«Полномочия между уровнями власти должны быть четко разграничены»


Алексей ЯКУНИЧЕВ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Вологда — город с богатой историей, одна из жемчужин Русского Севера. Но сегодня о Вологде можно услышать не только в связи со знаменитым кружевом или замечательным вологодским маслом, но и как о стабильном региональном центре со сложившимися традициями самоуправления. Городское и областное руководство сумели создать четкую систему совместной работы, что уже принесло конкретные результаты. О развитии муниципального самоуправления в Вологде, о собственном опыте решения городских проблем и перспективах муниципальной реформы в России рассказывает глава города Вологды Алексей Якуничев.

(Беседу ведут Александр Полянский и Наталия Ермолаева, фото Марии Чижовой.)

— Алексей Сергеевич, как вы оцениваете концепцию муниципальной реформы, предлагаемую комиссией Дмитрия Козака?

— В этой комиссии активно работает губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев, с которым мы тесно взаимодействуем. Потому я, разумеется, в курсе предложений и обсуждений, происходящих в комиссии, и отношение мое к ним — самое положительное.

Многие идеи проекта Закона о местном самоуправлении уже реализуются в Вологодской области. В отличие от других регионов, у нас на уровне субъекта Федерации документально разделены и закреплены предметы ведения: города и районы четко знают, что жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, общественный транспорт, содержание бюджетной сферы, вопросы организации досуга населения, физкультуры — это «муниципальное». А вот, скажем, сфера «большого» капитального строительства, или стратегия развития отдельных отраслей народного хозяйства, или спорт высоких достижений относятся уже к компетенции областных властей.

Многие социальные проблемы решаются нами совместно с губернской властью. Мы, например, участвуем в целевой областной программе по здравоохранению и еще девяти программах, включая такие, как «Одаренные дети», «Материнство и детство» и др. Причем и в них задачи муниципалитета и области максимально разграничены. Принцип разделения является залогом отсутствия противоречий между всенародно избранными главой города и губернатором, нередко возникающие в других субъектах Федерации.

С 1997 года на Вологодчине действует система, благодаря которой осуществляется сбалансированное бюджетное планирование в муниципалитетах. Оно базируется на стабильной налоговой системе субъекта Федерации, отчислениях города в областной бюджет, остающихся неизменными в процентном отношении в течение нескольких лет. Именно поэтому Вологде удалось за последние три года нарастить бюджетную базу на 40%. Несмотря на то что, к сожалению, налоговое и бюджетное законодательство на уровне Федерации нестабильно.

Из области уходят огромные средства — сначала собранный подоходный налог, потом НДС. Деньги в виде трансфертов возвращаются нам не в полной мере. У меня есть твердая уверенность, что если все эти средства оставить в регионе, мы распорядимся ими лучше: люди получат необходимое по социальным программам быстрее и в полном объеме. Хотя у нас в городе уже несколько лет нет долгов по зарплатам бюджетникам, пенсиям и детским пособиям.

— Вологда, насколько мы знаем, стабильно сохраняет положение муниципалитета-донора, несмотря на то что она, так же как и многие промышленные города России, испытала серьезнейший спад производства. Как вам это удается?

— Благодаря кропотливой работе с промышленностью, малым бизнесом и созданию дополнительных источников налогообложения.

В нашем городе одних лишь крупных машиностроительных предприятий больше десятка. Учитывая то положение, в какое они попали в конце 90-х годов, органы местного самоуправления Вологды приняли городскую Программу поддержки предприятий машиностроения, освободив их от части местных налогов и предусмотрев направление этих средств на инвестирование производств.

Подобные меры дали положительный эффект. Предприятия смогли не только выстоять в трудные времена, но и расширить объемы выпускаемой продукции, произвести техническое перевооружение и даже сделать заметный вклад в свою социальную сферу, на благо всего города, реконструировав, к примеру, стадион, построив спортивный комплекс, теннисные корты. Ну а главное — их стабильная работа обеспечивает существенный прирост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Серьезную прибавку к городскому бюджету дает ликеро-водочный завод «Вагрон». В 1998 году предприятие пережило серьезный кризис: в рамках кампании по «взятию под контроль» ситуации в алкогольной отрасли налоговые органы фактически обанкротили завод. Выручать его пришлось областной и городской властям, которые выкупили акции «Вагрона», инвестировав тем самым его производство. Администрация города, контролирующая по договоренности с областным правительством 52% акций, занялась также помощью в реализации продукции: мы вели переговоры с торговыми организациями на предмет уменьшения ими объема привозной водки на прилавках и увеличения вологодской. И добились этого не в приказном порядке, а на взаимовыгодных условиях: пошли навстречу просьбам продавцов уменьшить закупочную цену. В результате восстановили положение предприятия как одного из основных источников налоговых поступлений в городской, областной и федеральный бюджеты.

