« “Мы заработали право быть хозяевами “Царицынского””


Иван ВАСИЛЬЕВ


Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08В пореформенное десятилетие большинство традиционных колхозных рынков в Москве стараниями столичных властей превратились в цивилизованные торговые комплексы. Залогом прогресса в их деятельности во многом было то, что десять лет назад мэр Москвы Юрий Лужков воспрепятствовал «прихватизации» этих структур, криминализации рыночной торговли, проведя преобразование рынков под жестким контролем муниципальной власти.

Последние два года активно идет процесс привлечения в государственные рыночные комплексы частного капитала. Не стал исключением и «Царицынский», интенсивно развивавшийся за счет собственных, а не бюджетных средств. Этот процесс, по мнению генерального директора государственного унитарного предприятия (ГУП) «Рыночный комплекс ”Царицынский”» Ивана Васильева, должен быть продолжен за счет частичной приватизации этого комплекса, как и других столичных рынков.

(Беседу ведут Валентина Жукова и Александр Полянский, фото Ивана Куринного, а также из архива ГУП «Рыночный комплекс ”Царицынский”».)

— Иван Афанасьевич, комплекс «Царицынский» в последние десять лет претерпел впечатляющие метаморфозы. Не самый, мягко говоря, лучший в начале 90-х годов рынок стал сегодня примером для подражания. Прекрасные торговые помещения, гостиница, ресторан вместо воспринимавшейся уже как неискоренимое зло антисанитарии; жесткий контроль товара и продавцов вместо бесконтрольной торговли всем подряд, вплоть до конопли… Что стало причиной этих преобразований?

— Ориентация на интересы города и москвичей, предпринимательский подход к делу. А также инвестиции — из собственных средств: реинвестирование прибыли предприятия. Благодаря вложениям удалось практически полностью перестроить комплекс. Мы направили на решение этой задачи все ресурсы, которые смогли привлечь, потому что понимали: создание современного торгового комплекса позволит нам получить более солидный доход в будущем, выиграть в конкурентной борьбе с другими продовольственными рынками.

А оставаясь в том состоянии, в каком рынок находился до реконструкции, на это нечего было и рассчитывать. Здесь располагались кое-как построенные в начале 90-х годов торговые ряды на неасфальтированном покрытии. То есть как дождь летом или оттепель зимой, не говоря уже о весне или осени, так покупатели и продавцы месят ногами грязь. Какие уж тут санитарные требования к продуктам питания! Кроме того, территория не была огорожена, контролировать торгующих было нереально.

Именно поэтому «Царицынский» стал одним из самых криминальных мест Москвы: здесь из-под прилавка действительно торговали коноплей, запрещенными к открытой продаже средствами самозащиты, а воры-карманники вообще считались обыденным явлением. А я в начале 90-х был «свободным» бизнесменом и, арендовав у рынка столовую, открыл на ее базе ресторан, который посещали не только торговавшие на рынке, но и жители муниципального района «Царицыно». Ресторан аккуратный, недорогой, и готовили там вкусно. Этакий остров порядка в море, прямо скажем, бардака.

Префектура Южного административного округа была весьма обеспокоена состоянием рынка. Закрыть — жалко, потому что расположен он в крупном «спальном» районе столицы и на пересечении транспортных путей: метро, железнодорожная станция, автомобильная дорога. Но и сохранять статус-кво власти уже не могли. И в один прекрасный день тогдашний префект Южного административного округа Валерий Павлинович Шанцев (ныне он вице-мэр Москвы) предложил мне возглавить «Царицынский».

Было это в 1993 году, а стал я директором в 1994-м: год меня уговаривали. Потому что я не хотел менять свое положение свободного предпринимателя, хозяина самому себе на статус наемного менеджера.

— И как же вас убедили?

— Нужно сказать, что Правительство Москвы приняло 2 февраля 1993 года постановление № 141 о временном приостановлении приватизации колхозных рынков — на период стабилизации ситуации в рыночной торговле. Рынки преобразовали в ГУП, но префектура и департамент Правительства Москвы обещали мне, что после наведения порядка пройдет приватизация и основным собственником «Царицынского» окажется его коллектив.

