«80% руководителей Калмыкии — выпускники нашего ВУЗа»


Герман БОРЛИКОВ


Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08Развитие Калмыкии невозможно без Калмыцкого государственного университета (КГУ). Это не только кузница кадров для республики и соседних краев и областей, но и системообразующий фактор развития региона, центр образования, науки и культуры республики.

Наш разговор с ректором КГУ, профессором Германом Борликовым — о месте и роли образования в развитии страны и конкретного региона, о воспитании молодежи.

— Герман Манджиевич, ваш университет — единственное государственное высшее учебное заведение в Калмыкии. Наверное, это накладывает на вуз серьезные обязательства. В чем заключается миссия Калмыцкого госуниверситета?

— Вы правы, статус единственного государственного вуза ставит перед нашим коллективом жесткие требования по поддержанию высокого уровня эффективности и качества образования, его доступности для всех социальных слоев общества. За 32 года своего существования университет превратился в центр образования, науки и культуры республики и стал, не побоюсь такой оценки, одним из ее системообразующих факторов. Сегодня около 80% руководителей и специалистов Калмыкии — выпускники нашего вуза. Основная миссия университета заключается как раз в этом — в реализации потребности молодых людей республики, региона, страны в высококачественном образовании. Также свою задачу КГУ видит в сохранении уникальной культуры Калмыкии, ее природных богатств, кстати, до конца еще не изученных. Мы ведь живем в уникальном регионе — Прикаспийском и прилагаем усилия для сохранения российского Прикаспия, его минеральных и биологических ресурсов.

Кроме того, университет выполняет и воспитательную функцию. Формирование человека происходит в 17—25 лет. А это самый студенческий возраст. Реформы 90-х ведь привели к тому, что не только взрослые потеряли ориентиры в жизни. Молодежи тоже очень трудно. И воспитание ее должно определяться не курсом доллара, а гражданскими, общечеловеческими и общенациональными ценностями. Мы обязаны сделать все, чтобы молодой человек не потерялся в рыночных условиях, в результате реформ.

— Высшая школа Калмыкии прошла непростой путь. По сути, систему высшего образования пришлось создавать заново, после того как республика вновь получила автономию — в 1957 году. Тогда региону были нужны квалифицированные специалисты в области образования, сельского хозяйства, экономики, естественных наук и др. Прошло время, изменились и потребности республики в кадрах. Какие теперь специалисты востребованы в Калмыкии? И как ваш вуз справляется с их подготовкой?

— Действительно, высшая школа Калмыкии прошла сложный путь развития. О создании университета говорилось еще на общекалмыцком съезде в 1920 году, но только перед самой войной был образован пединститут, возобновивший свою работу лишь в 1964 году, через 7 лет после вновь обретенной национальной автономии. А в 1970 году на базе пединститута организован университет. Возродившейся республике срочно требовались кадры, поскольку репрессии не только нанесли тяжелейший удар по культуре и языку народа и разорили экономику, все сферы жизни, но и уничтожили цвет нации, ее интеллигенцию.

А сейчас, как и прежде, требуются учителя, особенно в сельские школы, впрочем, они нужны по всей России. И мы их готовим. В начале 90-х годов, когда страна перешла к рыночной экономике, стал ощущаться дефицит экономических и юридических знаний. Развитие российского общества также потребовало новых юридических, культурологических, политологических знаний. Поэтому, оставаясь верным традициям классического образования, университет начал обучение по ряду новых специальностей: юридическим, экономическим, управленческим и др. Только за последние пять лет открыто еще десять специальностей. Например, «Природоохранное обустройство территорий» — в связи с тем, что в конце 80-х Калмыкия столкнулась с острыми экологическими проблемами. Или специальность «Регионоведение». Мы верим, что КГУ станет своеобразным культурным и научным мостом между Востоком и Западом, выразителем и представителем российских интересов на Востоке. Калмыки — единственные азиаты и буддисты в Европе. Калмыцкое общество — поликультурное, оно обеспечивает в беспокойном южном регионе межэтническую связь. Калмыки, воспитанные на ценностях восточной и западной цивилизаций, не только толерантны, но и открыты для восприятия иной культуры, иных ценностей.

— По каким направлениям ведется преподавание в университете? Сколько у вас студентов?

— Около 8 тыс. студентов овладевают 26 специальностями естественно-научного, филологического, педагогического, юридического, аграрного, инженерного профилей. Готовим также историков, экологов, регионоведов по странам Центральной и Юго-Восточной Азии. Сегодня перечень специальностей, по которым ведется подготовка в университете, сильно отличается от того, что был 30 и даже 10 лет назад. Изменилось качество жизни людей, изменились общественное устройство и экономические условия. Университет в этой ситуации старается соответствовать потребностям общества, выполнять его социальный заказ.

