«Танцы — прекрасная форма организации досуга»


Станислав ПОПОВ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Станислав Попов — легенда бального танца. У него масса титулов, он победитель самых престижных советских турниров, таких, как «Янтарные п’ары», «Рижская осень», «Таллинская весна», финалист более 100 международных танцевальных конкурсов… В последние годы г-н Попов является президентом Русского танцевального союза и занимается развитием российского танцевального искусства.

(Беседу ведут Юрий Кузьмин и Дарья Суходольская, фото предоставлено С.Г. Поповым.)

— Станислав Григорьевич, вы — призер самых престижных мировых танцевальных турниров. В 1976 году пара Людмила и Станислав Поповы выступала на чемпионате мира в Брно и стала там третьей, в 1978 году вы были третьими на чемпионате в Венгрии, а в 1979-м победили на чемпионате в Москве…

— После этого мы с моей партнершей и в то время супругой Людмилой Поповой становились финалистами и победителями многих крупнейших любительских чемпионатов. В 1982 году, впервые приняв участие в чемпионате Европы, вышли в полуфинал. Затем в том же году состоялся чемпионат мира в Лондоне, где мы заняли 14-е место по программе европейского танца. После чемпионата к нам поступила масса предложений о бесплатных уроках: тогда в Англии даже появилась своеобразная мода — позаниматься с Поповыми, поскольку, по мнению англичан, мы были очень талантливой, интересной парой.

Нам предлагали остаться в Соединенном королевстве. Но, если бы мы так поступили, пострадали бы все советские мастера танца — как минимум они стали бы невыездными. Мы это осознавали и потому не пошли на такой шаг.

После 1986 года наша пара принимала участие в ряде крупных турниров. Мы дважды становились финалистами Кубка мира по латиноамериканским танцам в Германии, были финалистами чемпионата мира по десяти видам танцев.

Наше последнее конкурсное выступление состоялось в 1988 году на большом турнире All-World Stars Championship в Токио — мы завершили свою карьеру в танцевальном спорте. Нам удалось занять там десятое место и получить в качестве призовых 6 тыс. Японские тележурналисты буквально бегали за нами по пятам и сделали несколько сюжетов: как участники из СССР ходят в японский ресторан, совершают покупки… Ну и конечно, показывали записи наших выступлений. Не скрою, такое внимание было очень приятно.

А уже через неделю в Лужниках проходил I Московский международный профессиональный конкурс, организованный мной. Еще в 1987 году я создал творческую комиссию по бальной хореографии при Всесоюзном музыкальном обществе, которое, кстати, курировал Отдел культуры ЦК КПСС, что сильно облегчало работу.

Нашу комиссию поддержала выдающаяся певица Ирина Константиновна Архипова, руководившая тогда правлением Всесоюзного музыкального общества. Потом комиссию преобразовали в Ассоциацию исполнителей и учителей бального танца, ставшую в дальнейшем профессиональной. С 1994 года ассоциацию переименовали в Русский танцевальный союз и меня избрали его президентом.

— Кого объединяет этот союз?

— В него входят профессиональные исполнители и преподаватели бального танца. В октябре 1988 года мы провели I Всесоюзный конкурс профессиональных исполнителей, а в декабре того же года — первый международный турнир. Причем, чтобы оплатить показательные выступления ведущих мировых пар на этом турнире, мне пришлось отдать свои призовые деньги.

Потом я еще не раз тратил личные средства на общественное дело. Но вокруг было немало людей, которые оказывали нам всяческую поддержку. Я очень благодарен, например, руководству Первого канала телевидения: турнир показали так, как обычно демонстрировали хоккей, — до программы «Время», в 19 часов, и сразу после нее. Поэтому турнир профессионалов посмотрело огромное число людей. На нем, кстати, состоялось последнее, уже внеконкурсное, выступление нашей пары.

— Насколько я знаю, вы надолго уезжали из страны в начале 90-х годов…

— Да, в 1991 году мы уехали в США. У меня накопилось неприятие того, что, отправляясь в зарубежную поездку, я должен постоянно думать, где взять деньги на билеты и гостиницу…

Мы с супругой часто выступали судьями на танцевальных соревнованиях в Америке и получили предложение от Washington Dance Club из Сиэтла. Предложение было принято, и мы пять лет прожили там. Параллельно я, как это ни странно, успевал руководить Русским танцевальным союзом.

В 1995 году союзу предоставили право проводить Кубки мира в Москве. Начали готовиться к Кубку, в процессе этой подготовки я встретил Ирину Остроумову, мою нынешнюю жену. С тех пор мы проводим Кубки мира вместе с Ириной. В 2002 году прошло уже восьмое такое соревнование. К организации турниров подходим всегда очень серьезно: системно работаем со спонсорами, предлагаем выгодные рекламные площади, сотрудничаем с печатными СМИ, радио, телевидением.

