«Мечтаю видеть Россию счастливой страной»


Раиса ПШЕНИЧНИКОВА


Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08Согласитесь, что среди ректоров российских вузов не так уж много женщин. Мало представительниц прекрасного пола и в политике. Исключение из этих правил — Раиса Ивановна Пшеничникова, которой удалось совместить успешную управленческую карьеру с политической и общественной деятельностью. С 1995 года она возглавляет крупнейшее высшее творческое учебное заведение Сибири — Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств (ВСГАКИ), и за время ее руководства вуз достиг впечатляющих результатов. В начале июля 2002 года ее избрали в высший представительный и законодательный орган Республики Бурятия — Народный хурал. Кроме того, Раиса Ивановна кавалер почетного знака «Общественное признание России», включена в Книгу почета Сибири, профессор, академик Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ), заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник образования Республики Бурятия, Отличник культуры Республики Саха (Якутия), почетный доктор Монгольского государственного университета культуры и искусств, почетный профессор Цзилинского института русского языка (КНР).

— Раиса Ивановна, должность ректора предполагает очень большую занятость. Тем не менее известно, что вы еще и активно работаете на общественно-политическом поприще. Как вам удается совмещать два столь значимых дела?

— Действительно, мне приходится активно заниматься и общественной деятельностью, однако она самым непосредственным образом пересекается с моей основной работой. Являясь членом ряда советов при Президенте Республики Бурятия, членом Комиссии по помилованию Республики Бурятия, членом движения Российского Сибирского народного собора, а также председателем комиссии IOV (Международной организации ЮНЕСКО по сохранению и развитию аутентичного фольклора) по сохранению мирового культурного наследия и вице-президентом международного биографического института Кембриджского университета, я, так или иначе, постоянно решаю те же вопросы, что и в академии. Дело в том, что содержание общественной работы и работы академии структурируются вокруг главной, основополагающей, фундаментальной проблемы: сохранения и развития людских ресурсов. Именно людские ресурсы, их качество, готовность к изменениям, интеллектуальные возможности определяют сегодня темпы и уровень развития нашего общества как гражданского, ориентированного на духовные и культурные ценности. Участие же в работе общественных организаций позволяет увидеть взаимосвязь проблем как по вертикали, так и по горизонтали, значительно расширить собственную географию сознания и найти нестандартное решение. Я бы сравнила это с действием сообщающихся сосудов, когда одно дополняет другое. Сущность этого процесса можно определить стихотворением Р. Киплинга: «В одном мгновенье видеть вечность, в одной песчинке — бесконечность и в небе — чашечку цветка».

— Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств — уникальное межрегиональное учебное заведение…

— Особенность деятельности ВСГАКИ как учебно-образовательного учреждения во многом определяется ее географическим положением. Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств изначально развивалась в условиях полиэтнической культуры и национальных искусств. Вуз обслуживает регион Восточной Сибири, который характеризуется тем, что здесь соприкасаются и взаимодействуют культуры двух миров — Запада и Востока. А на Севере самобытно развивается культура народов Арктики. То есть ВСГАКИ находится в точке пересечения культурных традиций Запада, Востока и Севера. Этим обстоятельством и определяются место и роль академии среди других российских вузов культуры и искусства. ВСГАКИ — единственный научно-образовательный центр в Восточной Сибири и Байкальском регионе, где подготовка кадров осуществляется с учетом традиций народов, населяющих столь разные в культурном отношении территории.

Вуз всегда ориентировался на сохранение и развитие единого и многомерного культурно-образовательного пространства. Более 40 лет сотрудничая и готовя кадры для Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Калмыкии, Горного Алтая, Бурятии, Хакасии, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского Бурятского и Агинского Бурятского автономных округов, ВСГАКИ стала естественной лабораторией по изучению проблем взаимодействия, взаимовлияния, взаимопроникновения культур различных этносов. Именно эта ее особенность привлекает ученых многих стран мира.

