Не просто открытка


Наталия ПРОКОПЬЕВА, Елена СВИРКОВА

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Новый год не только замечательный праздник, это еще, во-первых, хороший повод проявить уважение и внимание к персоналу, а во-вторых, прекрасная возможность лишний раз напомнить клиентам и партнерам о себе, показать, что ваша компания ценит их и хочет продолжать сотрудничество. Реализовать это можно с помощью праздничных поздравлений.

Наталия ПРОКОПЬЕВА, заместитель генерального директора по персоналу и связям с общественностью компании «АРТ и ДИЗАЙН», pnv@art-design.ru

Елена СВИРКОВА, ассистент консультанта компании «АКСИМА: Консультирование, Исследования, Тренинги», axima@comail.ru

Персональные поздравления для сотрудников — один из способов моральной мотивации. Как известно, такая мотивация не требует больших финансовых затрат, а эффект от ее продуманного применения можно получить значительный: повышение производительности труда, принятие и разделение сотрудниками корпоративных ценностей, миссии, политики компании. «Продуманное применение» означает пристальное внимание к деталям, выбору адекватных форм, таких, которые будут положительно восприняты персоналом. В этом плане поздравление с праздником универсально для любого коллектива, недовольство вызовет скорее его отсутствие.

Поздравления клиентов и партнеров — это небольшой PR, хороший тон, возможность выразить уважение. Внимание, проявленное по отношению к ним, — один из кирпичиков долгих и крепких деловых отношений, положительного имиджа вашей компании.

Вряд ли организация сможет поздравить всех своих сотрудников ценными подарками. И вряд ли это будет уместно по отношению ко всем клиентам и партнерам. Но открытку подарить можно каждому.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОДАРОК

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Чем солиднее компания, тем внимательнее она должна подойти к выбору открытки. Ведь это не просто красивый кусочек картона с добрыми пожеланиями, а еще и инструмент для формирования положительного образа компании, ее руководителя. Марина Цветаева писала: «В жизни символиста все символ. Не-символов нет». В открытке тоже не-символов нет — все, что на ней изображено, является символом, и нужно уметь правильно использовать эти символы.

Раньше даже способ наклеивания почтовой марки был символичным. В зависимости от расположения, наклона и количества марок они означали: «мое сердце свободно», «я люблю тебя», «да», «будь счастлив». Открытка с изображением цветка без слов могла объяснить чувства отправителя. Колокольчики означали нежную любовь, роза — благоволение, ромашка — привязанность, василек — богатство, шиповник — уединение.

Новый год имеет свой набор символов и характерных сюжетов, однако не все из них приемлемы в данном случае. Правда, открытка, предназначенная для поздравления персонала компании, имеет все же меньше ограничений.

Культура деловых поздравлений требует отказаться от открыток с белочками, зайчиками, игрушками, Дедом Морозом и Снегурочкой. Также не совсем уместно изображение бокалов и шампанского. Ель, снег, снежинки — самые удачные образы для корпоративной открытки.

Елка на корпоративной открытке не должна пестреть огнями, быть украшенной шариками, колокольчиками, хлопушками, орехами и другими атрибутами детства. Она обязана быть строгой, величественной, солидной, как и ваша компания.

Возможны следующие варианты поздравления:

  • Специально изготовленная открытка с символикой организации, изображением выпускаемой продукции. Правда, это достаточно дорогое удовольствие, и не все компании могут себе позволить подобные траты, хотя эффект того стоит. Представьте, что вы работаете на часовом заводе. И на открытке, которую увидят не только сотрудники, но и их родственники, друзья, знакомые, изображена елка, украшенная часами вашего предприятия. Это заставит работника гордиться своей компанией, а кроме того, станет хорошей рекламной акцией.
  • Готовая открытка с нанесенным на нее логотипом компании.
  • Готовая открытка с оригинальным текстом поздравления.

РЕАЛИСТИЧНЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Теперь несколько слов о тексте. Любое поздравление состоит из трех частей: приветствия, собственно поздравления и пожелания. И если в маленькой организации довольно просто сделать именные поздравления, то в крупной, где на это уйдет гораздо больше времени, можно ограничиться лишь подписью руководителя.

В приветствии следует избегать фамильярности. Самый лучший вариант — персонифицированное обращение по имени и отчеству, начинающееся со слова «уважаемый» («уважаемая»), например «Уважаемый Иван Васильевич!». Если компания велика и технически это осуществить сложно, подойдет фраза «Уважаемый коллега!», тем более что таким способом руководство компании может продемонстрировать равноправие сотрудников разного уровня.

Переходя к поздравлению и пожеланию, следует сказать, что тематика и их стиль зависят от вашей фантазии, но необходимо помнить, что некоторые слова и словосочетания в корпоративном поздравлении лучше не употреблять. Не стоит желать сотрудникам смеха, веселья, спокойствия. Лучше пожелать здоровья, счастья, бодрости, успехов, новых свершений, исполнения желаний, поблагодарить за проделанную работу.

Хорошо вспомнить и о семье работника и пожелать того же самого и его близким. Посредством поздравления компания может донести до сотрудников то, что считает важным, к примеру корпоративные ценности: «Желаем профессионального развития и карьерного роста». Партнерам и клиентам будет вполне уместно пожелать успешности и стабильности бизнеса, профессиональных достижений, да и просто хороших праздников.

Открытку следует доставить сотруднику на рабочее место. Лучше всего, если ее вручит сам директор компании.

В случае поздравления деловых партнеров по почте отправлять открытки необходимо минимум за две, а то и за три недели до праздников. Из-за большой загруженности почты в конце декабря есть вероятность того, что открытка не дойдет в срок. Хороший вариант — воспользоваться услугами курьерских компаний, многие из которых берут на себя не только ее доставку, но еще и полиграфические работы и заполнение конвертов.

Если вы все же не успели отправить поздравление заранее, это можно сделать и позже, ведь в России новогодние праздники длятся долго. Однако стоит избегать ситуации, когда открытка придет в промежутках между праздниками, так она может легко затеряться среди прочих. Лучше всего запоминаются (и действуют) те, которые пришли первыми (с 21 по 24 декабря) или последними (с 10 по 13 января).

Неизвестно, что принесет с собой Новый год. Возможно, ответом на вашу поздравительную открытку будет новый заказ, возобновление когда-то прерванного делового контакта, предложения сотрудников по улучшению деятельности компании или простая человеческая благодарность. Поздравление с праздником, с одной стороны, это приятная мелочь, а с другой — часть программы развития компании, корпоративной культуры и имиджа.