«Государство должно помогать развитию инновационной экономики»


Илья КЛЕБАНОВ

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10Развитие научно-технологического потенциала России является одной из ключевых задач Министерства промышленности, науки и технологий РФ. А инновационная политика, по мнению министра Ильи Клебанова, является основой стабильного роста национальной экономики.

(Беседу ведет Юрий Кузьмин, фото Ивана Куринного.)

— Илья Иосифович, каковы цели политики Правительства в сфере науки и технологий?

— Весной этого года состоялось совместное заседание Совета безопасности, президиума Государственного совета и Совета по науке и высоким технологиям, на котором были утверждены Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Хочу особо подчеркнуть, что подобный документ появился в России впервые. Он разрабатывался Госсоветом, Советом безопасности, Академией наук РФ и ведущими российскими министерствами. 30 марта документ утвержден президентом РФ Владимиром Путиным. В нем зафиксировано девять основных научных направлений и около 50 технологий, определенных как приоритетные, именно на них будет сконцентрирована государственная поддержка научно-технологического сектора экономики.

Согласно принятой концепции, целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход нашей страны к инновационному пути развития — на основе избранных приоритетов. Причем очень важно, что эти приоритеты определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах, так и исходя из современных тенденций развития рынков.

— Каким образом инновации могут повлиять на развитие экономики России?

— Общеизвестным является факт, что в развитых государствах от 80 до 95% прироста ВВП приходится на долю новых знаний, воплощенных в высокотехнологичной продукции и технологиях, в методах организации производства и повышении уровня образования населения, то есть на долю того, что современным языком называется инновационной экономикой. России до этого показателя, к сожалению, еще далеко.

В период формирования основ рыночной системы хозяйствования государственная политика в сфере науки и инноваций была направлена в основном на сохранение научно-технического потенциала страны. Первоначально это являлось действительно важной задачей. В последние два-три года экономическая ситуация изменилась к лучшему. Тем не менее научно-технический потенциал пока используется не очень эффективно. Число предприятий, осуществляющих инновации, увеличивается недостаточно высокими темпами. Из-за низкой динамики этого процесса российская промышленность остается во многом неконкурентоспособной. Я считаю, что необходимо всеми мерами государственного влияния стимулировать увеличение ВВП страны и благосостояния населения на основе роста производства и реализации на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Решение данной задачи требует от нас энергичных мер в области научно-технической политики, формирование которой дает обществу и бизнесу ориентиры на долгосрочную перспективу.

— Какая роль отводится государству в процессе перехода к инновационному пути развития?

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10— Прежде всего хочу напомнить о таком понятии, как «государственная инновационная политика», то есть о составной части социально-экономической политики государства, представляющей собой совокупность целей и инструментов их достижения, в области инновационной деятельности. В этом контексте, на мой взгляд, государство должно помогать развитию инновационной экономики. Я имею в виду, что надо создавать необходимую инфраструктуру и правовую среду, урегулировать вопросы использования результатов интеллектуальной деятельности. Мы также должны способствовать тому, чтобы наши предприятия могли эффективно применять научно-технические достижения для производства коммерческого продукта. При этом государство обязано думать в первую очередь не о получении прямых дивидендов, а о возврате денег в виде налоговых поступлений, о создании новых рабочих мест.

Необходимо особо подчеркнуть, что в инновационном процессе важную роль играют предприятия малого бизнеса. Именно такие предприятия в основном осуществляют начальную стадию перехода от идеи к коммерческому продукту. По этой причине государство должно создать для малого бизнеса льготные условия получения и использования новых технологий, разработанных в том числе за счет федерального бюджета.

— Как государство предполагает реализовывать инновационную политику?

— Проведение государственной инновационной политики является достаточно сложной задачей, и ее решение зависит от согласованных действий всех заинтересованных структур и их политической воли. Если говорить о конкретных шагах в данном направлении, то, как нам видится, необходимо осуществить меры по укреплению и развитию имеющихся структурных звеньев, созданию недостающих элементов национальной инновационной системы и содействовать укреплению связей между ними. Успех государственной инновационной политики возможен только при условии работы этой системы как единого целого.

Важным моментом мне представляется и пропаганда инновационной политики: необходимо информировать общественность о мерах, принимаемых государством для стимулирования инновационной деятельности, перевода экономики России на новый, эффективный путь развития.

— Какая работа в этом направлении уже проделана, в частности Министерством промышленности, науки и технологий РФ?

— Для решения задач по реализации государственной инновационной политики Минпромнауки России в настоящее время разрабатывает комплекс мероприятий, нацеленных как на развитие инновационной инфраструктуры, так и на поддержание приоритетных направлений научно-технологической сферы, создание особой, инновационно-ориентированной среды во всех секторах российской экономики.