В 1994 году я стал директором рынка, и началась серьезная работа. Задача по кардинальному преобразованию рынка потребовала мобилизации всех имеющихся у предприятия сил и ресурсов, полной самоотдачи каждого сотрудника. Пришлось не просто латать дыры, а создавать принципиально новую систему труда, направленную на повышение эффективности работы, улучшение качества обслуживания покупателей.

Прежде всего избавились от залежей мусора, поставили ограду, и не какую-нибудь, а основательную, из красного кирпича и металлического литья. Положили асфальт, привели в божеский вид торговые ряды, постепенно демонтировали и вывезли устаревшие прилавки, потом расстались с контейнерами, провели благоустройство и озеленение территории. В настоящее время в результате реконструкции возведены 53 стационарных торговых павильона общей площадью 800 кв. м, крытые торговые ряды на 100 торговых мест. Мои сотрудники работали без выходных и отпусков, чтобы закончить реконструкцию в максимально короткие сроки. Причем все это происходило только на добровольной основе.

Первоначально, конечно, пришлось затянуть пояса, но постепенно реконструкция стала финансироваться за счет прибыли. А прибыль появилась потому, что мы внимательно отнеслись к запросам как продавцов, так и покупателей. Для продавцов реставрировали и оборудовали комфортабельную гостиницу, всячески помогали и помогаем им с оформлением документов — как миграционных, так и регистрационных… Кроме того, мы определили умеренные расценки на наши услуги, организовали многочисленные дополнительные сервисы, установили, в частности, качественное холодильное оборудование. И поэтому приехать торговать к нам хотят многие, из самых разных областей России и ближнего зарубежья.

Покупатели, в свою очередь, оценили более низкие, чем в супермаркетах, цены на продукты питания при таком же качестве обслуживания и при непосредственной поставке товара от производителя, без долгого хранения и т. д. И то, что их не обманывают с помощью безменов и прочей чудо-техники: я беспощадно воевал с пресловутыми безменами и организовал прокат нормального весового оборудования.

Параллельно при поддержке префектуры и Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы я стал активно бороться с криминальными явлениями на рынке, под руководством опытных офицеров мы создали службу безопасности.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08— Насколько нам известно, в вашей команде — два отставных генерала?

— Да, один начальник службы безопасности, другой — директор гостиницы. В рыночном комплексе «Царицынский» работает немало квалифицированных профессионалов из правоохранительных органов.

— Интересно, а каково соотношение тех, кто пришел вместе с вами, и тех, кто работал на рынке до вас?

— Я не делил людей на «своих» и «чужих» — ориентировался на эффективность деятельности. Со мной до сих пор работает заместитель прежнего директора по хозяйственной части Михаил Храпов — в той же должности. Среди руководителей рынка подобрались исключительные профессионалы: заместитель директора по капитальному строительству Игорь Сороколет; главный бухгалтер Тамара Филиппова. Два генерала, о которых вы упоминали, — это Юрий Кулиненков, отвечающий за службу безопасности, и Василий Подпружников, руководящий гостиницей…

— А сколько человек работает в штате торгового комплекса «Царицынский»?

— Около полутора сотен. Это, конечно, прежде всего служба безопасности и бригады по уборке и благоустройству территории.

Комплекс активно развивался во второй половине 90-х годов, как и другие московские рынки. Время, когда продовольственные рынки в большинстве своем были грязными, неухоженными «толкучками» с товаром сомнительного качества и нечистыми на руку продавцами, безвозвратно ушло. После активной совместной работы столичной администрации и руководства рынков по приведению их в надлежащее техническое и санитарное состояние, принятия мер по обеспечению финансовой дисциплины и соблюдению налогового законодательства, ситуация в корне изменилась. Сейчас большинство рынков, прошедших реконструкцию и реорганизацию, представляют собой современные, комфортабельные торговые центры с полным набором услуг для потребителя.