Через взаимодействие культур Востока и Запада академия вовлечена в процесс взаимного обогащения национальных культур, который характерен для современного мира в целом. Он определяется не только научными исследованиями в данной области, но и активной работой академии по подготовке кадров, международным сотрудничеством, обменом студентами и преподавателями. В этом смысле академия является одним из проводников ценностей российской культуры и российского образования в мире.

Содержание учебной, научно-исследовательской, творческо-исполнительской деятельности во многом отражает своеобразное географическое положение академии. В перспективе ее предполагается реорганизовать в Евразийский университет культуры и искусств.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08— Сегодня большинству наших соотечественников практически неизвестна культура коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Многие забывают, что это многонациональные регионы с уникальной историей и культурой. Наверное, не последнюю роль в налаживании культурных связей должны играть вузы. Какие действия предпринимает академия, чтобы изменить ситуацию?

— Культура коренных народов Сибири и Дальнего Востока неповторима, но сегодня она больше известна зарубежным ученым, чем людям, проживающим в России. Что очень прискорбно.

Академию отличают готовность к органичному восприятию, сохранению и популяризации истоков традиционных культур народов Сибири и Дальнего Востока. Подтверждением этому служит разработка фундаментальных и прикладных научных тем, посвященных концептуальным основам культурной политики в регионе, вопросам современных образовательных технологий, национально-региональным аспектам кадрового обеспечения.

Кроме того, все общественно значимые мероприятия, происходящие в нашем регионе, напрямую или косвенно связаны с академией. ВСГАКИ заслуженно пользуется авторитетом, неоднократно приглашалась на зональные совещания представителей вузов Сибири и Дальнего Востока, а также на собрания Российского Сибирского народного собора. Академия участвует в разработке проектов и программ в рамках общественных объединений «Сибирское соглашение» и «Дальний Восток».

— Однако представлять и защищать интересы национальной культуры нужно не только на уровне образования и межкультурных связей, но и на региональном, и на государственном. Причем здесь более активную позицию должны занимать известные в республике люди. Раиса Ивановна, какой вы видите свою роль в решении этой проблемы?

— Я считаю, что формирование культурно-образовательной политики в Российской Федерации должно осуществляться на основе гармонизации взаимоотношений центра и регионов, а также регионов с регионами с учетом социально-экономического, культурного и исторического развития всех территорий. Надо отметить, что понятие «региональная политика», несмотря на множество публикаций, посвященных данной проблеме, не получило пока еще научного обоснования и нуждается в исследовании. Выстраивание региональной политики осуществлялось и осуществляется многими выдающимися региональными лидерами, но этот процесс все еще носит фрагментарный характер. И здесь необходимо выработать единые подходы, точки зрения и пути решения. Россия — евразийская и многонациональная страна, а потому требуется формирование очень гибкой системы управления, основывающейся на знании традиций и психологии населяющих ее этносов.

— Некоторое время назад в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств была принята концепция развития до 2005 года. Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем она заключается.

— Концепция определяет стратегию развития ВСГАКИ как научно-методического и учебного центра подготовки кадров культуры и искусств для Восточной Сибири и Севера. В ней излагаются методологические подходы к организации основных направлений учебной, научной, производственно-прикладной, творческо-исполнительской и воспитательной деятельности вуза до 2005 года. Это оригинальный документ, представляющий интерес для других вузов России, поскольку концепция ориентирована на формирование единого многомерного культурно-образовательного и информационного пространства.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08— Предприняты ли уже в вашем вузе какие-то шаги для реализации концепции?

— Да, была разработана и принята система целевых комплексных программ. Многие из них выполнены полностью, а другие еще реализуются. Создана система информационного обеспечения деятельности вуза. Регулярно сотрудниками проводится мониторинг функционирования и развития системы информационного обеспечения, включающий и статистическое наблюдение на территории Восточной Сибири. У нас сформированы локальные компьютерные системы, действует мультивидеоцентр. На ученом совете 28 июня 2002 года были подведены итоги реализации названной концепции и утверждена еще одна программа — «Международная деятельность».

