Есть ли у бизнеса национальность?


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Что бы там ни говорили, но желание заработать не в почете у россиян. Правда, не ясно, что тому виной: пресловутый менталитет или более 70-ти лет советской власти, на корню давившей все зачатки предпринимательства. Тем не менее факт остается фактом: российский бизнес юн и неопытен в сравнении с западным. Однако за последние годы некоторые отечественные предприниматели сумели достичь заметных успехов и вывести свои компании на достаточно серьезный уровень даже по международным меркам. И сразу же возникает вопрос: что это — феномен русского подхода к бизнесу или, напротив, симптом полной интеграции с западным миром?

Для прояснения ситуации с существованием или отсутствием национальных, в частности русских, черт бизнеса пяти представителям известных отечественных компаний был задан вопрос:

— Что такое, по вашему мнению, бизнес по-русски? Есть ли у отечественного бизнеса особенные, национальные черты?

Максим Мошков, создатель и руководитель первой сетевой библиотеки в России www.lib.ru

— Я считаю, что успех в бизнесе независимо от каких-то национальных черт достижим только в том случае, если человек занимается любимым, по-настоящему интересным ему делом. Причем у нас в России часто именно так и бывает. Бизнес рождается там, где фанатично и в течение долгих лет люди занимались действительно тем, что им важно, тем, что они умеют. Это, конечно же, хорошо. Но здесь нужно отметить и еще один момент: не у всех хватает твердости продолжить начатое, довести до стабильного состояния. Как правило, стоит появиться первым ощутимым доходам, и развитие бизнеса, если говорить о небольших предприятиях и предпринимателях, прекращается. Это и есть, наверное, та самая национальная черта бизнеса.

Сергей Тарасов, глава представительства Sun Microsystems, регион СНГ

— Главная беда российских предпринимателей — упорное нежелание платить вообще за что бы то ни было: услуги, информацию, оборудование. Извечное стремление проскочить на халяву порождает вредные для развития бизнеса процессы: технологическое пиратство, «откаты» и прочие не очень красивые вещи. Нельзя, наверное, говорить, что подобное типично только для России, но то, что здесь это процветает — факт. Пока ситуация не будет переломлена, трудно говорить о цивилизованном развитии, хотя сейчас бизнес в нашей стране развивается очень стремительно.

Александр Иванов, аналитик рынка проекта «Яндекс. Деньги»

— Если говорить о специфике отечественного бизнеса, то его развитию мешает недостаточная распространенность в России современных технологий, в частности технологий расчетов и финансовых взаимоотношений между компаниями. Это главная национальная особенность нашего бизнеса и предпринимательства. Надо стремиться переходить к цивилизованным моделям ведения бизнес-процессов, которые технологически не допускают злоупотреблений, тогда вся фольклорная составляющая с полуграмотными ухарями-бизнесменами отпадет сама собой.

Светлана Борисенок, главный экономист банка «Евразия-Центр»

— Бизнес не может вестись по-русски или не по-русски. Мы интегрируемся в общемировую экономическую систему, где действуют рыночные законы, не зависящие от национальной принадлежности. Говоря проще, нужно принимать те правила игры, которые уже существуют. И чем технологичнее и «строже» сама отрасль, к примеру банковская, тем жестче эти правила. У нас есть, конечно, некая российская специфика, но все равно большинство механизмов работы мы «рисуем» с западных образцов. И чем меньше будет бестолковых желаний «изобрести велосипед», тем лучше для любого бизнеса.

Павел Теплухин, президент Управляющей компании «Тройка Диалог»

— Я, честно говоря, не сталкивался с тем, что называют бизнесом по-русски. Есть общие экономические законы работы на рынке, они одинаковы для всех предпринимателей в любом государстве. Если действовать, соблюдая их, то это и будет правильный, выгодный для бизнесмена путь.