«Провинция — душа России»

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-09Элеонора ШЕРЕМЕТЬЕВА

Углич — обычный малый город в Ярославской области. И в то же время — необычный: это одна из самых привлекательных для инвесторов территорий в России.

Мэр Углича Элеонора Шереметьева — обычный руководитель небольшого российского города, пришедший на этот пост с должности начальника горздравотдела. И в то же время — необычный. Потому что сумела превратить Углич в лабораторию новых идей в сфере экономики и муниципального управления.

(Беседу ведет Борис Егоров, фото Марии Чижовой и из фотоархива мэрии Углича.)

«И ФИЗИЧЕСКИЕ, И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ДАВНО УЖЕ НЕ НАДЕЮТСЯ НА МИЛИЦИЮ»

— Элеонора Михайловна, ваше имя часто упоминают в самых высоких властных кругах, когда речь идет о проблемах малых городов России. Какие наиболее актуальные проблемы провинции вы, как мэр города и президент Ассоциации малых и средних городов России, могли бы выделить?

— На первое место я бы поставила вопросы обеспечения безопасности граждан, здоровья нации и жилищную проблему.

Проблема безопасности граждан в России является следствием ослабления роли правоохранительных органов. И физические, и юридические лица давно уже не надеются на милицию и обращаются за помощью к частным охранным структурам, легальным и нелегальным. Это стало типичным явлением для России, а в провинции воспринимается наиболее остро. В то же время недостаток рабочих мест, низкий уровень зарплаты, невозможность самореализации, особенно мужского населения, способствуют ухудшению криминогенной ситуации в малых городах.

Необходимы продуманная политика подбора кадров для правоохранительных органов, формирование достойной и сильной структуры безопасности граждан, которая вытеснит бандитские «крыши», вернет доверие населения к милиции и местной власти. Ведь в малых городах муниципалитет и силовые организации воспринимаются населением как единое целое, и гражданам неважно, что руководители правоохранительных служб не назначаются мэром города, — спрос все равно с него.

Нельзя власти, в том числе и местной, пребывать в благодушном состоянии, необходимо прогнозировать ситуацию в обществе на предмет возможных нарушений общественного порядка, актов гражданского неповиновения, активизации экстремистских групп, этнических конфликтов, террористических актов и т. д.

На мой взгляд, выход из положения — создание муниципальных охранных предприятий.

— А какого вы мнения о том, как в нашем государстве обстоят дела со здравоохранением?

— Не менее остро, чем проблема безопасности, стоит проблема сохранения здоровья нации. Россия сильна не только природными ресурсами, но и людьми, и разрушать образование и здравоохранение — значит разрушать государство. Как известно, демографическая ситуация сегодня такова, что смертность почти в три раза превышает рождаемость.

Маргарет Тэтчер однажды высказала мысль, что население в России в обозримом будущем не превысит 70 млн человек. Менделеев же считал: чтобы обработать природные ресурсы России, нужно не менее 300 млн.

Проблему здоровья россиян я рассматриваю как фактор национальной безопасности, и поводов для беспокойства здесь более чем достаточно. Политики, журналисты, ученые отмечают, что угроза депопуляции страны действительно серьезна. Доклад ООН о развитии человеческого потенциала в РФ за 2001 год подтверждает данные опасения, выраженные Владимиром Путиным еще в первом президентском послании.

Трудная демографическая ситуация является следствием негативных процессов, происходящих в обществе: резкая дифференциация населения по степени доступности медицинских услуг, вынужденный отказ многих категорий граждан от лечебно-профилактической помощи и как результат — резкое ухудшение состояния здоровья россиян.

Без государственной политики, направленной на сохранение России как мощного государства, без продуманной демографической концепции трудно говорить о развитии страны в целом. На государственном уровне должна быть принята программа материнства и детства. Требуется выработать меры, стимулирующие рождаемость, обеспечивающие социальную защиту и помощь семьям. Однако прежде всего увеличению численности населения способствуют качество жизни и стабильность общества.

Здоровье — понятие не только физическое, но и социальное. Характерный для пореформенных лет конфликт переоценки ценностей стал для многих россиян психологической катастрофой. Переход от коллективизма к индивидуализму слишком труден для России и займет еще немало времени. На фоне затянувшегося кризиса происходит рост национального самосознания, но при этом есть опасность перерастания русской идеи в национально-шовинистическую. Отсутствие национальной идеи считаю крайне опасным фактором для общества — идеологический вакуум в конце концов может быть кем-то использован в своих целях.