Кроме того, 6 февраля 2002 года на учредительной конференции был образован «Академический комплекс культуры, искусств и социальных технологий Восточной Сибири и Севера» на базе ВСГАКИ, объединившего учебные заведения всех уровней и типов, учреждения культуры и искусства, творческие профессиональные коллективы и союзы. Например, в одно из наших подразделений — «Институт танца» на договорной основе вошли хореографическое училище и театр «Молодой балет Улан-Удэ», профессиональный ансамбль танца «Бадма Сэсэг»; хореографическое отделение Бурятского училища культуры, Читинское училище культуры и т. д.

Деятельность этого академического комплекса позволит повысить качество планирования и моделирования процессов развития культуры и искусств на огромной территории Восточной Сибири, а значит, и проводить на новом уровне кадровую политику с учетом регионально-национальных особенностей и выходом на научно обоснованную систему взаимодействия с рынком труда. Вместе с тем «Академический комплекс культуры, искусств и социальных технологий Восточной Сибири и Севера», президентом которого избрали меня, будет осуществлять реализацию общероссийской концепции «О непрерывном художественном образовании».

— Не кажется ли вам, что сегодня учебные заведения могут и должны играть роль в региональных и межрегиональных отношениях? Сотрудничает ли вуз с государственными структурами, общественными организациями как вашего, так и других регионов?

— Вуз уже сегодня играет большую роль в региональных и межрегиональных отношениях. Сотрудничество осуществляется на основе договоров с министерствами, комитетами, управлениями по культуре, искусству и образованию, с членами правительств, отвечающих за социальную сферу. Кроме того, я как ректор вуза, наши проректоры, деканы, заведующие кафедрами — все мы принимаем участие в обсуждении различных документов, направленных на развитие культуры и образования региона. ВСГАКИ поддерживает тесные контакты с Новосибирской, Омской областями, Красноярским и Хабаровским краями, республиками Калмыкия, Хакасия, Тыва, Саха (Якутия), Горный Алтай.

Что же касается международного сотрудничества, то в настоящее время насчитывается около 30 стран Европы и Азии, с которыми академия имеет тесные связи. Мы проводим обмены студентами и преподавателями, стажировки преподавателей в зарубежных учебных заведениях, совместные научные исследования и работу по грантам, а также гастроли творческих коллективов (в США, Франции, Турции, Канаде, Польше, Китае, Италии, Германии, Монголии, Южной Корее и т. д.). На протяжении многих лет у нас обучаются студенты и аспиранты из Монголии, Китая, Турции, Южной Кореи, Франции.

В академии регулярно проводятся международные конференции и симпозиумы. Именно они предоставляют возможность ученым разных стран обмениваться научными достижениями, изучать культуру народов Сибири и Севера, способствуют распространению этих знаний во всем мире. В работе конференций принимали и принимают участие аспиранты Оксфордского, Лондонского и Франкфуртского университетов. Многие зарубежные специалисты по договору работали или работают во ВСГАКИ.

Стало доброй традицией проводить совместно с IOV один раз в два года международный симпозиум и фольклорный фестиваль «Байкальские встречи». Их прошло уже три. Идет активная работа по открытию Российско-китайского института искусств на территории КНР и филиала ВСГАКИ в Монгольской Народной Республике.

— В вашей академии большое внимание уделяется творческо-исполнительской деятельности преподавателей и студентов. В каких именно творческих мероприятиях участвует вуз?

— Организация творческо-исполнительской деятельности в вузах культуры оценивается столь же высоко, как и научная работа. Творческо-исполнительская деятельность — это лакмусовая бумажка, своеобразный индикатор оценки уровня подготовки специалистов для сферы культуры и искусства.

