«Обстановка на дорогах Москвы остается достаточно сложной»


Сергей КАЗАНЦЕВ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Проблема всех мегаполисов, в том числе и Москвы, — пробки, тяжелая дорожная обстановка, аварии. Как решается этот вопрос в российской столице и какова сегодня ситуация на дорогах города, мы поинтересовались у начальника Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы генерал-майора милиции Сергея Казанцева.

(Беседу ведет Иван Федоров, фото Ивана Куринного.)

— Сергей Александрович, какими данными об обстановке на дорогах Москвы за девять месяцев текущего года располагает ваша служба?

— С начала года на дорогах города произошло 6496 дорожно-транспортных происшествий, в которых 897 человек погибли и 6963 получили ранения различной степени тяжести. В числе пострадавших — 751 ребенок, 11 детей погибли. К сожалению, по сравнению с прошлым годом приходится констатировать рост аварийности практически по всем параметрам, за исключением числа погибших детей: этот показатель снизился на 40%. Так, количество ДТП увеличилось на 13,9%, число погибших в них — на 26,2%, получивших травмы — на 14,3%. Увеличился и коэффициент тяжести последствий ДТП — с 10,5 до 11,4%. Естественно, сухими цифрами всего не передать. Могу только сказать, что положение остается достаточно сложным.

— Отразились ли на дорожной обстановке в столице лесные пожары в Подмосковье? Оказалась ли ваша структура готова к этому? Какие действия предпринимались ГИБДД, чтобы предотвратить аварийные ситуации?

— Лесные пожары на дорожной обстановке практически не отразились. Никакого всплеска дорожно-транспортных происшествий, связанных с ними, в городе зафиксировано не было. Во-первых, поскольку горожане стараются проводить отпуска за пределами Москвы, количество транспорта в летний период несколько меньше, чем обычно. Во-вторых, ухудшение видимости в самом городе не столь существенно и, следовательно, не дает таких негативных последствий, как на загородных трассах. Тем не менее весь личный состав столичной госавтоинспекции был готов к ухудшению дорожной обстановки и соответственно к принятию адекватных мер.

— Нам известно, что ГИБДД Москвы достаточно часто проводит операцию «Затор-Центр». В чем суть этой операции? По каким показателям принимается решение о ее проведении и насколько она эффективна?

— Эту операция мы проводим не часто, но достаточно регулярно. Цель операции — обеспечить бесперебойное движение транспорта в центральной части города и по Садовому кольцу. Ведь именно Садовое кольцо является главной распределительной магистралью Москвы, осложнение дорожной обстановки на нем теоретически может вызвать транспортный паралич всего города.

Решение о введении плана «Затор-Центр» принимается исходя из оперативной обстановки. У нас в управлении функционирует Отдел оперативного управления движением транспорта. В диспетчерском центре находятся мониторы, на них передается изображение с телекамер, установленных в центральной части города и на основных магистралях. Сотрудники отдела координированно управляют светофорными объектами и действиями нарядов ДПС непосредственно со своего рабочего места. При осложнении дорожной обстановки и невозможности ее разрешения имеющимися силами и средствами принимается решение о начале операции «Затор-Центр». В этом случае оказываются задействованы все резервы, вплоть до сотрудников аппарата Управления ГИБДД, которые занимают места согласно разработанной дислокации и осуществляют регулирование в наиболее напряженных транспортных узлах.

Переоценить эффективность данной операции нельзя, поскольку никакая, даже самая современная, техника не учитывает так называемый человеческий фактор. Я имею в виду одну из причин осложнения дорожной обстановки, а именно нарушение Правил дорожного движения водителями. Например, очень часто нетерпеливые водители пытаются проскочить «забитый» перекресток на желтый сигнал светофора. В итоге они вынуждены останавливаться на середине, создавая тем самым препятствие для движения в поперечном направлении. Через несколько минут возникает затор, локализовать его без участия инспектора ДПС практически невозможно. Этот вопрос относится в большей мере к культуре вождения, и, учитывая ее уровень, вернее, ее отсутствие я уверен, что в обозримом будущем без работы мы не останемся.

— Рассматриваются ли в ГИБДД Москвы вопросы оптимизации дорожного движения в разных районах города? Если да, то в каких именно?