Вместе с тем каждую молодую семью волнуют житейские проблемы, и среди них вопрос номер один — жилищный. Характерная для Америки идеология — «имей свой дом» возникла в нашей стране в кризисный период как внутренняя потребность поколения. Мы катастрофически опаздываем с решением данной проблемы. Весь мир уже давно практикует кредитование молодежи, благодаря чему лучшие годы жизни — годы становления семьи не оборачиваются тяжким испытанием в тесноте и обиде, как у нас.

Острые проблемы трудоустройства начинающих специалистов, низкая заработная плата, отсутствие жилья, вечная проблема отцов и детей, особенно обострившаяся в кризисный период, — это та гремучая смесь, которая порождает не просто недоверие к власти среди молодых, но и агрессию. Хотя в целом молодежь воспринимает идеи переустройства общества, ориентированные на свободомыслие, частную собственность, рыночную экономику, как объективную необходимость. Для России, и для провинции в особенности, сейчас очень важно вырастить российского гражданина. Чувство собственного достоинства, национального самосознания и внутренней свободы наконец-то должны стать нормой жизни. Хочется верить, что так и будет.

По уровню обеспеченности жильем Россия значительно уступает всем развитым странам. Норма жилищной обеспеченности в городах и сельских населенных пунктах все еще составляет 18 кв. м на одного человека. Если же говорить о малых городах и населенных пунктах, то здесь муниципальное строительство и вовсе прекратилось, а в результате увеличившееся число малообеспеченных граждан не может улучшить свои жилищные условия. Программы расселения из ветхого жилого фонда не подкреплены финансированием: цены на жилье столь запредельны, что для бюджетов малых городов они непосильны, и здесь также необходима помощь государства.

Названные мною проблемы, наиболее актуальные в настоящее время, впрочем, как и многие другие, связаны с проблемами функционирования местного самоуправления в России.

«В РЯДЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИ ОТСУТСТВУЕТ»Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-09

— Как же вы оцениваете состояние местного самоуправления в нашей стране?

— В своем выступлении на Гражданском форуме в Москве в ноябре 2001 года я говорила, что местное самоуправление являет собой неотъемлемую часть гражданского общества России и призвано эффективно решать вопросы местного значения. Как и само гражданское общество, в нашей стране оно находится на начальном этапе развития. К сожалению, в ряде муниципальных образований местное самоуправление фактически отсутствует. Причина тому — несовершенство законодательства и в первую очередь несбалансированность доходной базы и расходных полномочий местных бюджетов. А также, что особенно важно, — изолированность органов местного самоуправления от местных сообществ граждан и низкая самоорганизация населения.

Необходима разработка и реализация федеральной программы поддержки местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, направленной на подготовку не только квалифицированных муниципальных служащих, но и представителей общественных организаций по месту жительства. Причем отбор программ ее исполнения должен осуществляться только на конкурсной основе.

Актуальна организация в Государственной думе общественной экспертизы федерального законодательства, касающегося вопросов местного самоуправления. А в федеральных округах — общественной экспертизы регионального законодательства, уставов и других нормативных актов муниципальных образований на предмет их соответствия Европейской хартии местного самоуправления, другим документам и прежде всего Конституции Российской Федерации.

Для того чтобы процесс формирования гражданского общества не продолжался сотни лет, как это было на Западе, чтобы Россия прошла такой путь быстрее, необходимо отработать методологию создания условий для развития гражданского общества именно в нашей стране.

Еще в январе 2001 года на слушаниях в Думе я говорила, что очень важно формирование образа власти. Необходимо выводить наших людей из того глухого противостояния, неуважения к любой власти, которое заложено чуть ли не на генетическом уровне. Не нужно обелять, лакировать власть — надо просто стараться отражать истину.

И в этом плане вопрос работы со средствами массовой информации приобретает особое значение, поскольку формирование нового менталитета российского народа идет в основном через СМИ. Ассоциация малых и средних городов России создала муниципальный пресс-клуб «Российская провинция». Теперь у нас появилась возможность рассказать о том, как живут малые города, сельские населенные пункты.

