Этот мобильный, мобильный, мобильный мир


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-10За последние несколько лет мир преобразился до неузнаваемости. Многие живут сейчас с полным ощущением существования четвертого измерения — виртуальной реальности. В ближайшее время виртуальное пространство обещает стать еще более осязаемым и доступным благодаря стремительному развитию и постепенному слиянию ведущих телекоммуникационных отраслей: мобильных технологий и Интернета. Такая перспектива открывает широкие возможности для организации и ведения бизнеса в любой области, выхода корпораций на абсолютно новый уровень технологического развития.

Благодаря быстрым темпам развития мобильных телекоммуникаций будущее уже можно потрогать рукой. Сотовые операторы освоили стандарт «два с половиной», к которому относятся сети стандартов GPRS и EDGE. Без значительных дополнительных инвестиций они позволяют нарастить существующие сотовые сети, в результате чего становится возможной передача данных с более высокими скоростями (до 171 и 384 кбит/с). Особенность этих сетей в том, что в них тарифицируется не время нахождения на связи, а объем переданного трафика. Таким образом, мобильное устройство находится на связи практически постоянно. Это дает множество новых вариантов работы с различными приложениями, выхода в Интернет и использования целого ряда своеобразных услуг (передача мультимедиа-сообщений, загрузка mp3-музыки на мобильный телефон, участие в сетевых играх).

Более серьезные перспективы открывают сети третьего поколения сотовой связи (3G), первая из которых уже запущена в Японии. Теоретически скорость передачи данных в подобных сетях очень высока — 2 Мбит/с, что позволяет передавать между мобильными терминалами полноценную потоковую видеоинформацию. Таким образом, человечество необратимо движется к мобильной видеотелефонии.

Многие руководители прекрасно осознают, что сотовые сети и мобильные устройства лишь один из способов донесения до человека услуг, доступных в любое время и в любом месте. Но уже сейчас, а тем более в недалеком будущем, с помощью мобильных устройств могут быть реализованы мобильные сервисы, позволяющие компаниям значительно повысить эффективность управления.

Наибольший интерес для корпораций, безусловно, представляет мобильный интранет/экстранет-доступ. В его состав входят преимущественно корпоративные услуги. Реализация этого сервиса означает, что работники будут постоянно подключены к информационной системе предприятия, где бы они ни находились. Они получат доступ к корпоративной электронной почте и смогут выполнять работу дистанционно.

Уже сегодня перечень подобных услуг включает: доступ к корпоративной информационной системе, корпоративную электронную почту, органайзеры, систему планирования (планировщики) задач, системы управления документами, обучение и консультации, поддержку взаимоотношений с клиентами, вертикальные корпоративные приложения.

Отрасль мобильных услуг предоставляет массу возможностей как для небольших молодых компаний, так и для крупных фирм. Интересные перспективы открываются перед существующими интернет-компаниями. Главная особенность мобильной индустрии — относительная простота получения платежей от конечных абонентов — существенно отличает эту отрасль от традиционного Интернета, где для коммерческих организаций одним из основных является вопрос взимания денег за предоставляемые услуги.

Оказывая через мобильного оператора и Интернет услуги конечным потребителям, порталы могут набрать очень серьезный вес в индустрии. Именно пакет услуг, предоставляемых порталом, будет определять выбор абонентом оператора сотовой связи.

Уже сейчас интернет-бизнес, учитывая технологические новинки, движется в сторону мобильных порталов. Мобильный портал — это совокупность услуг и информационных ресурсов, доступ к которым может осуществляться через мобильный терминал. Услуги эффективного портала такого рода, как правило, настроены и подобраны индивидуально под каждого абонента, что и является одним из главных преимуществ.

В российской отрасли мобильных услуг появляется все больше игроков, стремящихся реализовать новые возможности, — это портал «БиОнЛайн» (www.beeonline.ru), оказывающий услуги в сети «Би-Лайн GSM», компания «Инфон» (www.infon.ru), лидирующая на рынке доставки логотипов и мелодий абонентам мобильных сетей, Mobico (www.mobico.ru), разрабатывающая решения для мобильного офиса, «Солво Интернейшнл», оказывающая справочные голосовые услуги на базе сетей мобильных операторов, портал Be Free! (www.befree.ru), нацеленный на рынок развлечений. Каждая из этих компаний понимает перспективность формирующейся отрасли. И многие участники рынка, опоздав к началу стремительного роста индустрии электронной коммерции, хотят включиться в раздел перспективного сегмента.

В 2002 году, когда лидирующие операторы приступят к коммерческой эксплуатации своих GPRS-сетей и реализуют технологии SIM-Media (возможность программировать отдельные приложения прямо на sim-карту), должны появиться новые мобильные и интернет-услуги. Таким образом, отрасль вновь преобразится. Вполне вероятно, что уже через несколько месяцев одной из основных услуг станет обмен различной формы сообщениями, содержащими мультимедийную информацию: мультимедиа-открытками, видеоклипами, фотографиями, сообщениями, включающими музыку, голос, видео и текст. Это означает, что и малому, и большому бизнесу вновь придется перестраиваться под возможности новых технологий, пока мир наконец не станет мобильным окончательно и бесповоротно.