«Выставка — важнейший инструмент маркетинга»


Сергей ТРОФИМОВ


Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08Больше десяти лет на российском рынке работает выставочное объединение «РЕСТЭК» из Санкт-Петербурга. Сегодня сфера его деятельности не ограничивается только городом на Неве. По словам президента компании Сергея Трофимова, РЕСТЭК организует также выставки в Москве и за рубежом.

— Как вы оцениваете развитие выставочно-ярмарочной деятельности в нашей стране?

— Сегодня выставочный бизнес в России находится на подъеме. Он развивается опережающими темпами по сравнению с экономикой страны в целом, поскольку является наиболее динамичным видом бизнеса.

Общее количество предприятий и организаций, задействованных в данной области, в настоящее время превышает 500. По оценкам экспертов, выставочно-ярмарочная деятельность в масштабах России дает примерно 200—300 млн годового оборота.

Выставки и ярмарки играют одну из ключевых ролей при формировании новых рынков, в борьбе за укрепление конкурентных позиций компании, регионов и стран. По статистике, сделки и заказы, заключенные на них, составляют до одной трети оборота фирм, принимающих в них участие. Таким образом обеспечивается рост производства, занятости, развитие социальной сферы.

— А как бы вы охарактеризовали роль вашего объединения на выставочном рынке?

— РЕСТЭК работает на выставочном рынке уже 12 лет. И сегодня мы входим в пятерку ведущих экспозиционных фирм России. Безупречная репутация и солидный опыт организации и проведения 100 выставочных мероприятий в России, СНГ и за рубежом позволили нашему объединению в 1992 году стать полноправным членом Союза выставок и ярмарок России, стран СНГ и Балтии (сегодня — Международный союз выставок и ярмарок), а в 1997 году — членом Союза международных ярмарок (UFI).

Только в Санкт-Петербурге доля выставок ВО «РЕСТЭК» составляет: 25% — по количеству экспозиционных мероприятий, 32% — по суммарной площади выставочных мероприятий, 30% — по числу экспонентов.

— Вы проводите выставки в Москве и за рубежом. Значит ли это, что РЕСТЭК таким образом расширяет географическое поле своей деятельности?

— Московские и зарубежные проекты — это два отдельных направления деятельности объединения, и концептуально, и организационно.

Зарубежная программа ВО РЕСТЭК в основном связана с организацией коллективных экспозиций примерно на 20 выставках в год. Но в рамках программы подготовки празднования 300-летия Санкт-Петербурга мы в 2002—2003 годах будем осуществлять самостоятельные выставочные проекты в Лондоне, Берлине и Нью-Йорке. При всей сложности работы за границей мы уже прошли этап становления и теперь готовы решать не только технические вопросы, но и вопросы бизнеса и идеологии. Планируем в ближайшие годы серьезно укрепить позиции по организации коллективных экспозиций за рубежом.

Что же касается Москвы, то в 2000 году объединение «РЕСТЭК» в связи с расширением своих планов открыло в столице ООО «РЕСТЭК». С января 2001 по май 2002 года на выставочных площадях московского Гостиного Двора нами было осуществлено семь крупных мероприятий, имевших большой успех. Среди них — выставки «Мир мебели и интерьеров — FIDEXPO», EXPO Home, выставка ювелирных изделий New Russian Style и др.

— Да, у вашего объединения очень обширная область деятельности. За счет чего вы обеспечиваете такой высокий уровень проводимых компанией мероприятий?

— Высокий уровень организации выставок и конгрессов, проводимых объединением, обеспечивается в первую очередь благодаря профессионализму его сотрудников.

В процессе развития в РЕСТЭК в свое время объединились фирма по строительству и дизайну выставочных конструкций и фирма-туроператор; не так давно на базе компании созданы рекламное агентство и единственный в Санкт-Петербурге Выставочный научно-исследовательский центр. Это и дочерние фирмы, и постоянные фирмы-партнеры. Благодаря такой структуре РЕСТЭК предлагает полный спектр услуг, связанных с подготовкой и проведением выставочных мероприятий, конгрессов, семинаров и симпозиумов любого уровня и практически любой тематики.

Несомненно, подобного ранга мероприятий мы бы не достигли без активного содействия министерств и ведомств РФ, правительства Москвы, администрации Санкт-Петербурга, а также международных и иностранных организаций.

— Каковы ваши ближайшие планы?

— В сентябре начинается второй виток выставочного сезона. Осенью пройдут крупнейшие и наиболее значимые мероприятия: «Российский промышленник», международные форумы «Лесопромышленный комплекс России» и «Природные ресурсы стран СНГ», Конгресс химических технологий, а также бизнес-форум «Информационные технологии в развитии Северо-Западного региона России». Эти проекты направлены на развитие промышленного комплекса и экономики не только Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, но и страны в целом.

И конечно же, в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга мы активно готовимся к январской выставке в Москве, где проведем презентацию празднования юбилея города, и к крупнейшим зарубежным выставкам, о которых говорилось выше. Цель проектов — привлечь к сотрудничеству деловую общественность, и прежде всего потенциальных инвесторов. В городе много интересных проектов, и наша задача — помочь администрации Санкт-Петербурга направить российские и зарубежные капиталы на их осуществление.