Мы в Угличе давно уже проводим встречи с населением в каждом микрорайоне. Кроме того, проходят общественные слушания — не просто депутатские, а слушания с приглашением общественности, с предварительной экспертной оценкой принимаемых правовых актов и управленческих решений. На них рассматриваются и актуальные вопросы: жилищно-коммунальной политики, тарифов и т. д. Это позволяет ставить заслон произволу монополистов: газовиков, энергетиков и других коммунальных служб.Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-09

У нас работает совет общественности: в него входят ветераны, молодежь, представители различных организаций и партий, на его заседаниях также рассматриваются жизненно важные вопросы. Мы организовали общественную приемную, где ведут прием мэр города, его заместители, депутаты, представители местных сообществ. Словом, в Угличе есть конкретный опыт взаимодействия местной власти, населения и местных сообществ.

В июне 2001 года в Москве прошел Конгресс муниципальных образований — мы отметили десятилетие местного самоуправления в России. Но, работая на Гражданском форуме в ноябре 2001 года, я поняла, что проблемы, стоящие перед нами, намного шире. Если мы не сформируем действительно гражданское общество, то местного самоуправления не будет — ни в качестве института власти, ни в качестве формы жизни. Самый важный показатель демократичности в любой стране — развитое местное самоуправление.

Президент РФ Владимир Путин постоянно говорит об усилении государственности в России. Сильное государство и развитые демократические институты, гражданское общество — сложное сочетание. Но единственная возможность цивилизованного развития России.

— Как вы оцениваете изменения законодательства, предлагаемые рабочей группой под руководством заместителя руководителя Администрации президента России Дмитрия Козака?

— Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» более семи лет, и, естественно, сегодня требуется его инвентаризация, проведение серьезного анализа. Переработка закона проходит на уровне Администрации президента, с участием губернаторов, Конгресса муниципальных образований (в лице его руководителя Олега Николаевича Сысуева), и это позволяет надеяться, что наболевшие проблемы будут учтены и найдут отражение в новой редакции.

Рабочей группой проделана колоссальная работа, рассмотрены все несоответствия законодательства о местном самоуправлении с другими законами и нормативными актами, причем таких несоответствий оказалось более 700. В поправках к закону главный акцент сделан на основы местного самоуправления, планируется определить типы муниципальных образований, четко обозначить полномочия трех уровней власти: федеральной, областной и местной и что очень важно — доходные источники муниципальных образований и расходные полномочия.

В проекте поправок усиливается роль населения как главного фактора местного самоуправления, определяются формы участия граждан в решении местных проблем.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-09— Со всем ли вы согласны? Есть ли у вас свое видение этих проблем?

— Со многими поправками я согласна и была одним из их инициаторов. Предвижу большие трудности в осуществлении типологизации муниципальных образований. Перекраивание территорий, сложившихся за семь лет, — задача не из легких, но решать ее все равно надо, хотя, конечно, лучше поэтапно.

С чем я не согласна, так это с тем, что представительный орган нанимает по контракту муниципального управляющего. Возникает некая двойственность в управлении. Предполагается, что глава местного самоуправления на переходный период (три года) будет отсутствовать. Да, необходимо усиление роли представительного органа власти на местах. Это очевидно, и его должен возглавлять сильный лидер на постоянной основе. Но вместе с тем должен быть и сильный мэр как лицо, которое отвечает за исполнительно-распорядительную деятельность местной власти. Всенародно избранный мэр — сильный мэр, а на местах сильные главы муниципальных образований — объективная необходимость. Ведь на место слабого мэра может прийти криминал, и это вполне реальная угроза.

«В МАЛЫХ ГОРОДАХ ПРОЖИВАЕТ БОЛЕЕ 50% НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ»

— Как бы вы охарактеризовали термин «малые города»? Не кроется ли в нем уже некое ограничение масштаба проблем — «малые» проблемы малых городов?

— В малых городах проживает более 50% населения страны, к ним относятся города с населением менее 200 тыс. А проблемы в малых городах, напротив, самые большие, потому что и в советское время, и сейчас финансирование их осуществляется по остаточному принципу.