Мероприятия инфраструктурного характера позволят организовать и обеспечить функционирование центров трансферта технологий, технопарков, инновационно-технологических центров и инкубаторов, региональных центров инструментального производства, метрологических разработок, быстрого прототипирования и т. п. Эти качественно новые для нашей страны элементы инновационной инфраструктуры призваны стать «очагами роста» инновационной экономики.

Очень интересное и перспективное направление — развитие национальной венчурной индустрии. Так, уже в текущем году будет опубликована Концепция государственной системы стимулирования венчурных инвестиций в России. Для расширения ресурсной базы венчурных фондов готовятся нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков. Будут разработаны и правила совместного участия в венчурных фондах частных инвесторов и государства (за счет средств из бюджетных и внебюджетных источников).

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10В настоящий момент нашим министерством совместно с Российской ассоциацией венчурного инвестирования начато создание системы специализированных центров по венчурному предпринимательству. Они обеспечат информационную поддержку и консультирование, проведение венчурных ярмарок, подготовку специалистов венчурных фондов и персонала инновационных предприятий для совместной деятельности с венчурными инвесторами.

Одним из основных направлений инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения, призванными решать амбициозные задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции. В соответствии с решениями совместного заседания Совбеза, президиума Госсовета и Совета при президенте РФ по науке и высоким технологиям Минпромнауки России организовало и ведет работу по их отбору. Могу добавить, что силами нашего министерства сформирован экспертный совет, в его состав вошли представители крупных предпринимательских структур, ведущие ученые страны и руководящие работники ряда ведомств. На заседаниях этого совета был произведен отбор 11 направлений, по которым готовится проведение конкурсов исполнителей. Работу по отбору и реализации важнейших инновационных проектов Минпромнауки России будет вести на постоянной основе.

Следует подчеркнуть, что роль экономических критериев при отборе таких проектов является определяющей. Финансовая (как, впрочем, и любая другая) поддержка со стороны государства будет осуществляться лишь при условии долевого финансирования со стороны частного капитала. Причем результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в разработке методологии и появлении команд исполнителей, способных далее самостоятельно организовывать и вести подобные проекты.

Не менее важно, чтобы эти проекты опирались на существующую инфраструктуру и создавали мотивацию для выращивания крупных корпоративных структур. Такие структуры в конечном счете должны стать базисом новой экономики России.

— Каковы будут результаты реализации государственной инновационной политики в перспективе?

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10— Прежде всего начнет эффективно функционировать целостная, способная к воспроизводству и саморазвитию национальная инновационная система. Это как раз тот необходимый «мостик», недостающее звено между научно-технической, производственно-технологической сферами экономики и современным рынком, которое позволит создать эффективную систему трансформации результатов научно-технических исследований и разработок в высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, имеющую устойчивый спрос и конкурентоспособную на отечественном и мировом рынках.

Возрастет и приобретет более совершенные формы взаимодействие науки и производства, благодаря чему наука получит дополнительные стимулы для своего развития, а промышленность — новый ресурс для роста производства — инновации.

Другим важным результатом станет повышение инвестиционной привлекательности российской промышленности, что приведет к увеличению объемов вложения в нее финансовых средств. Я надеюсь также, что возрастет приток молодых квалифицированных кадров в сферу исследований и разработок.

Создание и запуск механизмов для использования интеллектуального ресурса современным рынком позволят существенно увеличить сектор национального хозяйства, который сейчас принято называть новой экономикой —экономикой, основанной на знаниях. В структуре ВВП значительно вырастет доля продукции высоких переделов и высококвалифицированных услуг, что позволит нашей стране избавиться от топливно-сырьевой направленности развития экономики.

— Вернет ли Россия свои позиции в качестве одной из научно-промышленных держав мира?

— Нам возвращать нечего, потому что мы были и остаемся по научно-техническому потенциалу одной из ведущих стран мира. После принятия 30 марта президентом Основ политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства в этом направлении. Такого еще не было ни в России современной, ни в Советском Союзе. В этом документе большое внимание уделено финансированию. Надо сказать, что на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом уже увеличено на 33—35% по разным направлениям научно-технической политики.

Вопрос в том, удастся ли нам в короткие сроки «раскрутить» национальную инновационную систему. За претворение в жизнь этой программы отвечает наше министерство. Ведется масштабная работа, связанная с созданием мощной инфраструктуры, призванной изменить в соответствии с современными требованиями цепочку «фундаментальная наука — рынок». Необходимо создавать пилотные проекты, которые связывают всю цепочку. Мы отобрали такие проекты на конкурсной основе и с 2003 года начнем их воплощать в жизнь.