Масяня Ккуваева


Павел ЖИТНЮК

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12«Привет, лохматый!», «Бармен! Кружечку коньяку!» — эти и другие фразочки Масяни прочно вошли в нашу разговорную речь наравне с цитатами из классических советских кинофильмов. Мультсериал, изначально создаваемый петербургским дизайнером Олегом Куваевым для себя и близких друзей, практически в одночасье стал популярным как в России, так и за рубежом.

Сайт http://mult.ru ,на котором возникла Масяня, — продукт личного дизайнерского и предпринимательского творчества Куваева. За исключением небольшой помощи друзей — программиста, написавшего форум для сайта, и звукооператора, «подготовившего» звук для перевода Масяни на видео, Олег все делал сам. И при этом совершенно не прилагал усилий для продвижения проекта.

По мнению абсолютного большинства свидетелей взлета Масяни, http://mult.ru стал популярен благодаря так называемому вирусному маркетингу. Кто-то рассказал другу, кто-то бросил ссылку по Сети… Например, интернет-сообщество «ЕЖЕ» (есть такой закрытый онлайн-клуб, объединяющий около 400 видных российских деятелей Интернета) узнало о Масяне через посредничество своего активиста Максима Кононенко (известного под именем Mr. Parker), отправившего в сентябре прошлого года на лист рассылки «ЕЖЕ» письмо со ссылкой на сайт Куваева и припиской «очень забавно» или что-то в этом роде.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-12Популярность http://mult.ru росла лавинообразно. Ежедневно на сайт заходило столько посетителей, что машина не успевала обрабатывать запросы и сайт периодически зависал, — Куваеву приходилось даже несколько раз менять хостинг-провайдера.

Выход почти каждого ролика воспринимался с восторгом. Во многих офисах стандартным утренним обращением сотрудников друг к другу было: «Видел новую Масяню?» И Олег, первоначально планировавший использовать http://mult.ru для раскрутки своей офлайновой дизайн-студии, оказался вынужден, наоборот, студию приспособить для малолетней «звезды».

Однако развитие проекта нельзя назвать бесконфликтным. Так, один из мультфильмов — «Санкт-Петербург» вызвал, по некоторым свидетельствам, возмущение администрации города на Неве. В нем Масяня подменяет друга в роли экскурсовода. Ее повествование о «красотах» северной столицы пересказывают до сих пор. «Вы увидите своими глазищами восхитительный раздолбанный архитектурный ансамбль… Мы проедем с вами по чудесным проспектам, забитым нищими, алкашами и бездомными. Вы никогда не забудете путешествие по великолепным каналам и рекам среди старых покрышек, презервативов и пустых бутылок… Вы посетите бесценные музеи, охраняемые бабками за зарплату в 100 рублей. Ближе к вечеру мы будем, затаив дыхание, наблюдать очаровательное отражение Петропавловского собора в радужной бензиновой пленке…» (Предложения с крепкими выражениями я опустил — кому интересно, может ознакомиться с оригиналом на
http://mult.ru.)

Историю с конфликтом между властью и Куваевым раздула местная пресса, причем больше всего постарался «”МК” в Питере». Говорили даже, что мультик заказало постпредство президента в Северо-Западном федеральном округе. Олег сам подлил масла в огонь, заявив, что проект хотят прикрыть. Но через некоторое время скандал утих так же неожиданно, как и начался: многие полагают, что историю с противостоянием раскрутила пресса, чтобы поднять собственные тиражи на Масяне. Потому что признание творчества Куваева было всеобщим и безоговорочным.

Известный интернет-журналист Никита Шерман писал: «Виртуальная девушка если и не состоялась как русская идея, то станет ею в самое ближайшее время». На голову Олега обрушилось множество хвалебных отзывов и огромное количество наград, особенно в интернет-конкурсах.

РОМАН С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

Куваев еще в прошлом году отмечал: «Проект устойчиво движется в сторону TV, хотя я сам не любитель этого СМИ». Так и получилось. Правда, долго муссировавшийся союз Масяни с MTV не сложился, однако «Намедни» Леонида Парфенова исправило это досадное недоразумение. И теперь еженедельно новый мульт с Масяней, Хрюнделем и прочими полюбившимися интернет-публике персонажами появляется в эфире НТВ.