Центр зачастую видит провинцию через «московские очки»: губернские города еще различимы, а малые уже недифференцированная масса. Михаил Ульянов заметил, что у нас две страны — Москва и Россия. Качество жизни малых городов можно рассматривать как некую дискриминацию по сравнению с губернскими городами и столицей. Низкий уровень зарплат, социальных и сервисных услуг, дефицит культурно-досуговых учреждений — очевидные минусы малого города.

Я родилась и выросла в Угличе, и с юношеских лет меня волнует такая социальная несправедливость. Все, что могла в то время, — написать статью в «Комсомольскую правду» на данную тему. Сейчас, когда работаю мэром, знаю эту проблему досконально и имею возможность реально влиять на ситуацию. Именно потому я горячо поддержала инициативу создания Ассоциации малых и средних городов России, которая является общественной организацией и входит в Конгресс муниципальных образований. Ассоциация старается донести проблемы наших территорий до Администрации президента, Правительства РФ, Совета Федерации, Госдумы. Через Конгресс муниципальных образований как общенациональную структуру мы стремимся не только укрепить позиции местного самоуправления, но и сделать все возможное, чтобы развить его как институт публичной власти, конституционную основу государственного устройства. Я уверена, что удастся реализовать наши идеи и выстроить такую модель местного самоуправления, которая будет адаптирована к сегодняшним условиям.

Самое важное — поднять достоинство провинции, тогда и жизнь людей станет достойной. А сама провинция отличается от столицы одухотворенностью. Москва — это сердце России, а вот душа России — провинция.

— Есть мнение, что в малых городах лучше видны общие проблемы государства. Так ли это на самом деле?

— Да, действительно. Неразвитая социальная инфраструктура, недостаточное финансирование приводят к тому, что в малых городах острее проявляются проблемы, характерные для страны в целом. Я не устаю повторять: «Углич — капелька России». Как в капле воды, в малом городе отражаются все проблемы страны. Поэтому, когда говорю о проблемах своего города на федеральном уровне, я обозначаю общероссийские проблемы. Причем сельское хозяйство, например, можно рассматривать только на уровне малых городов, которые являются центрами производства и переработки сельхозпродукции.

— Считаете ли вы продуманной государственную политику по развитию малых и средних городов? Наступил ли перелом в отношениях центра и провинции? Какие шаги со стороны власти могли бы содействовать решению многочисленных проблем на местах?

— Серьезной проблемой остается исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществление решений, принятых органами государственной власти. По закону «О финансовых основах местного самоуправления» мы должны в этих случаях получать компенсацию возникающих дополнительных расходов. Но это не выполняется. Есть два варианта решения проблемы: полное освобождение органов местного самоуправления и местных бюджетов от выполнения несвойственных им функций либо передача этих функций на места, подкрепленная финансированием. Считаю, что второе решение позволит наиболее полно проводить работу с населением на местах.

Наступил ли перелом в отношениях центра и провинции? В это хочется верить. Во всяком случае, бюджетное послание президента, в котором уделено значительное место проблемам местного самоуправления, вселило оптимизм. У меня, муниципала, стоявшего у истоков современного этапа местного самоуправления, сегодня вызывает удовлетворение повышенное внимание к местной власти российского президента.

Строить сильное государство — это не значит жестко администрировать, прежде всего это значит формировать правовое поле. За последнее время значительно возрос международный имидж России, но и он не поможет, когда малые города рушатся на глазах и теряют свое лицо. Бывшие градообразующие предприятия потеряли былой потенциал и не обеспечивают финансового благополучия городов, с трудом реанимируются заводы, на селе еще больше проблем.

Отдельный вопрос — отношение к памятникам культа. Взаимодействие с духовенством — очень тонкая материя, и я думаю, эта проблема возникает во многих исторических городах. Здесь нужен особый подход, он заключается в совместном использовании памятников.

Также меня волнует ситуация, сложившаяся с архивами. Наши современники получили возможность самостоятельно изучать историю России, иметь свое мнение по всем спорным вопросам общественного развития, делать собственные выводы и заключения. И вопрос архивов сейчас встает очень серьезно, потому что интерес к ним колоссальный, особенно в исторических городах. Достаточно сказать, что в нашем историческом архиве более 170 тыс. дел. В нем ежегодно проходят конференции, в которых принимают участие специалисты из Питера и Москвы. Но архивы должны открыться и для широкой публики, а для этого им требуется финансовая помощь, чтобы они смогли создать соответствующие залы и условия хранения.