К началу нового века мы подошли лидерами рыночной торговли столицы. В 2001 году по итогам городского смотра-конкурса «Лучший рынок города Москвы», впервые проведенного по решению столичных властей, рыночный комплекс «Царицынский» занял первое место и официально был признан лучшим рынком города.

— Мы знаем еще и об акте признания достижений рынка на федеральном уровне — благодарственном письме и именных золотых часах с дарственной надписью от президента России.

— Да, этот дар я получил от президента Владимира Владимировича Путина за активное содействие комплекса «Царицынский» Союзу Героев России, Советского Союза и Социалистического Труда: для членов этого союза мы разработали программу социальной поддержки. Мы вообще ведем серьезную общественную и благотворительную деятельность. Я являюсь попечителем международной неправительственной организации «Фонд 200-летия А.С. Пушкина», комплекс «Царицынский» оказывает постоянную и разностороннюю помощь московскому детскому дому № 9, помогает оборудовать ряд детских садов, школ к новому учебному году, содействует Центру социального обслуживания, инвалидам по зрению Южного административного округа столицы, православному храму в честь иконы «Живоносный источник», военным, проходящим службу на Северном Кавказе, российским офицерам, служащим в Косове.

По сути, вся деятельность рынка — общественно значимая, поскольку он существует для широких слоев граждан, которые, к сожалению, не имеют возможности покупать продукты питания в продовольственных супермаркетах. Именно поэтому мы очень ответственно относимся к расширению комплекса, обеспечению цивилизованных форм торговли на нем. Решить эти задачи должен новый этап реконструкции. Мы планируем строительство новых торговых рядов на 46 мест, ремонт и полную перепланировку торгового зала и вспомогательных помещений основного здания рынка. Однако начать реконструкцию не можем из-за «подвешенного» статуса предприятия. Дело в том, что в 2002 году должна была начаться приватизация рынка. Но этого не произошло…

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08— Изменилась позиция столичного правительства?

— Нет, позиция правительства последовательна, и сейчас в городе полным ходом идет приватизация нескольких рыночных комплексов. Проблема, я считаю, в элементарной волоките и желании некоторых чиновников быть святее Папы Римского: избежать любых обвинений в «разбазаривании», даже ценой эффективности работы предприятия и интересов граждан.

— В чем же заключается проблема?

— Нам говорят, что нужно оценить вложения муниципалитета в развитие комплекса. Но разве можно оценить то, чего не было?! К тому же, город по предлагаемой нами модели приватизации останется совладельцем предприятия. И я, как эксперт в данной сфере, профессиональный экономист, являюсь горячим сторонником именно такой приватизации рынков. При этом варианте, во-первых, сохраняются интересы как правительства столицы, так и трудового коллектива. Во-вторых, нет передела собственности, что обычно заканчивается большими проблемами для всех. В-третьих, город получает дополнительные средства единовременно и в виде ежемесячных отчислений. В-четвертых, появляется возможность для привлечения новых инвестиций на развитие предприятия. И в-пятых, по условиям приватизации сохраняются гарантии трудовому коллективу, который на данный момент уже не только довел рынок до того уровня требований, которые выдвигались при моем назначении на должность, но и значительно превзошел их.

Очень важно вовлекать частный капитал, сами коллективы в развитие рынков. Люди должны видеть результаты собственного труда и относиться ко всему, как к своему, родному. Каждый работающий на рынке будет знать, что он здесь надолго. От этого качество работы улучшится.

Вообще, необходимо разрешить руководству рынков самостоятельно управлять имуществом — передать им рынок в хозяйственное ведение. Однако оговорить специально, что имущество может быть использовано только по прямому назначению, например на развитие торговой деятельности. После этого и приватизация пройдет более естественно.

