“Нашему сельскому хозяйству необходима концепция развития на пять – десять лет”


Виктор СЕМЕНОВ


Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08Экс-министр сельского хозяйства России, депутат Госдумы, председатель совета Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС) Виктор Семенов.

(Беседу ведет Сергей Плетнев.)

— Нужна ли российскому АПК общая концепция развития сельского хозяйства и каковы, на ваш взгляд, должны быть основные ее положения?

— Безусловно, нужна. Именно в ней должна быть сконцентрирована роль государства как регулятора агропродовольственного рынка. Пока же ее отсутствие ведет к очень многим проблемам.

Концепция должна содержать внятную среднесрочную (пять —десять лет) программу относительно сельского хозяйства. Именно так сейчас планируют экономику самые «свободные» рыночные страны, в том числе и США, где недавно приняли закон о сельском хозяйстве сроком действия десять лет, в котором предусмотрели конкретную сумму поддержки государством этого сектора — по 19 млрд ежегодно. Мы должны, наконец, понять, что сельское хозяйство нельзя планировать на год, так как многие процессы, в том числе и чисто технологические, не прерываются с окончанием календарного года. Поэтому нам необходимо принять закон на пять лет, декларирующий, что собирается делать государство для села. Каковы основные параметры этой концепции? Прежде всего государство должно предусмотреть меры по защите внутреннего рынка от некорректных импортеров продовольствия. Далее — меры по поддержке уровня цен на внутреннем рынке через товарно-закупочную интервенцию; субсидирование кредитных ставок; субсидирование лизинга сельхозмашин, в том числе через развитие сети частных операторов; организацию закупок сельхозпродукции для нужд армии, исправительных учреждений, госрезерва. Необходима также поддержка экспорта сельхозпродукции (строительство новых портовых элеваторов, введение льготных железнодорожных тарифов, информационная помощь и лоббирование интересов наших экспортеров на зарубежных рынках.) Сегодня мы не только не имеем внятной экспортной политики, но даже не изучаем потенциальные рынки, находящиеся в непосредственной зоне российских интересов. Сам институт атташе по сельскому хозяйству сведен до минимума и оставлен лишь в тех странах, откуда мы получаем товары. А действия России на мировом рынке должны быть не только защитного, но и наступательного порядка, иначе с нами там просто никто не будет считаться.

— Как повлияет на развитие отечественного аграрного сектора принятый Государственной думой Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»?

— Если формулировать кратко, закон даст возможность эффективному хозяину не только увереннее себя чувствовать на земле, но и наращивать производство. Он поможет становлению на селе среднего класса, который в рыночной экономике является основой государства.

— В начале июня на конференции «Развитие АПК» аналитики обратили наше внимание на то, что тенденция роста в сельском хозяйстве носит неустойчивый характер и предсказали, что рост вскоре может смениться стагнацией. Существует ли реально такая угроза и как ее избежать?

— Угроза такая есть. И заключается она в том, что два года в России растет производство зерна без стимулирования его внутреннего потребления и экспорта. Если государство срочно не примет меры, этот фактор может привести не только к стагнации, но и к обрушению рынка.

— Какие меры поддержки отечественных сельхозпроизводителей предлагают депутаты?

— Кроме пятилетней программы, о которой я уже сказал, нужно срочно принимать пакет законов, напрямую связанных с вступлением России в ВТО, в том числе антидемпинговых, регулирующих таможенную политику и внешнюю торговлю. Сейчас провести антидемпинговое расследование деятельности иностранных компаний на российском рынке мешает наше собственное законодательство. Это нужно исправлять.

Думаю, хорошим инструментом для защиты интересов сельхозпроизводителей будет и закон о саморегулирующихся организациях. Во всех развитых странах товаропроизводители давно уже используют подобные институты для регулирования отношений как внутри бизнеса, так и с государством.

— В России отмечается тенденция увеличения импорта продовольствия, производство которого в западных странах субсидируется государством. Какие способы борьбы с дешевым импортом может предложить нашим сельхозпроизводителям Госдума?

— Кроме антидемпинговых законов, о чем уже говорилось, мы будем вводить квотирование определенных видов продовольствия, усиливать контроль за качеством ввозимых товаров и повышать меру ответственности за неуплату таможенных пошлин. То есть, говоря проще, жестче бороться с контрабандой.