— Нужна ли ежегодным Кубкам мира в Москве государственная поддержка?

— Конечно, нужна. Но мы знаем, как сегодня обстоят дела с выделением средств из бюджета на культуру, и поэтому стараемся без острой нужды не просить государство о финансовой помощи.

Первые два года у нашего конкурса была прямая бюджетная поддержка. Мы благодарны Михаилу Ефимовичу Швыдкому, который, еще будучи заместителем министра культуры, поддерживал нас: мы получили от его ведомства около 30 тыс., он стал председателем оргкомитета I Кубка мира в 1995 году. Кроме того, у нас имелось два генеральных спонсора — компания Wella и ОНЭКСИМ Банк, выделившие нам еще 200 тыс. На следующий год Министерство культуры взяло на себя оплату аренды зала. А с 1997 года и по сей день все финансовые вопросы мы решаем самостоятельно.

— Каковы перспективы российских профессионалов танца на международной арене? Способны ли они сегодня бороться за высшие награды?

— Несколько лет назад Дмитрий Тимохин и Анна Безикова вышли в финал любительского чемпионата мира по латиноамериканским танцам и заняли шестое место. Впервые за всю историю конкурсов по латиноамериканским танцам наша пара оказалась в финале! Потом они стали пятыми, затем дважды выигрывали «латиноамериканский» чемпионат Европы. Сейчас их считают суперпрофессионалами, они финалисты многих крупнейших турниров. Правда, пока не принимали участия в официальных чемпионатах. Я считаю, это неправильно, потому что у Дмитрия и Анны есть реальный шанс стать призерами.

Другая прекрасная наша пара — Сергей Рюпин и Елена Хворова — активно участвует в официальных соревнованиях: дважды они были финалистами на чемпионатах Европы, в 2002 году стали третьими на чемпионате Европы в Санкт-Петербурге. Это весьма высокий результат.

Пятое место на чемпионате мира заняли Влад Павлов и Светлана Полянина, которые, к сожалению, после чемпионата Европы по разным причинам не выступали на крупнейших турнирах, но по-прежнему остаются парой, которая потенциально претендует на основные финалы.

— Проводить Кубки мира в Москве — это выгодно?

— Выгодно, если удается привлечь спонсоров и заработать деньги. Но бывает и так. На Кубке-2002 нашли хороших спонсоров, которые обеспечили проведение московской части турнира. В итоге мы неплохо заработали, но потом пришлось всю прибыль пустить на оплату петербургского этапа Кубка: там спонсоров не нашлось.

— В организационном плане какова сегодня ситуация в танцах — профессиональных и любительских?

— Ныне существуют две организации: профессиональный Всемирный совет по танцам и танцевальному спорту (WD & DSC) и Международная федерация танцевального спорта (IDSF), которая ранее считалась любительской, хотя ее членами были многие профессионалы. В результате любительской организации как бы и не осталось — все ушли в профессионалы.

— Когда человек начинает заниматься танцами в достаточно зрелом возрасте, стать профессионалом уже, видимо, трудно, да, наверное, и не обязательно. Как же быть, если все-таки сильно увлекаешься танцами?

— Танцы — это прекрасная форма организации досуга, они дают жизненную энергию. В США люди, приходившие ко мне заниматься два-три раза в неделю, говорили, что как минимум два дня после занятия у них было приподнятое состояние.

Танцы нужны людям. Жизнь человека ритмична: день — ночь, зима — лето. Танец же позволяет почувствовать этот ритм в себе. Когда человек после некоторого обучения уже может делать какие-то танцевальные шаги под музыку, которая сама по себе благотворно воздействует на психику, у него возникает масса положительных эмоций. Это во-первых. А во-вторых, танец дает прекрасную возможность «организовать» свое тело.

— А также, наверное, оказывает влияние и на душу?

— Безусловно! Танец пробуждает духовные силы. Я недавно знакомился с работой танцевальных школ Германии. И там педагоги прямо говорят: танцы помогают стать элегантным, уверенным в себе человеком, что, в свою очередь, влияет на стиль общения с потенциальными бизнес-партнерами и положительно сказывается на бизнесе в целом.

Я считаю, что в России весьма перспективен не только танцевальный спорт, но и танцы «для всех». Массовое распространение танцев — это показатель развития общества, свидетельство того, что в нем возникла прослойка благополучных людей, которые хорошо проводят свободное время, следят за своей физической формой, нравственно и эстетически обогащаются. Хотелось бы, чтобы такая прослойка как можно скорее сформировалась и у нас.