Борьба за «Последнюю милю»


Наталия ЕРМОЛАЕВА

Термин «последняя миля» для многих телекоммуникационных компаний звучит как приговор. Не всем удается прорваться через пучок проблем этой части технологической цепи, находящейся между оборудованием оператора связи и абонентом. Именно «последняя миля» остается узким местом, ограничивающим предоставление широкополосных телекоммуникационных услуг. По оценкам специалистов, затраты на ее обустройство значительно выше затрат на построение магистральной сети.

Существует несколько технологических решений извечной проблемы «последней мили» — проблемы предоставления широкополосного доступа конечным абонентам. Современные узкополосные телекоммуникационные сети доступа, которыми вынуждены пользоваться большинство операторов связи, характеризуются такими свойствами, как низкая скорость передачи, длительное время установления соединения, неравномерный трафик с задержками, что в совокупности определяется потребителями как ненадлежащее качество услуг. Это снижает позитивные впечатления, которые заказчик мог бы получать от использования услуг связи телекоммуникационного оператора.

Преимуществом широкополосной сети по сравнению с коммутируемым доступом является высокая скорость (10—100 Мбит/с), отличное качество передачи информации и отсутствие обрывов связи. Передача данных осуществляется по отдельному кабелю, поэтому в телефонной линии нет необходимости.

Сегодня телекоммуникационные компании вынуждены проводить массовое развертывание широкополосных сетей, чтобы не потерять многолетнее доверие клиентов и не лишиться имиджа отрасли, идущей на один шаг впереди времени. Ключевым моментом деятельности традиционных операторов является ранее недооцененная технология пассивных оптических сетей (Passive Optical Networking, или PON).

Данная технология предлагает решение проблемы «последней мили», то есть как довести широкополосную технологию центральной и периферийной частей сети до самого дома или предприятия конечного пользователя. Индивидуальные пользователи обычно получают доступ к сети по коммутируемым каналам. Используемый на многих предприятиях выделенный доступ, несмотря на имеющиеся внутренние локальные сети Local Network на 10 или 100 Мбит/с, как правило, тоже ограничивается в лучшем случае низкими скоростями внешних линий. И поэтому применение оптического кабеля выглядит вполне логичным.

Суть технологии PON заключается в том, что между центральным узлом и удаленными абонентскими узлами создается полностью пассивная оптическая сеть, имеющая топологию дерева. В промежуточных узлах такого дерева размещаются пассивные оптические разветвители (сплиттеры) — компактные устройства, не требующие питания и обслуживания.

Технология PON является пассивной лишь в том смысле, что внешняя кабельная система не содержит специальных электронных устройств, нуждающихся в электропитании или обслуживании, и не предусматривает применение выпрямителей, батарей, внешних мультиплексоров, монтажных шкафов, а также не вызывает проблем с «правом прохода». Вся «активность» сосредоточена на телефонном узле и в помещении клиента.

Не будучи панацеей, новая технология, тем не менее, обладает многими положительными качествами. Сети PON вплотную приближают оптические выносы к потребителям, многие из которых не имеют прямого доступа к оптике, но находятся на достаточно близком расстоянии от какой-либо оптической линии (что пока типично, к сожалению, только для Москвы и крупных городов). Эта технология дает возможность использовать для соединения сети клиента с магистралью PON короткие каналы (волоконно-оптические или DSL — цифровых широкополосных сетей). Распределение ресурсов при применении PON также упрощается. Кроме того, сети PON очень экономичны, особенно если сравнивать затраты на их создание с дорогостоящей модернизацией каналов SONET/SDH, которая может длиться неделями и даже месяцами.

Сети PON значительно изменяют баланс сил на телекоммуникационном рынке, предлагая прагматичную модель работы. В случае их применения оператор может быть в большей степени уверен в компенсации финансовых затрат, прокладывая оптическое волокно от телефонного узла до района с группой потенциальных клиентов — предприятий или индивидуальных пользователей.

Два из основных производителей оборудования для PON — компании Alcatel (работающая совместно с SBC) и Marconi (сотрудничающая с Verizon) отмечают, что для новых операторов стоимость прокладки оптических волокон приблизительно та же, что и в случае использования медного кабеля (применительно для DSL), но оптические технологии обеспечивают большую пропускную способность и создают меньше трудностей в управлении.

Ситуация на сегодня складывается таким образом, что технологии DSL и PON дополняют друг друга. Расширение оптических сетей, их приближение к клиенту означает, что каналы DSL могут прокладываться теперь от клиента до точки разветвления (а не до телефонного узла), что в значительной степени снимает ограничения на протяженность линий DSL. В то же время возможность отвода линии DSL от оптической сети PON подразумевает, что операторам не нужно вести оптический кабель непосредственно до пользователей.

Однако эксперты подчеркивают, что при огромном спросе на широкополосные линии DSL является лишь временным решением проблемы доступа, до тех пор пока оптический кабель не будет прокладываться непосредственно до клиента. Так как для высокоскоростной передачи данных оптический кабель по своей природе лучше медного, многие специалисты сходятся во мнении, что дни DSL для организации абонентских линий уже сочтены. Тем не менее последний день может наступить не скоро: обширные планы операторов сетей по применению DSL говорят о том, что до этого момента пройдет как минимум пять лет.

Таким образом, технология PON представляет особый интерес в плане расширения сферы применения цифровых широкополосных сетей. Уже сегодня оборудование, которое продается на российском рынке (например, компанией Terawave), в одном сегменте сети PON охватывает до 32 абонентских узлов в радиусе до 20 км. Все абонентские узлы являются терминальными, то есть отключение или выход из строя одного из них никак не влияет на работу остальных. Каждый абонентский узел рассчитан на обычный жилой дом или офисное здание и может охватывать сотни абонентов. Это означает, что у операторов связи и их клиентов есть реальный шанс перешагнуть через «последнюю милю» и воспользоваться всеми преимуществами цифровых сетей.