e-Правительство в e-России


Наталия ЕРМОЛАЕВА

По мере осуществления отдельных шагов по реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия» все чаще возникают дискуссии на тему «Нужно ли нам электронное правительство?». Однако профессионалы политических и IT-технологий не учитывают того факта, что, судя по результатам многочисленных опросов, российские граждане не всегда до конца понимают обязанности и степень ответственности настоящего правительства, не говоря уж об электронном — e-Government.

Вообще, англоязычный термин e-Government толкуется намного шире, чем его общепринятый русский перевод «электронное правительство» или даже более правильный, «электронное управление государством», то есть использование в органах государственного управления современных технологий, и в частности интернет-технологий.

E-Government сейчас — это очень лаконичное описание современного подхода к определению роли правительственных органов в жизни государства и общества, получающего все большее распространение на Западе.

Современный подход к государственному управлению основан на том, что государство обладает всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет, расходы, доходы, есть акционеры и одновременно клиенты — граждане, которые заинтересованы, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. И в соответствии с данным подходом государство, подобно крупной корпорации, обязано стремиться удовлетворять интересы прежде всего своих акционеров, а с этой целью — повышать собственную эффективность, точно так же, как корпорация должна повышать капитализацию, меняя модели работы на более технологичные и эффективные.

На Западе использование Интернета органами управления рассматривается сейчас, как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти, вот почему к популярным в Интернете обозначениям «B» и «C», то есть business — бизнес и customer — потребитель, давно использующимся во всяких сочетаниях (B2B, B2C…), теперь прибавилось новое — «G» то есть government — правительство. Сооружение «электронного правительства» заняло в планах политиков и интеграторов прочное место. Многие ожидают, что внедрение информационных технологий в государственное управление позволит все быстро оптимизировать: снизить издержки на содержание государства, ускорить взаимодействие органов государственной власти и друг с другом, и с гражданами-акционерами. Один из самых главных аргументов в пользу «электронного правительства», который приводят его сторонники, — повышение прозрачности власти за счет перехода на новый уровень обратной связи как с гражданами, так и с бизнесом. В то же время другим шум вокруг пресловутой «G» напоминает недавние восторги по поводу электронной коммерции.

По сути же, речь идет о смене парадигмы государственной власти. Специалисты считают, что модель «электронного правительства» естественна и привлекательна для тех стран и культур, где государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура. По мнению тех же специалистов, Россия еще не готова к восприятию такой модели работы правительства.

Если рассматривать государственные органы как управляющие структуры, оказывающие специфические услуги, становится очевидным, что с помощью информационно-коммуникационных технологий они тоже способны повысить эффективность административного управления как во внутренней (бюрократической) среде, так и в регулировании общественных процессов, оптимальнее расходовать бюджетные средства, сократить издержки на содержание государственного аппарата.

У всех государств аналогичные функции, обязанности перед обществом, схожая система государственного управления, а следовательно, общие перспективы создания «электронного правительства» в России такие же, как и в других странах. И проблемы те же. Переход на новые технологии (не имеет значения где: в бизнесе или государственных органах) — это в меньшей степени технический или технологический процесс, в большей — процесс реинжиниринга управленческих процедур, управленческой культуры, требующий изменения менталитета, а иногда и парадигмы деятельности. Люди не всегда готовы переносить свою деятельность в новую среду. Даже бизнес сталкивается с инерционностью сложившейся структуры управления, аппарата, культуры и традиций менеджмента. Поэтому, скорее всего, процесс «электронизации» сферы государственного управления пойдет по пути постепенного освоения новых возможностей, через информатизацию отдельных участков деятельности.

Разным организациям требуются разные средства обеспечения бизнес-процессов. Принципы формирования инфраструктуры электронного бизнеса довольно универсальны и применимы к организациям самых разных направлений бизнеса, в том числе и для правительства.

Такая инфраструктура является достаточно постоянной конструкцией и состоит из:

  • сетевой инфраструктуры;
  • инфраструктуры безопас-ности;
  • серверов приложений;
  • средств управления данными и контентом;
  • средств разработки приложений;
  • аппаратного обеспечения и операционных систем;
  • платформы для сетевого и системного управления.

Важно отметить, что эти компоненты должны быть дополнены операционными процедурами и деятельностью сотрудников, которые инсталлируют, вводят в эксплуатацию и сопровождают системы таким образом, чтобы обеспечивался уровень обслуживания, необходимый для успешной работы «электронного правительства».

Информатизации государственной власти нет альтернативы. И бизнес уже сегодня должен готовиться к взаимодействию с властными структурами на новой основе.