Всячески поддерживает Вологда традиционные, «фирменные» вологодские отрасли — кружевное производство (объединение «Снежинка») и изготовление масла: молококомбинат является крупнейшим российским производителем, поставляет продукцию в 15 регионов страны и за рубеж. Кружева и масло — наша гордость, благодаря им Вологду знают не только в России, но и во всем мире. Сейчас спрос на них устойчиво растет.

Мы всегда пристально следили за ситуацией в малом и среднем бизнесе, потому что понимали: для многих из тех, кто потерял работу в промышленности, это основной источник дохода. На каком-то этапе мы обратили внимание, что правоохранительные органы слишком усердствуют в борьбе с разного рода нарушениями в данной сфере — «стреляют из пушки по воробьям». Борясь с уклонением от налогов, чересчур жесткими действиями они приводили к еще большему уходу малого бизнеса «в тень». Администрация города вмешалась: посадила за стол переговоров представителей правоохранительных органов, с которыми мы плодотворно сотрудничаем, и лидеров малого бизнеса. В результате удалось выработать соглашение: был зафиксирован оптимальный процент поступлений от предприятий, с одной стороны, и прекратились разного рода «маски-шоу», с другой. И сейчас налоговая инспекция мне докладывает, что вологодский малый бизнес — образцово-показательная категория налогоплательщиков.

— Как обстоят дела в городе с жилищным строительством?

— Мы решили для себя, что нам выгоднее не самим выступать подрядчиком строительства жилья, а покупать его у строительных организаций. Затем 7% квартир предоставляем городским очередникам, остальные продаем. Кроме того, в области действует система жилищных субсидий. Активно развивается на Вологодчине и ипотечное кредитование.

Вообще, в этой сфере много проблем. Иностранные мэры, которые приезжают к нам, удивляются: «Вы владеете таким огромным жилым фондом, что должны быть богаче нас». Объясняю, что владеет город только самими зданиями — квартиры в них по большей части приватизированы. Бездумная приватизация привела к выбиванию одной из финансовых опор развития муниципалитета.

Мы создаем социальные дома для граждан из социально необеспеченных слоев, квартиры им не принадлежат: они проживают в них как в обычных муниципальных домах и одновременно получают необходимое социальное обслуживание.

— Как и почему вы стали главой города?

— По образованию я учитель физики, окончил наш, Вологодский, пединститут. Был комсомольским активистом, командиром стройотряда, председателем студенческого профкома, и меня пригласили на работу в обком комсомола. Потом — в партийные органы. А в конце 80-х пришел в горисполком.

Затем мне предложили стать руководителем городской администрации. Я долго не соглашался, и уговаривать меня помогал как раз Вячеслав Позгалев — в то время глава администрации Череповца и уже маститый мэр. В конце концов меня уломали, согласие на мою кандидатуру дала городская дума, а указ о назначении, как тогда было заведено, подписал президент Ельцин. Потом в соответствии с Уставом Вологды я избирался всем населением, причем уже дважды.

Вместе со мной в администрации работают много инициативных людей, прекрасных специалистов, которые знают и любят свой город. Они умеют и предложить новые идеи в экономической политике, социальной сфере, области культуры, и заинтересовать руководителей предприятий, всех горожан в их воплощении в жизнь. Так, поистине всеохватывающими стали ежегодные акции «Мы выбираем», когда горожане называют лучшие предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания и т. д. Теперь коллективы самых различных предприятий стараются попасть в число лидеров по своим номинациям. Широкую поддержку находят инициативы в сфере экологии, благоустройства, реставрации и возрождения памятников архитектуры. А в сезон белых ночей у нас проводится прекрасный театральный фестиваль «Голоса истории», приобретший известность уже не только в России, но и в других странах. Спектакли идут в стенах Вологодского кремля и за полночь завершаются гуляньями.

Весьма успешно развивается у нас сфера образования: каждый год число медалистов — не меньше 100 человек, что для 300-тысячного города, согласитесь, хороший показатель. Самые одаренные школьники получают стипендию главы города. Мы гордимся новым поколением!

— А что вас привлекает в работе главы города?

— Нет однообразия, много общения с людьми. Часто провожу прием граждан, встречи с жителями районов Вологды: я считаю, это необходимо для того, чтобы чувствовать, как сказываются решения муниципалитета на жизни людей.

— Произойдет ли, на ваш взгляд, усиление муниципалитетов, реальная муниципальная реформа?

— Реформа пройдет успешно только в том случае, если законы «Об общих принципах организации местного самоуправления» и «О финансовых основах местного самоуправления» начнут реально работать. Детали предлагаемых преобразований — будет мэр избираться или назначаться, станет избираться напрямую населением или местным представительным органом, примут за основу поселенческую модель или районную — не принципиальны, эти вопросы можно решать на уровне субъекта Федерации.

Я уверен, что муниципалитет должен создаваться при наличии на территории необходимой финансово-экономической базы, а не по формальным критериям. Следует также четко разделить полномочия между всеми уровнями власти, обеспечить их финансированием. Тогда деятельность муниципалитетов окажется успешной.