— Не кажется ли вам, что сегодня образовательные учреждения могут и должны играть активную роль в региональных и межрегиональных отношениях? Сотрудничает ли вуз с учреждениями культуры и образования региона?

— Мы не только сотрудничаем с учреждениями образования и культуры Калмыкии, но и создаем в республике единое научно-образовательное и культурное пространство.

Сегодня, в условиях формирования новой России, когда актуальна проблема узнавания, познания друг друга и себя, региональные и межрегиональные связи играют огромную роль. А Южный федеральный округ, в котором мы живем, один из самых многонациональных и многоконфессиональных в России. И этим тоже обусловлено открытие у нас специальности «Регионоведение». Все жить и работать в Москве не могут. Да и Россия всегда была сильна своей провинцией, своими регионами. Поэтому качество образования должно быть обеспечено на региональном уровне. Как я уже сказал, одной из основных задач мы считаем налаживание культурных и экономических связей между Востоком и Западом, что подкреплено договорами о сотрудничестве со многими вузами России, а также Монголии, Китая, Японии и Европы.

— Хотелось бы подробнее узнать о международных связях вашего вуза. Известно, что КГУ активно участвует в деятельности Ассоциации университетов Прикаспийских государств. В чем заключается работа этой ассоциации?

— Продолжая предыдущую тему, скажу, что университет имеет достаточно тесные связи с Монгольским национальным университетом, Монгольской государственной сельхозакадемией, Синьцзянским университетом и Университетом Внутренней Монголии Китая, вузами Тайваня, Японии, Великобритании, Финляндии, Испании, Германии, США. Особое место в международной деятельности КГУ занимает сотрудничество с вузами, входящими в Ассоциацию университетов Прикаспийских государств, инициатором формирования которой в 1995 году был и наш университет.

— Калмыцкий университет всегда славился своими преподавателями. Первыми ректорами вуза были известные московские профессора Н.П. Красавченко и А.А. Чапчаев, здесь работали выдающиеся ученые-востоковеды. А каков сегодня профессорско-преподавательский состав университета?

— Безусловно, после восстановления автономии и возвращения калмыков из ссылки ощущался дефицит кадров во всех областях. И мы благодарны ведущим вузам страны, оказавшим помощь тогда еще педагогическому институту и республике в целом. К нам приехали работать ученые из Ленинграда, Москвы, Томска, на призыв о помощи в подготовке кадров откликнулись Московский, Ленинградский, Ростовский университеты, Ставропольский, Волгоградский, Астраханский пединституты и другие вузы.

Сегодня на 40 кафедрах КГУ трудятся 470 преподавателей, из них — 42 доктора и 240 кандидатов наук.

— Для любого отечественного вуза остро стоит проблема привлечения инвестиций. Наверное, и КГУ сталкивается с этим. Как вы решаете подобную задачу? Что нужно сделать, на ваш взгляд, для улучшения инвестиционной привлекательности наших вузов?

— Да, конечно, денег хотелось бы иметь больше. У нас много планов, но собственных средств не всегда хватает. Для решения этих вопросов привлекаем заинтересованные ведомства, организации. Работаем с администрациями районов, Министерством образования Калмыкии, республиканскими Министерством культуры и Министерством молодежной политики. По проблемам исследования экологии сотрудничаем с Министерством природных ресурсов Калмыкии. Но этого явно недостаточно. Я считаю, необходимо налаживать работу по прямым договорам с крупными производственными и финансовыми организациями. Мы могли бы оказаться друг другу полезными. В условиях формирования новой экономики России наука и производство должны развиваться как единый комплекс. И я здесь особо выделяю совместное исследование каспийского шельфа, изучение природно-сырьевых ресурсов и экологической безопасности российского Прикаспия.

— Сегодня положение у российской науки не самое благоприятное. Однако в КГУ ведется серьезная научно-исследовательская работа, требующая значительных финансовых вложений. За счет каких источников инвестируются средства в науку?

— Как я уже заметил, один из путей привлечения инвестиций в университетскую науку — реальная связь с производством. Возможности государственного финансирования и грантовой поддержки ограниченны, хотя мы, конечно, активно пользуемся этими каналами. КГУ готов в кооперации с вузами страны развернуть широкий спектр научно-технических разработок по изучению углеводородов и биоресурсов Каспия и мелкомодульную подготовку инженерно-технических кадров для нашего богатого и перспективного региона. Это гораздо эффективнее, чем готовить для конкретных региональных задач специалистов в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку они, как правило, не возвращаются назад.

Бизнес: Организация, Стратегия, Системы № 2002-08— В последние годы вокруг КГУ сформировался своего рода университетский округ, в состав которого входят гимназии, колледжи, лицеи. С чем это связано?