У государства пока до этого не дошли руки, но ведь пропадает, безвозвратно уходит то, что никогда уже не будет восполнено. Архивы — конкретная история конкретных малых городов, и ее надо сохранить как культурное достояние.

— Одной из самых острых проблем малых городов является формирование местного бюджета. Опираясь на свой богатый опыт, какие пути решения многочисленных социальных проблем: выплаты зарплат, пенсий, пособий — вы видите?

— Формирование местных бюджетов является наиболее актуальным вопросом, поскольку существует множество проблем, с которыми нам приходится сталкиваться в ходе этого процесса. Самой главной из них остается отсутствие четкого механизма разграничения полномочий трех уровней власти, которые я называла, трех уровней ответственности и трех уровней бюджета.

Не менее важна проблема отсутствия четкого разделения прав по использованию имущества и природных ресурсов. Сегодня действуют законы «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления», Бюджетный кодекс РФ и ряд других, но они не исчерпывают проблемы, возникающие при самостоятельном решении задач органами местного самоуправления.

Законодательно закрепленные за местными бюджетами доходные источники лишь на 50% покрывают расходы минимальных бюджетов, исчисленные по нормативам минимальной бюджетной обеспеченности Ярославской области. Но мы хотим, умеем и можем зарабатывать самостоятельно. Я никогда не была сторонницей того, чтобы «кормиться с руки» области. С первых дней своей работы в должности мэра я поставила перед командой главную задачу: наполнить городскую казну.

Одним из путей решения социальных проблем в Угличе стало создание территории льготного налогообложения. Я считаю, что государство далеко не в полной мере осознало, что нужно расширять налоговые и бюджетные права на местах. Мы готовы заниматься лицензированием отдельных видов деятельности, государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, можем в полной мере влиять на процессы использования природных ресурсов с тем, чтобы доходы поступали в местные бюджеты.

В настоящее время выдачу лицензий почти на все виды деятельности осуществляют региональные органы, и доходы от их деятельности тоже поступают в бюджет региона. Остро назрела необходимость передачи прав в земельной сфере, многих прав собственности и использования природных ресурсов на места.

«УГЛИЧ — ГОРОД С 1065-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ»

— Углич — старинный русский город, одна из жемчужин Золотого кольца России. Однако статус туристического города у нас пока не приносит достатка и благоденствия. Как вам удалось добиться значительных экономических результатов в подобных условиях? Является ли для Углича туризм одной из основных статей бюджета? На каком уровне, на ваш взгляд, находится сейчас развитие туристического бизнеса в России?

— Углич — город с 1065-летней историей, в котором с убийством царевича Димитрия закончилась династия Рюриковичей. Город выгодно расположен географически: два с половиной часа от Москвы по хорошей автомобильной дороге и, кроме того, прямое железнодорожное сообщение.Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-09

Углич — первая остановка на Волге туристических теплоходов из Москвы. Поэтому круглый год у нас много туристов, летом на пристани выстраивается до десятка теплоходов, в основном с иностранцами. Но они приносят в городской бюджет мало денег, так как это транзитный туризм.

В Угличе существует «тропа туристов», на которой идет бойкая торговля сувенирами. Налоговые платежи, местовые сборы идут напрямую в муниципальный бюджет. Проект «Ярмарка каждый день» — источник заработка для сотен угличан. Товарооборот в городе ежегодно растет.

Конечно, чтобы туризм приносил ощутимую прибыль, нужны хорошие гостиницы. Их отсутствие — основная проблема туристического бизнеса всех малых городов России. В 2003—2004 годах на основе договора о сотрудничестве Москвы и Ярославской области при поддержке Юрия Лужкова в Угличе будет построена гостиница «Москва».

С 1996 года мы стали создавать индустрию отдыха как отрасль экономики, производить туристический продукт, продавать его и получать прибыль. Международная академия туризма разработала для Углича Программу развития туризма. Эта программа — шаг к европейским стандартам в туристической отрасли. К ее реализации мы подключили две гильдии предпринимателей малого и среднего бизнеса, и я уверена, что именно на базе данной программы малый и средний бизнес будут подниматься.

