«Творческой личности подвластно многое»


Наталья НЕСТЕРОВА

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10Университет Натальи Нестеровой отметил в 2002 году свое десятилетие. Для России это первое частное высшее учебное заведение – структура принципиально нового формата. В основе его концепции — идеи, разработанные еще в начале ХХ столетия, в период так называемого серебряного века русского образования. В те годы они были реализованы в знаменитом Университете А.А. Шанявского. Ныне же вновь оказались востребованы. На вопросы нашего журнала отвечает основатель университета и его бессменный ректор, академик, профессор Наталья Нестерова.

(Беседу ведет Светлана Уразова, фото предоставлено Университетом Натальи Нестеровой.)

— Наталья Васильевна, в сфере образования ваша бизнес-модель уникальна. Выбрав ее однажды, человек может пройти весь цикл обучения. Что является идеей-доминантой в реализуемой вами методике?

— Создание образовательной среды, в которой творческая личность, независимо от выбора профессии, смогла бы реализоваться. Это главное. Но чтобы стать зрелой личностью, человек должен сначала научиться воспринимать образовательные процессы, овладеть методиками самосовершенствования и самообразования, которыми будет затем пользоваться всю жизнь. Для этого необходим навык, знание истории, культуры человечества. Подготовить специалиста — задача необходимая, но первого уровня. Нечто вроде госстандарта. Университетское образование дает личности возможность развиваться всесторонне.

Оглянитесь вокруг. Сегодня то, что является подлинным искусством: классический балет, опера, симфоническая музыка, серьезная литература, — словом, все, что воспитывает и одухотворяет, практически не востребовано. Причина одна: нет навыка, а следовательно, нет потребности, нет привычки. Чтобы культура стала прибыльной, люди должны научиться ее воспринимать. Тогда они будут готовы платить за истинное искусство деньги.

То же происходит и с образованием. Много ли у нас людей, умеющих правильно планировать свое время, чтобы успевать развиваться духовно, физически? Для этого нужны воля и самодисциплина. В нашем же сознании прочно укоренился стереотип: гораздо проще и приятнее проводить время на дружеских посиделках. Но если с малолетства прививать вкус к образованию, шаг за шагом идти к самосовершенствованию, подобные взгляды будут казаться анахронизмом. Именно поэтому реализация системы непрерывного образования стала для нас основной. А чтобы привлечь внимание потенциальных абитуриентов к университету, мы используем различные маркетинговые ходы. Реклама в метро — один из них.

С самого начала наша бизнес-модель была сфокусирована на человеке разных возрастных категорий. В структуру университета (а основу его составляют множество факультетов, готовящих специалистов для различных сфер деятельности) входят детский сад, начальная и средняя школы, училища, колледжи, центр аспирантской подготовки, центр дополнительного образования. Кроме того, в рамках вуза действуют институт благородных девиц, академии поэтов и философов, живописи, танца, хореографическое училище, лицей благородного воспитания. Согласитесь, выбор немалый. Поскольку все структуры востребованы, можно говорить об их верном позиционировании на рынке. Но главным достижением, на мой взгляд, является та творческая среда, которую нам удалось создать. Сегодня у нас учится около 15 тыс. студентов. Это огромный потенциал. Уверена, что творческой личности подвластно многое, и основная задача университета — помочь человеку реализовать себя.

— Однако нынешнее отношение к образованию слишком прагматично. Как вам удалось преодолеть этот барьер?

— Действительно, большинство людей относится к образованию утилитарно. И мало кто задумывается над значением творчества в жизни, в частности в профессии. А ведь как только человек прекращает творчески развиваться, начинается регресс его личности. У нас, к сожалению, доминирует перевернутая формула бытия. Мы же не живем, чтобы есть, пить, одеваться. Наоборот, исполняем эти функции с одной целью — чтобы жить.

Любая профессия в определенной степени ориентирована на творческое созидание. Взять хотя бы менеджмент, в основе которого — человек с его творческими идеями. Успех организации тоже зависит от человеческого потенциала. Приходя на работу, никто не думает только о деньгах, что принесет тот или иной проект. Скорее размышляют над тем, как реализовать себя в проекте. И любая организация чувствует себя уверенно лишь тогда, когда каждый сотрудник готов без принуждения вносить лепту в ее развитие и удовлетворен работой.

Мы рассматриваем наш университет как учреждение, где все предназначено для студентов — от главного до мелочей. Студент — личность, а не некая гаечка в огромном механизме. На это ориентированы и преподаватели. При таком подходе образовательный процесс идет активнее, более созидательно. Впрочем, это не означает, что студенты университета Натальи Нестеровой ведут себя как-то неадекватно. Напротив, у нас довольно много строгостей и ограничений, но ребята их прекрасно воспринимают и сами способствуют созданию атмосферы, где основным является принцип взаимного уважения. На мой взгляд, многое сводится к продуманности решения организационных вопросов. И этому мы тоже учим молодежь.

— Можете ли вы привести какой-нибудь конкретный пример?

