Диггеры с их странной любовью к изучению городских подземелий долгое время просто пугали граждан, а тем более представителей коммунальных и иных предприятий. Сегодня многие предприятия, заинтересованные в получении информации о состоянии собственных коммуникаций, охотно оплачивают услуги диггеров по исследованию подземных объектов.

Русский флэш-арт (Олег Куваев, флэш-мультфильмы про Масяню)

Интернет — свободная территория. В том числе и от денег. Заработать здесь хоть что-нибудь очень сложно. Однако виртуальная героиня интернет-мультфильмов питерского художника Олега Куваева Масяня настолько полюбилась россиянам, что шагнула из Сети в мир телевидения, где, напротив, принято платить создателям таких шедевров.

Русский туризм (программы космического туризма)

Россиянам удалось придумать самый дорогой вид туризма: катать людей в космос. Из абсурдного, по мнению представителей научных и деловых кругов, предложения космический туризм превратился в реальный источник дохода. И не только в космосе, но и на Земле: по российским космическим объектам в Москве и Подмосковье скоро будут водить туристов. Ассоциацией музеев космонавтики (АМКОС) подготовлено 17 спецтуров. Например, один из них — «Разговор с орбитой» включает посещение Центра управления полетами в г. Королеве во время проведения сеансов связи с космонавтами.