В моем представлении, статус туристического могут иметь далеко не все города. На федеральном уровне должно быть разработано положение о туристическом городе, которое бы включало в себя перечень конкретных требований, необходимых для принятия и размещения гостей.

В Угличе успешно работают четыре крупные турфирмы. Помимо обычных туров по городу они предлагают и нетрадиционные виды отдыха, такие, как сельский туризм, экологический, фестивальный, зимний, паломнический. Уже несколько лет мы развиваем событийный туризм. Это День царевича Димитрия в мае, он празднуется десять дней и называется «Благостина». Проходит также декада под лозунгом «Миру детства — любовь и милосердие». В ее программе — религиозные мероприятия, знакомство с русской историей, возрождение православных традиций, фестивали и конкурсы детского творчества, выступления фольклорных ансамблей. Во время декады идет сбор средств в благотворительный фонд, на эти деньги приобретаются инвалидные коляски, слуховые аппараты для больных детей. Летом проводится детский образовательный фестиваль «Киноежик», в течение десяти дней известные артисты России и кинопедагоги, приглашенные организаторами, привлекают массу туристов.

Но к сожалению, Углич, как и многие другие города, слабо использует специфику России — зимний туризм. А ведь зимняя сказка Руси — это то, что наиболее привлекательно для иностранных и российских туристов: с катанием на тройках и на лыжах, с русскими банями и рыбалкой, с кострами и хороводами вокруг них. Такое времяпрепровождение приводит в восторг наших гостей из городов-побратимов. Все виды отдыха взаимодополняемы и совмещают познавательный туризм с активным отдыхом. Развивая туризм и «эксплуатируя» богатство истории своего города, можно постепенно добиться финансовой самодостаточности.

— Что давал городу статус территории льготного налогообложения? Каких конкретных финансовых показателей удалось достичь, используя это преимущество?

— Когда Углич создавал территорию льготного налогообложения (ТЛН), о которой много писалось в газетах, то у меня, как у мэра, была идея образования малого Золотого кольца — Ростов — Тутаев — Углич — Переславль. Важно было «раскрутить» вопрос льготного налогообложения хотя бы для этих городов, а затем данный опыт можно экстраполировать уже на Золотое кольцо России, пусть и «точечным» образом, постепенно вовлекая другие малые города.

Если хотя бы 20 малых исторических городов России будут иметь льготный налоговый режим, у них появится инвестиционная привлекательность качественно нового характера, а значит, придут инвесторы, которым выгодно строить гостиницы, торговые комплексы, предприятия и т. д. В результате «серая» экономика этих предприятий со временем станет «белой», а малые города расцветут с помощью их вложений.

Сейчас налоговое законодательство изменилось, и ТЛН в Угличе больше нет. Поэтому аппарат администрации работает над доходной частью бюджета, разрабатывая различные нетрадиционные способы пополнения местной казны.

За три с половиной года своего существования территория дала в бюджет более 100 млн руб. С помощью этих денег удалось решить множество социальных вопросов: сохранить все учреждения бюджетной сферы, провести капитальный ремонт всех школ, в том числе и сельских, находящихся на территории нашего Угличского муниципального округа Ярославской области. Строим новые и ремонтируем старые сельские клубы, сегодня в других округах области подобное считается непозволительной роскошью. В городе функционирует прекрасный Дворец культуры, создан свой муниципальный духовой оркестр.

В центральной районной больнице на 500 коек есть все необходимые лекарства и хорошее питание для больных, открыт диагностический центр, функционирует СПИД-лаборатория. Все медицинские учреждения в Угличе компьютеризированы и охвачены городской программой информатизации.

Более 17 тыс. человек в округе бесплатно обеспечиваются медикаментами для лечения всех основных видов заболеваний. Для 10 тыс. угличан организовано бесплатное питание. Дети в возрасте до года получают бесплатно молочные продукты, а до трех лет — бесплатные медикаменты. Беременные женщины бесплатно ездят на транспорте и получают витамины.

Надо отметить, что Угличский округ инвестирует село. На поддержку сельхозтоваропроизводителей в этом году выделено 10 млн руб. — на корма, внедрение новых технологий, закупку семенного материала и фуража, запчастей и горюче-смазочных материалов.Бизнес: Организация, Стратегия, Системы | 2002-09

Часть средств местного бюджета, полученных за счет ТЛН, вложена в развитие жилищно-коммунального сектора экономики: переведены на газ практически все котельные города, много сделано по газификации частного сектора. Углич благоустраивается и хорошеет.