Я считаю, каждому предприятию нужно установить задачу, как нам когда-то руководство Южного административного округа, и при ее решении давать «добро» на приватизацию на льготных условиях. Скажем, провести реконструкцию — на любом торговом предприятии есть для этого ресурсы. Например, арендную плату с постоянных арендаторов можно взимать вперед за значительный период времени, но со скидкой и таким образом аккумулировать ресурсы для реконструкции. Хотя, конечно, рынки находятся в разном состоянии, и некоторым из них без помощи столичного правительства не обойтись, а какие-то, возможно, дешевле просто ликвидировать.

Мне думается, для приватизации рынки нужно разбить на группы и для каждой группы разработать свой вариант разгосударствления. Решение о приватизации следует принимать отдельно по каждому предприятию, и оно должно проходить через Совет по координации деятельности рынков в городе Москве. Причем обязательно должно учитываться мнение трудового коллектива.

Вот подход к приватизации рынков, который я отстаиваю на всех уровнях.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08— А каковы другие подходы?

— Существует, например, такой вариант — акционирование с закреплением в первое время 100% акций у Правительства Москвы, а потом — их продажей. Я считаю, это не только не имеет смысла, но и способно повредить развитию рынков. Сейчас руководители рынков-ГУПов перечисляют основной процент прибыли в Москомимущество, а остальной частью предприятие распоряжается самостоятельно. На местах, согласитесь, всегда виднее, на что потратить средства: на реконструкцию, оборудование или поощрение сотрудников. В случае же акционирования со 100%-ным пакетом акций у Правительства Москвы прибыль придется расходовать только по согласованию с Москомимуществом, то есть работа рынка будет полностью парализована.

Представьте себе: потребовались срочно дополнительные весы. Без согласования с Москомимуществом приобрести их не удастся. Пока вопрос будет согласован, пройдет уйма времени. Это недопустимо. Кроме того, акционирование с нахождением 100% акций в руках одной структуры может привести к негативным последствиям. Пример тому — Тишинский рынок, где сейчас бутики для избранных.

Это с одной стороны. А с другой — раз у трудового коллектива при продаже рынка нет гарантий и льгот, все заработанное коллективом попадет в «нужные руки». Рынок будет еще больше в подвешенном состоянии, а коллектив может оказаться на улице. И скажите, кому станет лучше от такой приватизации?

Считаю, что при любой форме акционирования нужно в первую очередь учитывать интересы трудового коллектива.

— Как вы думаете, станет ли Царицынский рынок положительным примером и в приватизации?

— Надеюсь, что да. Понимаете, Правительство Москвы «родило» ребенка, но мы его вырастили и воспитали. Рынок был передан нам в безобразном состоянии, а коллектив довел его до ума и сделал одним из лучших в столице. И мы считаем, что заработали право быть хозяевами «Царицынского». Да так фактически и обстоит дело: реальный, настоящий хозяин — это коллектив, который трудится в комплексе «Царицынский». Наш коллектив заслужил своим трудолюбием и хозяйственностью, чтобы его уважали и с ним считались.

— Поддерживают ли ваш взгляд на приватизацию рынков официальные московские организации?

— Многие столичные структуры: управа района «Царицыно», префектура Южного административного округа, Департамент потребительского рынка и услуг правительства Москвы, Московская городская дума, Совет по координации деятельности рынков в городе Москве — поддерживают. Есть также резолюция мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, где он поручает Москомимуществу оформить приватизацию рыночного комплекса «Царицынский», косвенно свидетельствующая и о его поддержке. Ведь руководители города понимают: если у каждого рынка появится хозяин — настоящий, рачительный, кровно заинтересованный в успехе своего предприятия, тогда рынки будут процветать.

Я надеюсь, что мы найдем общий язык со всеми, кто придерживается того же взгляда на дальнейшее развитие рынков столицы, и сделаем все, чтобы потребители и дальше имели возможность пользоваться недорогим и в то же время качественным сервисом.