Поэтому наш вуз не только сам организует различные творческие фестивали и конкурсы, но и участвует в конкурсах и фестивалях регионального, федерального и международного уровней. Так бурятская национальная студия актеров драмы ВСГАКИ участвовала во Всемирной театральной олимпиаде в 2001 году и в фестивале «Театры Азии». Ансамбль народной музыки «Сибирский сувенир» под руководством профессора В. Китова принимал и принимает участие в фольклорных фестивалях, проводимых как у нас в стране, так и за рубежом. Многие студенты ВСГАКИ являются победителями международных конкурсов и фестивалей. Только что дипломом первой степени Украины награждена балетмейстер Л.А. Сахина — за оригинальное решение хореографического образа.

— Как вы оцениваете государственную политику в области образования и грядущую реформу высшего образования России?

— У меня неоднозначное отношение к этому. Многое из того уникального, что было наработано в системе высшего образования в результате реформ, утрачено. Высшему образованию России пришлось нелегко в десятилетие перестройки, и новая реформа мало у кого вызывает энтузиазм. Наше общество и с точки зрения социально-экономического состояния людей, и с точки зрения психологии поведения не готово к введению платного образования. В России еще не сформированы предпосылки для этого.

Что касается единого выпускного экзамена, то большинство ректоров против него в силу того, что не созданы условия, и особенно в области законодательной сферы, для объективного его проведения на всей территории России. Да и у наших учителей еще не сформирована культура психологии поведения в новых условиях. Поэтому возникает очень много сложных проблем, над которыми следует думать и работать. Я считаю, что значительно важнее было бы сформировать в стране систему образовательного кредита.

— Какими проектами вы сейчас занимаетесь, каковы ваши планы на будущее?

— 7 июля 2002 года я избрана депутатом Народного хурала. Поэтому мои дальнейшие планы связаны с работой в парламенте, с формированием правового поля, которое бы содействовало реализации духовных, творческих и профессиональных возможностей людей. Главное сейчас — сделать все, чтобы пробудить интерес к строительству гражданского общества в России. Разбудить любовь к своей земле, желание творить свое счастье и счастье своей страны.

Еще хотела бы отметить, что состояние культуры и искусства связано с национальной безопасностью России. Дело в том, что развитие современной цивилизации определяется кардинальными изменениями в эволюции человека. Данный процесс связан с развитием различных психотехник и психотехнологий, которые, в свою очередь, закодированы в национальных культурах. Именно этим объясняется повышенный интерес к древним культурам Сибири у исследователей многих стран мира. И с этими проблемами связаны мои научные интересы.

— Известно, что у вас много отечественных и иностранных наград. Что дает вам общественное признание?

— Оно дает мне уверенность в том, что я иду по правильному пути и моя деятельность не расходится с мнением людей, болеющих за нашу страну, за жизнь россиян. Общественное признание — это значит, что твою точку зрения разделяют многие, что ты не одинок на избранном пути и что тебя понимают.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08— Раиса Ивановна, сколько лет вы работаете в системе высшего образования? Когда возглавили ВСГАКИ?

— В академии работаю с 1970 года. По образованию библиотекарь-библиограф, училась в этом же вузе (тогда он назывался Восточно-Сибирский государственный институт культуры). После окончания ВСГИК работала преподавателем на кафедре детской литературы. Была заместителем декана, деканом, проректором по заочному обучению, первым проректором по учебной работе. В 1995 году меня избрали ректором.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем менеджерском стиле. Какие качества у подчиненных вы приветствуете?

— Мой стиль руководства можно назвать демократическим. Главным является постоянное движение вперед. Ставлю перед коллективом новые и новые задачи и предоставляю свободу действий. У подчиненных приветствую творческое начало в работе и исполнительскую дисциплину.

— Каково ваше жизненное кредо?

— Любить людей и понимать их. Добросовестно работать во имя своей земли — во имя России, во имя Сибири, во имя Бурятии. Мне очень хочется видеть нашу Россию великой державой, в которой живут счастливые люди.