— Возьмем хотя бы такую проблему, как курение. У нас в университете воздух чистый. В свое время мы подошли к решению дилеммы курить или не курить творчески. Некурящему человеку неприятно и, главное, вредно находиться в прокуренном помещении. Но и курящего человека не остановишь. Как снять коллизию, не ущемляя прав ни одной из сторон? И мы организовали специальную «курилку», находящуюся за пределами здания, оборудованную хорошими вытяжками. Там есть автоматы с водой и чипсами, есть доска, которую студенты и преподаватели могут использовать во время обсуждений, дискуссий. Проблема отпала.

Скрупулезный подход мы исповедуем и в организации образовательного процесса. У нас прекрасная библиотека, рекомендуемая даже студентам других вузов. Да и в самом процессе обучения заложен принцип сознательного отношения. Студенты постоянно участвуют в различных конференциях, текущих мероприятиях, организуемых в той или иной профессиональной среде. Таким образом, ребята всегда в курсе событий. Наши выпускники, будь то по окончании школы или университета, прекрасно адаптируются в жизни. Кто-то поступает в другой вуз, если не находит здесь специальности, которая его интересует. А кто-то учится у нас сразу на нескольких факультетах. С удовольствием принимают выпускников университета на работу в крупные, престижные фирмы — и в России, и за рубежом. Диплом нашего вуза котируется в США: Независимый американский экспертный центр признал качество нашего образования.

Успех воспитанников — лучшая для университета характеристика. Обучение у нас платное, абитуриенты поступают без экзаменов, и поэтому важно помочь будущим специалистам стать по-настоящему широко образованными людьми.

— Для частного вуза преподавательский состав — одна из важнейших категорий. Какая политика проводится на этом направлении?

— В ее основе — гибкая стратегия. Часть преподавателей работает в штате, но большинство — на договорной основе. Как правило, это люди известные и занятые, у них есть собственные творческие устремления. Мы с пониманием относимся к тому, что они преподают в других вузах, стараемся не ограничивать их свободу. Хотя многие вузы запрещают подобную практику. Для нас же важнее качество преподавания. Расписание занятий на целый год обычно составляем еще летом.

С особым вниманием мы относимся к необычным творческим проектам наших преподавателей, поддерживаем их. Так, профессор Евгений Акимович Князев, историк, обладающий даром рисовать, лепить, кроме университетских лекций преподавал и в детском саду. Это был неординарный, творческий прием с точки зрения организационных возможностей. Во время его лекций по древней истории малыши одновременно лепили фигурки. Ведь, как известно, моторика пальцев положительно влияет на сознание дошкольников, в работу включаются оба полушария мозга — левое и правое, и материал лучше усваивается.

Во время становления университета мы нередко приглашали преподавателей из Америки, Германии, Франции. У нас мало кто тогда имел серьезное представление о менеджменте и маркетинге. Но Россия быстро продвигается вперед, и теперь наши сотрудники сами преподают за границей. Выезжают за рубеж и студенты — для обучения иностранному языку или на практику. Но в основном выпускники работают в России, и для них важнее знание особенностей национального рынка. Думаю, что при помощи нашего центра аспирантской подготовки, открывшегося всего два года назад, мы сможем подготовить преподавательские кадры новой формации. Кроме научной деятельности, которую ведет центр, это еще одна из его задач.

— Считается, что без финансовых вливаний трудно добиться успеха. Как в этом плане проходило становление вашего вуза?

— Университет возник не сразу. Сначала в 1990 году был образован Коммерческий центр обучения. Он помог нам создать базу для перехода на следующую ступень. По образованию я математик. До 90-х годов долгое время занималась репетиторством, готовила абитуриентов в престижные вузы, что тоже являлось своеобразным менеджментом — приходилось продвигать свою услугу. Это помогло мне органично войти в рынок. Помнится, чтобы набрать первых сотрудников для центра, мне пришлось провести примерно 4 тыс. собеседований. Затем в течение двух лет мы готовились к открытию университета на основе системы непрерывного образования.

Об инвестициях не думали никогда. Мы категорически против чужеродных финансовых потоков — можно попасть в зависимость. Финансовую помощь использовали лишь однажды, в самом начале, когда я взяла под личную ответственность кредит в банке — 100 тыс. руб. Для 90-го года — сумма огромная. Но и тогда мы были уверены, что как только пойдет реклама, появятся обучающиеся. Так и случилось. Кредит вернули быстро, и с тех пор поток людей, у которых есть потребность в знаниях, только увеличивается.

— Можно считать, что этап становления университета завершен. А каковы ваши планы на будущее?

— Думается, будем еще открывать новые факультеты в зависимости от потребностей общества. На запросы рынка мы реагируем довольно быстро. В этом, кстати, отличие частной структуры, не обремененной иерархией. Кроме того, намерены серьезно заняться наукой. Хотелось бы найти новые подходы к образованию. Тысячелетиями принципы обучения фактически не меняются. В этом процессе обычно задействована только логическая сфера мышления человека. В прошлые века доступ к информации был ограничен, и такой подход являлся оптимальным. Теперь времена меняются. С приходом новых технологий объемы информации увеличиваются в геометрической прогрессии. И доступ к ней становится легким и свободным. Чтобы поспевать за подобными процессами, нужно менять технологию образования. Иначе далеко не шагнем. На мой взгляд, третье тысячелетие — эпоха эволюции человека. Без фундаментального образования, без стимулирования творческих процессов в сознании эта эволюция не состоится.