СПРАВКА «БОССа»

И. А. Васильев

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08Ивану Афанасьевичу Васильеву 39 лет. Окончил Ленинградское мореходное училище, работал в Балтийском морском пароходстве: ходил судомехаником на кораблях, затем работал при российском посольстве в Польше. С началом рыночных преобразований в стране занялся предпринимательской деятельностью, в частности ресторанным и торговым бизнесом. Параллельно получил базовое экономическое образование (в сфере международной экономики) в Институте современного бизнеса и базовое юридическое — в Международной академии предпринимательства. Кандидат экономических наук. Является членом Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), действительным членом Московской международной бизнес-ассоциации, членом Международного союза экономистов, членом-корреспондентом Международной академии менеджмента.

С 1994 года возглавляет государственное унитарное предприятие «Рыночный комплекс ”Царицынский”». Одновременно занимается научными исследованиями: автор монографий «Анализ эффективности инвестиционных проектов», «Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения», «Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России», «Политика и экономика: современные особенности их взаимодействия».

Личные и профессиональные заслуги Ивана Афанасьевича Васильева неоднократно отмечались высокими государственными и общественными наградами. В их числе медали «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы», «Защитнику свободной России», высшая общественная награда в сфере торговли — Национальная премия имени купца Гавриила Солодовникова (в номинации «За высокий профессионализм и эффективное управление торговым предприятием в кризисных условиях»), высшая общественная награда в сфере ресторанного бизнеса и общественного питания — Национальная премия «Золотой журавль» (в номинации «За высокий профессионализм и эффективное управление рестораном»). Является победителем московского и российского конкурсов «Менеджер года-2001» (в номинации для менеджеров торговли), награжден золотыми именными часами с автографом и благодарностью Президента РФ, имеет благодарность от председателя Государственной думы Федерального собрания РФ Г.Н. Селезнева, неоднократно поощрялся Правительством Москвы, префектурой Южного административного округа столицы, районной управой «Царицино».

РК«Царицынский»

Рыночный комплекс «Царицынский» расположен на юге Москвы, рядом со станцией метро «Царицыно» и одноименной железнодорожной платформой. Общая площадь комплекса — 15 218 кв. м. На территории комплекса расположен двухэтажный крытый рынок, комфортабельная 70-местная гостиница, ресторан, торговые павильоны так называемого пассажного типа, крытые торговые ряды, автостоянка, специальная площадка для торговли сельскохозяйственными товарами с автомашин, камеры хранения для промышленных товаров и продуктов питания, холодильные камеры. Для посетителей открыты кафе, парикмахерская, аптека, мастерские по ремонту обуви и металлоремонту, фотоателье, пункт обмена валюты.

Из книги Ивана Васильева

Из книги Ивана Васильева «Анализ эффективности инвестиционных проектов»:

«Свобода ценовой конкуренции дала на сегодняшний день существенные преимущества крупным комплексам предприятий оптово-розничной торговли. Крупные и, как правило, преуспевающие фирмы обладают лучшей организацией труда, торговли, могут реализовать преимущества продаж от масштаба операций, которые в конечном итоге скажутся в тенденции понижения цен на товары».

Из книги Ивана Васильева «Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России»:

«Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: ”Мы тебя будем давить, а ты выживай, как хочешь”. Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей…

Режим госрегулирования, сложившийся в России, можно признать одним из наиболее неэффективных мире. Он создает институциональную основу как для коррупции на местном уровне, так и для развития мощной теневой экономики. Чтобы иметь надежды на экономический рост, России необходимо радикально упростить режим регулирования деятельности предприятий и не предоставлять больших полномочий в сфере регулирования местным органам власти».

Из книги Ивана Васильева «Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения»:

«…Главное сегодня — обеспечить должную защиту внутреннего рынка с помощью тарифных и нетарифных, главным образом экономических, методов. Этот тактический маневр не противоречит долговременной линии на постепенное снижение ставок импортных пошлин по мере повышения конкурентоспособности внутреннего производства.

В защите нуждаются прежде всего те секторы экономики, которые находятся в состоянии хронического кризиса и будут выбираться из него в течение длительного времени. Речь идет, например, о сельском хозяйстве».