— Калмыкия большей частью — это сельские районы. И наша задача — обеспечить равный доступ к образованию и сельскому, и городскому выпускнику. Мы уже несколько лет ведем целевой прием. Сегодня наш опыт подтвержден Правилами приема в вузы, утвержденными Минобразования РФ.

С целью развития эффективной и оптимальной схемы кооперации различных ступеней образования в республике создается университетский образовательный округ. Начало организации такого комплекса положено включением в состав университета аграрного колледжа. Зачем мы все это делаем? Идея непрерывного образования «детсад — школа — вуз» связана с реальностью наших дней. Согласно статистике, в 2007—2010 годах значительно уменьшится число выпускников школ (в 1991—1993 годах детей родилось мало). А потому своих будущих студентов надо искать еще в школе и, конечно же, при совместной системной работе вуза и школы принимать их без экзаменов в университет. Все это связано также с единым госэкзаменом и государственными финансовыми именными обязательствами. Идеи, бесспорно, хорошие, но не всегда они могут обеспечить равный доступ к образованию детям из глубинки и из крупных городов. Кстати, проблемы личностно-ориентированного и непрерывного образования в последние годы стали темой моих научных интересов и обобщены в докторской диссертации «Интегрирующая функция университета в национально-региональной системе непрерывного образования».

— Герман Манджиевич, вас хорошо знает ректорский корпус страны, вы известный и авторитетный человек в Калмыкии, где три раза подряд избирались депутатом парламента республики. Расскажите, пожалуйста, о своей карьере руководителя. Как давно работаете в университете? Когда возглавили вуз?

— В КГУ я работаю с 1972 года. Начинал ассистентом кафедры и прошел, как говорится, все ступени профессионального роста: руководил кафедрой, факультетом, в 80-х годах был проректором. В конце 1990 года на первых выборах ректора коллектив доверил мне возглавить университет, недавно меня вновь переизбрали — уже на третий срок. Я отношу себя к тому поколению, которое, несмотря на тяготы послевоенного времени, получило хорошее образование. В 1943 году, как вы знаете, калмыки были депортированы и расселены по всей Сибири. Родился я на севере Ханты-Мансийского округа Тюменской области. В двухлетнем возрасте потерял родителей. Учился в интернате вместе с детьми разных национальностей и помню доброе отношение первой учительницы Прасковьи Николаевны Рещиковой, других учителей к выселенным детям-калмыкам. После восстановления республики с отличием закончил в Калмыкии сельскую школу, затем в 1968 году с отличием — Новочеркасский политехнический институт. Совмещал учебу с работой на стройке. Будучи студентом, в конкурсе среди вузов СССР награжден медалью за лучшую студенческую научную работу, она была выполнена под руководством профессора Ю. Мурзенко. В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию. В это время открылся Калмыцкий университет, и меня туда пригласили. Так что я, получается, уже ветеран университета.

— Каков ваш стиль руководства? Какие качества у подчиненных приветствуете?

— Думается, что такие качества, как способность выстраивать и развивать отношения с людьми, мобильность (ведь знания обновляются сегодня быстрее, чем раньше), разумеется, безупречное знание своего дела, а также умение находить оптимальные и самостоятельные решения, приветствуются не только мной, но и в любом коллективе, любым начальником. Кроме того, для меня важно, чтобы коллеги (не подчиненные, а именно коллеги) имели свой взгляд на проблему. Соединяя разные точки зрения, анализируя их, можно найти верное, оптимальное решение.

— Недавно КГУ исполнилось 32 года. Как бы вы оценили результаты этого пути? В чем, на ваш взгляд, заключаются перспективы развития вуза в XXI веке?

— За 32 года сделано немало, и в этом заслуга всего коллектива. Но следует отметить, что многое сделано и в области социальной поддержки коллектива. Ведь невозможно требовать от ученого открытий, если у него нет крыши над головой, если его тревожат другие проблемы. Для закрепления кадров за последние семь лет создана учебно-производственная инфраструктура. Сюда относятся и учебно-опытные хозяйства, и база отдыха на Волге в поселке Цаган-Аман, и жилье, и новая современная библиотека. В последние пять-шесть лет две трети преподавателей получили квартиры или улучшили свои жилищные условия. Построено три многоквартирных дома и целый городок коттеджного типа. Все это позволило стабилизировать коллектив, дает ему уверенность в будущем.

На университете лежит ответственность не только за просвещение нации, но и за приумножение интеллектуального, духовного, научно-производственного потенциала республики и региона. Национальные, региональные университеты просто обязаны быть носителями непреходящих ценностей и оплотами стабильности в обществе.