— Вопросы обеспечения бесперебойности движения транспорта, повышения пропускной способности магистралей являются одним из основных направлений деятельности столичной автоинспекции. Работы по оптимизации движения транспорта проводятся повсеместно, во всех районах.

В целях повышения пропускной способности наиболее загруженных транспортных узлов и участков улично-дорожной сети города службы ГИБДД и ГУП «Доринвест» реализуют локальные дорожно-планировочные мероприятия по устройству заездных карманов на остановках общественного транспорта, по реконструкции перекрестков с информационным обеспечением и созданию дополнительных полос движения. Это позволяет увеличить пропускную способность проблемных участков улично-дорожной сети до 25%.

За девять месяцев текущего года локальные мероприятия выполнены на 39 объектах (ул. Енисейская — ул. Радужная; ул. Менжинского — ул. Енисейская; ул. Череповецкая; Алтуфьевское ш. — ул. Лескова; Каширское ш. — пост-пикет ГИБДД; Каширское ш. на пересечениях с ул. Ясеневой, Пролетарским пр-том, Хлебозаводским пр., ул. Каспийской, ул. Борисовские Пруды, МКАД-14 км; ул. Дурова — ул. Мещанская; ул. Вельяминовская; ул. Люблинская; ул. Краснобогатырская; Пятницкое ш. и др.). Сейчас в работе находятся 18 объектов, еще на 43 оформляются ордера.

Для повышения безопасности движения транспорта и пешеходов и улучшения условий движения на основе анализа ДТП и дорожно-транспортной обстановки по предложениям ГИБДД ежегодно проводится строительство новых светофорных объектов и реконструкция существующих.

С начала года во временную эксплуатацию сдано 47 светофорных объектов (ул. Саянская, ул. М. Грузинская — Б. Тишинский пер., Шмитовский пр. — ул. С. Макеева, ул. Б. Серпуховская — Серпуховской пер., Пролетарский

пр-т — ул. Кантемировская, Пятницкое ш., ул Крылатские Холмы — ул. Осенняя, ул. Новокосинская и др.), на 16 объектах ведутся работы, оформляются ордера на 37 объектов.

Вместе с тем, на основе анализа складывающейся дорожно-транспортной обстановки проводятся мероприятия оперативного порядка. Например, в целях совершенствования организации дорожного движения и обеспечения его бесперебойности подготовлено 740 предложений, из них 533 — по изменению организации дорожного движения и 207 — по изменению режимов работы светофорной сигнализации, включая корректировку планов координации на таких магистралях, как ул. Профсоюзная, Хорошевское и Ярославское ш., Фрунзенская наб. и др. В настоящее время реализовано 640 предложений (146 — по светофорам и 494 — по организации движения).

Один из последних примеров подобных мероприятий — изменение организации движения транспорта на пересечении Севастопольского и Нахимовского проспектов, где организованы отнесенные левые повороты, что существенно повысило пропускную способность транспортного узла и снизило количество конфликтных точек.

— Какие организационные мероприятия в ГИБДД были проведены в связи с введением нового Кодекса об административных правонарушениях? Насколько усложнилась работа инспекторов, с одной стороны, и жизнь автолюбителей — с другой, из-за требования рассматривать спорные вопросы в судебном порядке?

— В первую очередь огромная работа проведена с личным составом Госавтоинспекции, причем как с сотрудниками административных групп, так и с инспекторами дорожно-патрульной службы. Организовывались специальные занятия, семинары, изучались методические рекомендации специалистов ГУ ГИБДД Службы общественной безопасности МВД РФ. Все — подчеркиваю, все — сотрудники, независимо от ранга, сдавали зачеты по знанию нового Кодекса об административных правонарушениях. Кроме того, естественно, подразделения ГИБДД были обеспечены новыми бланками протоколов-квитанций, временными разрешениями и т. д. Все это, поверьте, потребовало очень много усилий.

Также мы проводили разъяснительную работу среди участников дорожного движения. На всех автотранспортных предприятиях наши сотрудники провели лекции и беседы. Не остались без внимания и автолюбители: по мере сил и возможностей через средства массовой информации мы старались разъяснить положения нового кодекса. Думаю, нам это удалось. Водители к нововведениям оказались более или менее подготовлены.

Что касается второй части вопроса, то об усложнении жизни, пожалуй, говорить еще рано. Прошло слишком мало времени. Конечно, где-то стало легче, где-то сложнее. Но в любом случае отношения становятся цивилизованнее.