В течение последних пяти лет в Угличском муниципальном округе заработная плата работникам бюджетной сферы выплачивается без задержек.

— Сейчас актуально выражение «инвестиционная привлекательность». Чем в этом смысле может похвастаться Углич?

— Прежде всего тем, что наши отношения с инвесторами строятся на основе стабильных условий четкой нормативной базы и их точного исполнения. Мы считаем, главное — надежность партнерства, слово не должно расходиться с делом. Те, кто начинает работать с нами, становятся друзьями Углича, спонсорами городских мероприятий и благих дел. Как правило, наши инвесторы не уходят в другие регионы и готовы продолжать сотрудничество.

Инвестиционная привлекательность Углича основывается сегодня на взаимодействии партнеров, четко выполняющих договорные условия в рамках существующего законодательства; на умении искать и находить новые формулы и механизмы взаимовыгодного сотрудничества.

Стабильность и надежность договорных обязательств во многом зависят от личностных взаимоотношений, а они складываются из многих составляющих.

Инвесторы работают с теми городами, где есть перспективы развития. Совместно с московским Институтом экономики города и Торгово-промышленной палатой Ярославля разработана Программа комплексного стратегического развития округа. Важной частью экономической политики города является стабилизация ситуации на часовом заводе «Чайка».

Что касается развития «Чайки», то в России не осталось ни одного часового завода, не пострадавшего от рыночных реформ. Для сохранения его мы делали все возможное: давали льготы по налогам, отсрочки платежей в бюджет, позволяли осуществлять взаимозачеты по электроэнергии, теплу. «Чайка» — градообразующее предприятие, численность работающих на нем составляет 5 тыс. человек. Если не сохранить завод, то социальный климат в Угличе будет разрушен.

В Угличе успешно работают в диалоге с местной властью Ассоциация промышленников, Совет руководителей АПК, Гильдия предпринимателей. Органы местного самоуправления и общественные организации округа заключают договоры о социальном партнерстве.

«НАМ, КАК ОСПА, ПРИВИТ МИФ, ЧТО ПОЛИТИКА — НЕ ЖЕНСКОЕ ДЕЛО»

— В России всегда неадекватно воспринимались женщины-политики. Вы не ощущаете на себе давления этого предубеждения? Вообще, насколько органично для женщины заниматься политикой?

— Главная причина «дефицита» женщин во власти — консервативность общественного сознания, причем не только мужского, но и женского. Сегодня российский образ власти сугубо мужской. Нам, как оспа, привит миф, что политика — не женское дело. В действительности женщины не менее умны и более толерантны и гибки, а это уже качество, весьма ценное для профессиональных политиков. Неслучайно заместители глав муниципальных администраций по социальным вопросам на 90—92% — женщины.

Занятие политикой для женщин так же органично, как и для мужчин. Маргарет Тэтчер говорила: «Если вы хотите, чтобы о чем-то было сказано, попросите мужчину. Если вы хотите, чтобы что-то было сделано, попросите женщину».

Приведу один пример. К тому времени, когда меня выбрали мэром, Углич уже устал ждать чистой воды. Заверения прежних руководителей исчезали вместе с ними. На 20 лет затянулось сооружение городских водозаборов. Многое из построенного за эти годы пришло в негодность. Для меня как для врача было понятно: вода — главная проблема для угличан.

Ценой огромных усилий, естественно с помощью областного правительства, с долгостроем было покончено. В июле 1995 года город наконец-то получил воду, отвечающую ГОСТу.

К сожалению, женщины не научились еще объединяться. Когда меня спрашивают, в чем я проигрываю, будучи на «мужском поле», я отвечаю: в неформальном общении. Не секрет, что многие проблемы мужчины решают за бильярдным столом, в бане, на рыбалке. Женщинам нужно создавать женские клубы, физкультурно-оздоровительные комплексы, структуры, развивающие институт семьи.

— Насколько нужно быть настоящей «железной леди», чтобы доводить до конца все принятые решения, добиваться успеха? Совместимы ли женственность и деловитость?