И похоже, Масяня уже не будет связана с Интернетом в той степени, в какой это было первоначально. Тем более что виртуальная девушка вышла за рамки интернетовского ролика даже в технологическом плане: мультфильмы благодаря тонкой прорисовке, анимации и удлинившимся сюжетам стали более объемными (последние — 1,5 Мбайт, а не 500—600 Кбайт, как раньше), что отпугивает пользователей, не имеющих выделенных линий. Скачать «полтора метра» по модему — дело небыстрое, для некоторых АТС вообще проблематичное. Так что рядовые юзеры (а их в России большинство) будут привыкать к Масяне на ТВ.

КОММЕРЧЕСКОЕ НАСТОЯЩЕЕ

Кроме того, проект получил широкое коммерческое развитие. У Масяни появился продюсер — Григорий Зорин, создано также ООО «Масяня», наладившее мерчендайзинг (производство футболок, бейсболок и пр. с Масяниным портретом), производство фирменных канцпринадлежностей и ковриков для «мыши». Два крупнейших оператора мобильной связи, МТС и «ВымпелКом», предлагают всем желающим разместить физиономию мультгероини на дисплеях своих телефонов за 90 центов. Наконец, http://mult.ru, некогда домашняя страничка, стала профессиональным интернет-сервером.

Тем не менее Олег Куваев смотрит на коммерческую сторону проекта по-прежнему пессимистически: «Летом футболки выпустили, так еле в ноль вышли. Что это за коммерция? Тетрадки печатали, где Масяня на обложке, но не налажено это пока. По западным понятиям, коммерческая составляющая у нас совершенно не продумана, так как мы первые, кто здесь мультиками занимается, да еще и в Интернете. Есть некая кособокость и проблемы с изначальным позиционированием: мы же не задумывались как коммерческий проект. И не хочу, чтобы он становился сильно ”бизнесовым”, хотя приходится думать не только о творчестве: я же уже не один, нас много, всем зарплату платить надо…»

Но так или иначе, Григорий Зорин объявил целью развития проекта 1,5 млн оборота и 1 млн чистой прибыли к марту 2003 года. Этот результат должен быть обеспечен за счет рейтингов «Намедни» с Масяней, сувенирной продукции, распространяемой ООО «Масяня», и лицензированных дистрибьюторов и вэб-рекламы на сайте http://mult.ru.

Коммерциализация и меньший эпатаж в новых мультфильмах, похоже, отпугнули многих старых почитателей Масяни. На вопрос, не кажется ли Куваеву, что мульты изменились, стали менее интересными, он отвечает: «Конечно, изменились. Теперь втроем делаем. Три разных человека, три индивидуальности. И качество другое на ТВ требуют — появилась анимация, а не как раньше — слайд-шоу. А что по-другому стало? Более художественные стали мультфильмы, менее эпатажные. Меня обвиняют, что Масяню любили за то, что она могла и по матушке послать, а теперь нет. Так надо меняться, нельзя на одном месте оставаться всегда. Еще полгода посмотрели бы мультфильмы в прежнем стиле, и всем бы надоело. Мы изменились, не успев надоесть.»

Дальнейших планов — громадье. Куваев собирается продолжать сотрудничество с НТВ, «благо только начали». А стратегия последующего развития, по его словам, такая: «В любом случае будем меняться раньше, чем надоедим. Еще в планах — сделать другой сериал, может быть даже полнометражный мультфильм. У нас принцип: чего хотим, то и делаем, ни перед кем обязательств нет, разве что кроме НТВ — раз в неделю новый мульт выпускать.»

В последнее время Олега тяжело найти: письма игнорирует, телефонные номера периодически меняет. На вопрос: не мешает ли ему «бремя славы», отвечает, что мешать некогда: «На работе торчу 24 часа в сутки, Маська все время отнимает. На улице периодически узнают, но публика у нас достаточно интеллигентная, не 14-летние поклонницы группы ”Руки вверх”…»

Работа с «телезвездой» отнимает много времени и сил. Некоторые считают, что это усилия в неверном направлении и что оптимальным было бы применить «масянин брэнд» для интернет-рекламы, компьютерных игр с ее участием и других направлений, связанных именно с Сетью. Но какой мы увидим Масяню (или уже не ее, а что-то другое?) через год или два — решать ее «отцу».