— Сегодня женщина в России должна быть как профессионал на голову выше коллеги-мужчины, и только тогда у нее появится шанс занять место во властных структурах. Парадокс современной жизни состоит в том, что мужчины подчеркивают свои сильные стороны, а женщины, напротив, их скрывают. А сколько «железа» в характере требуется каждой женщине-руководителю, решает она сама.

За рубежом никого не удивляют женщины во власти: парламентарии, министры, премьер-министры. А по поводу женственности — да, нам приходится играть на «мужском поле», только обязательно ли действовать мужскими методами? У нас же есть куда как более мощное оружие — женское обаяние. Что касается женственности и деловитости, то они вполне совместимы и могут хорошо дополнять друг друга.

Эксперты считают, если в законодательном собрании меньше 10% женщин, это затрудняет решение проблем семьи, детей, образования, здравоохранения, социальной помощи, поскольку по природе своей данные проблемы ближе именно женщинам. 30% депутатов-женщин в парламенте — залог более быстрого продвижения программ, а при 40—50% оно просто гарантировано. Именно при таком представительстве у женщин появляется ощущение силы и веры в то, что можно коренным образом изменить общество и положение женщин в нем.

Немало государств преодолело серьезные кризисные ситуации благодаря вовлечению женщин в решение государственных проблем: будь то Англия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка или Израиль. Женщины управляли этими государствами в кризисные периоды, и не хуже мужчин. Поэтому нужна обязательная гендерная экспертиза российского законодательства и в целом гендерная социальная политика.

«Я ЯВЛЯЮ СОБОЙ СМЕШАННЫЙ ТИП РУКОВОДИТЕЛЯ — АВТОРИТАРНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ»

— Насколько вы авторитарный человек? Важно ли вам иметь преданную профессиональную команду? Всегда ли вас понимают подчиненные?

— Мои сотрудники говорят, что я являю собою смешанный тип руководителя — авторитарно-демократический. Авторитарна, когда твердо уверена в своем решении и когда этого требуют обстоятельства; демократична, потому что уважаю мнения своих помощников, подчиненных и просто граждан Углича. Руководитель не может состояться без такой твердости. Но сначала я выслушиваю мнения своих подчиненных и, если их точка зрения меня убеждает, изменяю решение.

От подчиненных требую прежде всего компетентности и работы над собой. Четко разделяю понятия «карьера» и «карьеризм». Командное взаимодействие считаю неотъемлемым условием успешной работы.

— Остается ли у вас при таком темпе работы и обширной общественной деятельности время для отдыха? Есть ли любимые занятия, увлечения?

— Мой образ жизни — работа. К сожалению, отдыхаю мало. То, с чем я отдыхаю душой, — книги и изобразительное искусство. Я увлекаюсь творчеством Пушкина с ранней юности, и формирование моей личности шло именно через это. Читаю очень много, преимущественно историческую, публицистическую и мемуарную литературу. Недавно перечитала Карамзина — сколько же в истории государства Российского аналогий с нынешним временем!

Люблю и знаю живопись. Среди российских художников любимые — Серов, Врубель. Из зарубежных мастеров мне особенно близки Боттичелли, Гейнсборо, Энгр. Счастлива, что получила возможность посетить Лувр, Дрезденскую галерею, галерею Уффици во Флоренции, Художественную галерею в Ватикане, музей «Метрополитен» в Нью-Йорке.

Для меня также всегда праздник — посещение древних городов России. Интересуюсь я и современным искусством.

Хороший управленец обязательно должен быть разносторонне образованным — это мое твердое убеждение.

— Верите ли вы в себя, в свой родной город, в Россию? Что нужно сделать нам всем, чтобы жизнь стала лучше?

— Я верю в духовное начало жизни. Однако саму жизнь нельзя не конструировать — она зависит от созидательных усилий людей.

Сегодня в наших соотечественниках возрождается чувство хозяина, чувство любви к малой родине, крепнет понимание того, что свое благополучие мы должны строить сами.


СПРАВКА «БОССа»

Элеонора Михайловна Шереметьева — мэр города Углича Ярославской области с 1994 года, лауреат конкурса «Российский мэр-95». Депутат думы Ярославской области. Представитель Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы. Президент Ассоциации малых и средних городов России, вице–президент Конгресса муниципальных образований Российской Федерации. Заслуженный врач России.